Автор: Волкова Елена Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2" г.Буинска БМР РТ
Населённый пункт: Республика Татарстан, Город Буинск
Наименование материала: статья
Тема: Исследование прокрастинации и перфекционизма у учащихся старших классов
Раздел: полное образование
В последнее время в средствах массовой информации наиболее часто
стали использовать термин «прокрастинация». Термин «прокрастинация»
был позаимствован из английского языка, «procrastination» - означает
откладывание дела на потом.
Обучение в старших классах - это период в котором особую важность
приобретают
как
учебные
достижения,
так
и
профориентационная
направленность. Успешность сдачи единого гос. экзамена определяется как
внешними
факторами
(возможность
дальнейшего
обучения),
так
и
внутренними (растет потребность в осознании себя способным быть
успешным и достигать своих целей, что формирует соответствующий образ
Я и позволяет планировать дальнейшее будущее, ставить все новые цели и
задачи). Иногда такая ситуация, может перейти в категорию, безусловно
стрессовой. Это может привести к проявлению прокрастинации, когда
обучающиеся откладывает начало или завершение деятельности, в силу
нарастания стрессовых ситуаций.
Зачастую родители проявляют к старшекласснику излишнюю строгость,
критичность, усиленный контроль. «Все эти действия откладываются у него
на психике и могут приводить к проявлению у них тревожности и
прокрастинации. В результате такого излишнего родительского контроля или,
напротив,
-
попустительства
у
подростков-
прокрастинаторов
могут
формироваться многие личностные черты, нарушающие их адаптацию в
социуме: низкая ответственность, высокая тревожность, нерешительность,
лень, недостаточная волевая саморегуляция.
Однако,
не
только
прокрастинация
влияет
на
становление
и
самоопределение личности у старшеклассников. Еще одним препятствием
становится перфекционизм,- это повседневная практика предъявления к себе
требований более высокого качества выполнения деятельности, чем того
требуют обстоятельства» , при не достижении которых, в последствии,
способствует возникновению депрессивного состояния у обучающихся.
Практические рекомендации
практические рекомендации по преодолению прокрастинации.
1. Для преодоления прокрастинации очень важно развивать навыки
адаптивного поведения старшеклассников.
2. Полезно обучать старшеклассников анализировать свои стратегии
поведения в ситуации преодоления трудностей.
3.
Эффективным
средством
для
преодоления
прокрастинации
выступает повышение уверенности в себе.
4. Повышение ответственности за свое поведение усиление уровня
субъективного контроля обучающихся старших классов помогает преодолеть
прокрастинацию.
5. Прокрастинатора важно учить расставлять приоритеты.
практические рекомендации для нормального функционирования
с перфекционизмом.
1.
Чтобы не бояться своих ошибок важно позволять себе их
допускать, ведь без ошибок невозможно обучение, именно через ошибки и их
осознание происходит личностный рост человека.
2.
Перфекционизм оказывает разрушительное действие на самооценку,
поэтому для того, чтобы избегать идеализации своих целей и задач
необходимо ставить себе актуальные и посильные цели, постепенно
увеличивая планку.
3.
Перфекционист слишком сильно ориентирован на результат, его
нужно учить получать удовольствие и от процесса, вместе со всеми
ошибками и неудачами который может сопровождать процесс на путик цели.
4.
Каждый перфекционист нуждается в объяснении, что путь к
результату, это движение по кривой. Перфекционист представляет путь к
успеху как траекторию взлета, но по факту это движение по лабиринту, в
котором есть тупики, требующие возвращения к исходному пункту.
Каждого перфекциониста нужно учить принимать свои эмоции: злость,
отчаянье, прыжки от радости нормально.