Автор: Машкова Екатерина Львовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа №1582
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Нейроигры в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Одним из основных направлений федерального государственного
образовательного стандарта является гарантия доступности и равных
возможностей получения полноценного образования детьми с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети с
различными отклонениями в физическом или психическом развитии,
мешающими им полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе.
Дети с ОВЗ имеют различные виды нарушений, такие как задержка
психоречевого развития, расстройства аутистического спектра, нарушения
слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и другие.
Нарушения речи
таких детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер.
Целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого
общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы
обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.
Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в
сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики,
фонетики), сенсорных и психических функций.
Кроме нарушений речи отмечаются:
задержка или отклонение в моторном развитии;
нарушение восприятия (трудности с различением цветов, форм, звуков
и т.д.);
нарушение памяти, внимания, мышления (трудности с запоминанием,
концентрацией, решением задач и т.д.);
нарушение общения и социализации (избегание контакта с другими
людьми, агрессивность, замкнутость и т.д.);
нарушение эмоциональной сферы (частые приступы плача, страха,
гнева, апатии и т.д.).
Все это ведет к тому, что ребенок не усваивает необходимый объем
информации на занятии и, как следствие, не может усвоить программу в
полном объеме.
В связи с этим логопеды ищут и внедряют новые методики для наиболее
продуктивной коррекционной работы. Используемые в логопедической
практике инновационные технологии не рассматриваются как
самостоятельные, а служат эффективным дополнением к общепринятым,
наиболее популярным технологиям и методикам, проверенным временем.
Одной из таких технологий являются нейроигры и нейроупражнения.
Нейроигры и нейроупражнения - это различные телесно-ориентированные
упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые
структуры.
Игры задействуют мозг ребенка, развивают концентрацию внимания, память,
речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение
ориентироваться в пространстве, активизируют речь.
Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более
продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные,
интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует
созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.
Виды нейроигр и упражнений.
Разделить нейроигры по группам можно условно, разные группы игр
преследуют одни и те же цели, перекликаются между собой.
Кинезиологические игры и упражнения.
1. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки
информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие
мозолистого тела головного мозга).
2. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности
(ритмичное изменение положений рук). Всевозможные вариации
упражнений для пальчиков могут применяться для автоматизации звуков в
слогах, словах.
Упражнение «Нос-ухо»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, развитие мозолистого тела
головного мозга благодаря движениям перекрестного характера, улучшение
мыслительной деятельности, повышение стрессоустойчивости, развитие
самоконтролю.
Оборудование: специальное оборудование не требуется.
Ход: левой рукой ребенок держится за правое ухо, правой рукой за нос, затем
хлопает в ладоши и меняет положение рук: правой рукой – за левое ухо,
левой рукой – за нос, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для
автоматизации звуков, чистоговорки.
Упражнение «Пальчики поздоровались»
Цель: улучшение контроля и регулирования деятельности при ритмичном
изменении положений рук, автоматизация звуков.
Оборудование: специальное оборудование не требуется.
Ход: ребенок синхронно и ритмично соединяет каждый пальчик правой и
левой руки начиная с мизинца с большим пальцем и произносит заданный
слог (звук, слова): са-са-са-са.
Варианты: ребенку предлагаются звуки в
изолированном произношении, звуки для автоматизации в слогах, в словах.
Игры на межполушарное взаимодействие.
Эти игры направлены на одновременную работу левого и правого полушарий
мозга.
1. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия позволяют
создать новые нейронные связи в коре головного мозга. У детей при этом
наблюдается положительная динамика в коррекционном процессе,
повышается мотивация и работоспособность, формируется самоконтроль за
речью, звуки быстрее автоматизируются.
2. Упражнения с рисованием, способствующие синхронизации работы
полушарий, восприятию информации, улучшающие запоминание
информации, развитию мелкой моторики.
3. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки
информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие
мозолистого тела головного мозга).
Упражнение «Сортировка по звукам»
Цель: улучшение возможности приема и переработки информации, развитие
межполушарного взаимодействия, развитие мозолистого тела головного
мозга благодаря движениям перекрестного характера, развитию
фонематического восприятия, умения дифференцировать гласные звуки в
изолированном произношении, в слогах, в словах.
Оборудование: две деревянные тарелочки круглой и овальной формы,
камешки разного цвета.
Инструкция: ракрасить кружочки у картинок разными цветами по заданию.
Вместо закрашивания можно выкладывать разноцветные камешки марблс
или пользоваться пластилином (для долговечности лучше заламинировать)
Вариант: «Если услышишь звук [а] – положи камешек в круглую тарелку,
если услышишь звук [о] – в овальную тарелку».
Варианты: ребенку предлагаются звуки в изолированном произношении,
звуки в слогах, звуки в начале слова, в середине слова, в конце слова.
Игра «Нейрокруги»
Цель: формирование нейропсихологических связей, развитие
пространственных представлений, развитие координации движения, развитие
навыков употребления предлогов, навык счета; развитие умения
ориентироваться на листе бумаги, слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: листы бумаги, с наклеенными геометрическими фигурами
разного цвета, по 4-6 штук на одном.
Правила игры:
- поставить 2 руки одновременно на круги определенного цвета согласно
словесной инструкции, в соответствии с последовательностью расположения
цветовой схемы;
- ребенок ставит ладошки на круги определенного цвета, затем сдвигает на
одну вверх, на одну вправо, на одну вниз, на две влево и тд., сообщает на
каких цветах оказался, сколько над ладошками кругов, сколько под;
- одна ладошка ставится на один цвет, другая на другой, по сигналу руки
ставятся на противоположные цвета.
Игра «Зеркальное рисование»
Цель:
развитие межполушарного взаимодействия, точности и координации
движений, формирование функции контроля, развитие мелкой моторики,
внимания.
Оборудование: чистый лист бумаги, доска или фабричные пособия,
фломастеры.
Ход игры: в этом задании нужно следовать кончиками пальцев по контуру
или держа фломастеры в обеих руках одновременно.
Вариант: Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по
карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками
зеркально – симметричные рисунки, буквы.
Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится
эффективность работы всего мозга.
Игра «Нейротаблица или покажи одновременно»
Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизация работы
левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей
оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Ход игры: под диктовку ребенку необходимо одновременно двумя руками
находить одинаковые предметы. Можно играть группой, можно делиться на
команды, или играть индивидуально.
Игра «Сложи целое»
Цель: развитие двух полушарий головного мозга и активизации
познавательных процессов, развитие мелкой моторики, внимания.
Ход игры: предложить ребенку одновременно собрать двумя руками целую
картинку из маленьких деталей. Для развития пространственных
представлений и создание новых межполушарных связей в головном мозге
лучше использовать многокомпонентные картинки. Игра усложняется тем,
что детям не предлагался образец картинки.
Игра «Рисунки на руке»
Цели: развитие тактильного восприятия, воображения.
Ход игры: нарисуйте на руке ребенка символ или фигуру, предложите
угадать, что вы нарисовали и выбрать подходящую карточку.
Рисовать надо медленно, четко, использовать для рисования всю поверхность
руки или ладони.
Игры для развития артикуляционной моторики.
Упражнение «Злой пёс».
1 вариант: Улыбнуться. Покусать кончик языка + ритмично смыкать
соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца
(обеими рукам одновременно).
2 вариант: Улыбнуться. Покусать середину языка + ритмично сжимать все
пальцы в кулак (обеими рукам одновременно).
3 вариант: 1 – 2 выполнять попеременно.
Упражнение «Расчёска - Утюг».
1 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми зубами +
почесать всеми пальцами одну ладонь.
2 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми губами +
почесать всеми пальцами другую ладонь.
3 вариант: 1 – 2 выполнять попеременно.
Упражнение «Часики» и «Качели».
В процессе выполнения данного упражнения язык выполняет несколько
движений с рукой.
Язычок подружился с пальчиком и следует за ним (куда язык, туда и рука)
Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него (язык вправо, рука влево)
Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.
Упражнение «Конфетка».
Толкать языком правую щеку + круговые движения указательным пальцем у
правой щеки (остальные пальцы сомкнуты в кулак).
Тоже самое с левой щекой и левым указательным пальцем. Выполнять
попеременно.
Упражнение «Лошадка».
Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с
большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками
одновременно).
Зрительно-моторные ряды.
Начать нужно с визуального соотнесения и выкладывания рядов, а затем
подключения моторных программ в виде отхлопывания, отстукивания рядов,
и постепенно усложняя, перейти к проговариванию речевого материала
(звукоподражаний, звуков, слогов, слов, составлению предложений и
рассказов).
Используются камушки «марблс», фигурки (большие и маленькие
разноцветные кружки, квадратики, звездочки, листочки и т.д.), различные
мелкие конструкторы, фишки с артикуляционнойI
гимнастикой,
нейроладошки, пуговицы, карточки, природный материал (шишки, орехи,
камни и т.д.).
Игра «Выложи одинаковый ряд».
Цель: развитие пространственно – временных представлений, внимания,
мышления.
По образцу или по заданной инструкции выложить одинаковый ряд двумя
руками.
Можно использовать разные материалы: камушки, ракушки, листики,
палочки, геометрические фигуры и т.д.
При выкладывании каждый предмет нужно называть слово из лексической
темы, подбирать прилагательные к существительным, и т д.
Ряд «Длинно-коротко».
Цуль: развитие слухового внимания, темпо-ритмической стороны речи, а
также пространственно – временных представлений.
Подбираются палочки+камушки.
Инструкция: на камушек ребенок произносит звук коротко, на палочку –
длинно, протягивает звук. Можно выкладывать определенный узор.
Примечание: инструкцию можно усложнить - на камушек ребенок
произносит звук коротко и один раз стучит в бубен, на палочку – тянет звук и
«пробегает» палочкой по металлофону.
Вариант: произнесение слогов с автоматизируемым звуком СА-СО
Подвижные игры на переключение.
Мозжечковая
стимуляция
–
система
упражнений,
направленная
на
совершенствование
функций
мозжечка
и
структур
мозга,
активно
участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка.
Они развивают способность удерживать в голове и выполнять несколько
действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. При этом мозг
насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается
концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.
Для этих игр можно использовать различные мячи по размеру, материалу и
структуре: обычные мячи, су-джок, массажные, мячи-прыгуны, разноцветные
дорожки, скакалки и т д.
Игра «Отбивай-ка».
Даем задание ребенку. Например, на [Л] отбивай мяч правой рукой, на [Р]
левой. Или так: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если
много – левой. А можно и так: если назову живой предмет - отбивай мяч
правой рукой, если неживой – левой.
Игра «Переложи мяч»
Предлагаем ребенку перекладывать или перекатывать мяч из правой руки в
левую и наоборот, при этом проговариваем автоматизируемый звук или слог.
Игра «Я знаю 5 имен мальчиков»
Предлагаем ребенку подкидывать мяч одной или двумя руками, при этом
называть 5 слов из какой-то лексической темы, подбирать слова на
определенный звук, составлять предложения с определенным словом.
«Повтори позу»
Игра полезна для развития зрительного внимания. Взрослый на своем
примере показывает ребенку определенное положение тела, например, стоит
на левой ноге, а правая рука находится на поясе. Ребенок должен это
повторить.
Также можно повторять позу нарисованных фигурок, для этой цели стоит
приобрести специальные карточки или нарисовать их самостоятельно.
«Зеркало»
Игра похожа на предыдущую, только участники стоят лицом друг к другу.
Ведущий выполняет различные движения, а «зеркало» их повторяет. Темп
постепенно наращивается, а затем участники меняются ролями.
Каждое из подобных упражнений активизирует определенный участок мозга
и запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый
изучаемый материал воспринимается детьми более естественно, как бы умом
и
телом,
и
поэтому
лучше
усваивается,
а
также
поддерживается
положительный эмоциональный настрой, стойко удерживается интерес детей
к изучаемому материалу.
Систематическое
использование
нейропсихологических
упражнений-
нейроигр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения,
развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, снижает
утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а это в
свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития
дошкольников с ОВЗ.
Нейроигры дают возможность логопедам более творчески и интересно вести
свою работу. А это и есть залог успеха!