Напоминание

Исследование прокрастинации и перфекционизма у учащихся старших классов


Автор: Волкова Елена Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2" г.Буинска БМР РТ
Населённый пункт: Республика Татарстан, Город Буинск
Наименование материала: статья
Тема: Исследование прокрастинации и перфекционизма у учащихся старших классов
Раздел: полное образование





Назад




В последнее время в средствах массовой информации наиболее часто

стали использовать термин «прокрастинация». Термин «прокрастинация»

был позаимствован из английского языка, «procrastination» - означает

откладывание дела на потом.

Обучение в старших классах - это период в котором особую важность

приобретают

как

учебные

достижения,

так

и

профориентационная

направленность. Успешность сдачи единого гос. экзамена определяется как

внешними

факторами

(возможность

дальнейшего

обучения),

так

и

внутренними (растет потребность в осознании себя способным быть

успешным и достигать своих целей, что формирует соответствующий образ

Я и позволяет планировать дальнейшее будущее, ставить все новые цели и

задачи). Иногда такая ситуация, может перейти в категорию, безусловно

стрессовой. Это может привести к проявлению прокрастинации, когда

обучающиеся откладывает начало или завершение деятельности, в силу

нарастания стрессовых ситуаций.

Зачастую родители проявляют к старшекласснику излишнюю строгость,

критичность, усиленный контроль. «Все эти действия откладываются у него

на психике и могут приводить к проявлению у них тревожности и

прокрастинации. В результате такого излишнего родительского контроля или,

напротив,

-

попустительства

у

подростков-

прокрастинаторов

могут

формироваться многие личностные черты, нарушающие их адаптацию в

социуме: низкая ответственность, высокая тревожность, нерешительность,

лень, недостаточная волевая саморегуляция.

Однако,

не

только

прокрастинация

влияет

на

становление

и

самоопределение личности у старшеклассников. Еще одним препятствием

становится перфекционизм,- это повседневная практика предъявления к себе

требований более высокого качества выполнения деятельности, чем того

требуют обстоятельства» , при не достижении которых, в последствии,

способствует возникновению депрессивного состояния у обучающихся.

Практические рекомендации

практические рекомендации по преодолению прокрастинации.

1. Для преодоления прокрастинации очень важно развивать навыки

адаптивного поведения старшеклассников.

2. Полезно обучать старшеклассников анализировать свои стратегии

поведения в ситуации преодоления трудностей.

3.

Эффективным

средством

для

преодоления

прокрастинации

выступает повышение уверенности в себе.

4. Повышение ответственности за свое поведение усиление уровня

субъективного контроля обучающихся старших классов помогает преодолеть

прокрастинацию.

5. Прокрастинатора важно учить расставлять приоритеты.

практические рекомендации для нормального функционирования

с перфекционизмом.

1.

Чтобы не бояться своих ошибок важно позволять себе их

допускать, ведь без ошибок невозможно обучение, именно через ошибки и их

осознание происходит личностный рост человека.

2.

Перфекционизм оказывает разрушительное действие на самооценку,

поэтому для того, чтобы избегать идеализации своих целей и задач

необходимо ставить себе актуальные и посильные цели, постепенно

увеличивая планку.

3.

Перфекционист слишком сильно ориентирован на результат, его

нужно учить получать удовольствие и от процесса, вместе со всеми

ошибками и неудачами который может сопровождать процесс на путик цели.

4.

Каждый перфекционист нуждается в объяснении, что путь к

результату, это движение по кривой. Перфекционист представляет путь к

успеху как траекторию взлета, но по факту это движение по лабиринту, в

котором есть тупики, требующие возвращения к исходному пункту.

Каждого перфекциониста нужно учить принимать свои эмоции: злость,

отчаянье, прыжки от радости нормально.



В раздел образования