Автор: Дечко Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №498
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
Раздел: дошкольное образование
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной
области «Художественно – эстетическое развитие»
Педагогам
всегда
хочется
поделиться
с
коллегами
чем-то
полезным.
Наборы "Дары Фрёбеля" можно определённо назвать тем самым полезным
средством,
благодаря
которому
можно
разнообразить
непосредственно
образовательную деятельность с детьми. Использование Даров Фребеля в
продуктивных
видах
деятельности
способствует
творческому
развитию
личности.
Система воспитания по Ф. Фрёбелю, известна уже более двухсот пятидесяти
лет,
однако
не
перестала
быть
актуальной,
и
по
сей
день
является
инновационной технологией, потому что уникальна.
Фридрих Вильгельм Август Фребель(1782-1852 г.г.)- известный немецкий
педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного
возраста. В термин “детский сад” Фребель вложил понимание ребенка как
цветка
который
надо
заботливо
выращивать,
сохраняя
при
этом
его
врождённую природу. Также он разработал первые в мире дидактические игры
для дошкольников, ввел пальчиковые игры. Кроме того, именно Фребель
изобрел первую
мозаику
для
детей,
а
также
многие
другие
интересные
развивающие
игры.
Его
«дары»
являются
символическими
элементами
Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба,
цилиндра. Каждый Дар подразумевает, определенные правила использования
и привносит свой вклад в развитие. Его структура и содержание разработаны
в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в
дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и
воспитании ребенка. Вся работа с детьми по дидактической системе Фридриха
Фрёбеля проходит в игровой форме. Фребель называл игру-языком ребенка.
В мире, где каждый жест, каждая эмоция и каждое проявление радости
обретает форму через творческое самовыражение, дары Фрёбеля становятся
не просто инструментом, а настоящим ключом к художественно-
эстетическому развитию. Эти волшебные предметы, предназначенные для
детей, открывают перед ними бескрайние горизонты фантазии, позволяя
познать мир через игру и творчество.
Каждая игрушка, каждая конструкция, созданная из элементов Фрёбеля,
становится не просто объектом, но и средством для глубокого
взаимодействия с окружающей действительностью. С помощью этих даров,
дети учатся воспринимать красоту в простоте форм, исследовать цветовые
сочетания и развивать свои художественные, конструктивные навыки. В
процессе создания они развивают не только мышление и мелкую моторику,
но и душевные качества: терпение, настойчивость и чувство прекрасного.
Одним
из
направлений
художественно
–
эстетического
развития
является
конструктивно
–
модельная
деятельность.
Фребель,
стал
основоположником
индустрии
конструктора
для
детей.
Можно
конечно
спорить, что и до него были предметы похожие на детские конструкторы, но
именно
он
обосновал,
для
чего
они
нужны,
написал
методические
рекомендации.
Конструирование
-
важнейший
вид
деятельности
детей
дошкольного
возраста,
связанный
с
моделированием
как
реально
существующих,
так
и
придуманных
детьми
объектов.
В
процессе
конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства,
знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем
предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными
способами
-
надстраиванием,
пристраиванием,
комбинированием,
конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу.
Есть
два
типа
конструирования:
техническое
(из
строительного
материала, из конструктора, блоков) и художественное (из бумаги и бросового
материала).
При
техническом
конструировании
дети
могут
отражать
в
процессе
деятельности
как
реальные
объекты
тал
фантастические.
В
художественном
конструировании
дети
чаще
всего
отображают
свое
отношение к создаваемым образам, передают характер пользуясь цветом,
фактурой, формой и тп.
Используя «Дары Фрёбеля» в работе с детьми в художественно-эстетическом
развитии учитываются не только особенности возраста, но и возможности
каждого ребёнка в частности, а также их желания, интересы.
Например, при начальном знакомстве с художественным конструированием,
можно предложить детям изобразить простые объекты разными фигурами
(круг, полукруг): мячи разных цветов, воздушные шарики. Далее усложнять
объекты:
цветочек,
дерево,
солнце.
Позже
переходить
к
сюжетному
конструированию, учить выстраивать композицию.
Неважно какой вид конструирования используется, в процессе дети проходят
два этапа: создание замысла (что будут строить, изображать, какой материал
понадобиться) и воплощение замысла.
Основная идея в том, что созданное никогда не разрушается — только
трансформируется. Нужно
направить творчество ребенка таким
образом,
чтобы он учился не уничтожать уже созданное, а изменять и дополнять.
Систематическое и целенаправленное обучение позволяет подвести детей
к овладению способами моделирования, к формированию стойкого интереса к
этому виду деятельности.
Практически
все
наборы
эффективны
при
организации
конструктивной
деятельности с детьми.
Сегодня, в рамках мастер-класса я продемонстрирую вам, как можно
использовать
Дары
Фребеля
при
развитии
навыков
художественного
конструирования.
Мастер –класс (Приложение №1)
Таким образом, внедрение в образовательный процесс игрового набора
«Дары Фребеля» даёт положительные результаты. Дети становятся более
активны, инициативны, проявляют интерес к продуктивной деятельности,
пытаются создавать, творить, учатся взаимодействовать друг с другом и
взрослыми.
Приложение №1
Педагогическая мастерская
«За окном»
Направление: становление эстетического отношения к окружающему миру.
Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру природы,
развитие любознательности, воображения, формирования у детей интереса к
изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; обучение
умению выразительно передавать образы окружающего мира.
Вот я вижу: куст растёт в саду,
Воробьи играют в чехарду,
Вижу крышу дома своего...
А теперь не вижу ничего.
Вот я вижу: пыль стоит столбом,
Грузовик промчался за углом,
Вижу, как шофёр ведёт его...
И опять не вижу ничего.
Вот я вижу: лёгкий мотылёк
Раскачал высокий стебелёк,
Вижу я, как шмель влетел в окно...
И опять вокруг меня темно.
Снова вижу: выбивают кресло,
Вижу, как порхает стрекоза...
До чего же это интересно:
Открывать и закрывать глаза!
(О. Дриз, «Игра»)
Оборудование: дар 8,9,10
Описание игры: воспитатель читает стихотворение, затем предлагает детям
игру «За окном». Дети делают основу «Рамка» на белом листе бумаги.
Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и сделать в своем «окне» -
рамке то, что они увидели.
«Украшаем елку».
Направление: реализация самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной).
Цель: становление
эстетического
отношения
к
окружающему
миру,
формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с
основами композиции.
Простые игрушки сквозь щелку
Однажды увидели елку:
"Давайте-ка елку нарядим!
Залезем на ветки и сядем!"
Полезли на елку игрушки.
Мартышка уже на верхушке.
Под Мишкою ветка прогнулась,
Под Зайчиком чуть покачнулась.
Цыплята висят, как фонарики,
Матрешки - как пестрые шарики...
"Эй, елочные игрушки,
Снегурочки, звезды, хлопушки,
Стекляшки витые, литые,
Серебряные, золотые!
Пока вы пылились на полке,
Мы все очутились на елке!
Сейчас ребятишек обрадуем!
Ой, батюшки! Падаем! Падаем!"
(В. Берестов, «Новогоднее происшествие»)
Оборудование: Дар 8,9,10
Содержание работы: воспитатель предлагает детям игру «Украшаем елку».
Целесообразно спросить у детей, что такое зима, чем она отличается от других
времен года, что им нравится делать зимой. Детям раздают напечатанные
зеленые елочки. Воспитатель предлагает подготовить елки к новогоднему
празднику.
ДИ «ПРОДОЛЖИ РЯД»
Задачи: Формировать умение находить закономерность в расположении
фигур, располагать фигуры в
определенной последовательности; развивать мелкую моторику.
Оборудование: полоски с изображением трех геометрических фигур,
геометрические фигуры из набора
№7.
Содержание игры: детям предлагаются карточки, на которых расположены
геометрические фигуры в
определенной последовательности. Детям нужно определить, в какой
последовательности расположены
геометрические фигуры на карточках, и продолжить ряд.
«ГЕОМЕТРИЧЕСКИ ЛАБИРИНТ»
Задачи: Закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг,
квадрат, треугольник),развивать зрительное восприятие.
Оборудование: карточки с изображением лабиринта из геометрических
фигур, геометрические фигуры из набора №7.
Содержание игры: педагог предлагает помочь курочке найти цыпленка,
выложив дорожку к нему из геометрических фигур
3дар Куб из кубиков
В комплект входит восемь абсолютно одинаковых небольших кубиков, из
которых можно сложить один большой куб. Ребенок учится считать,
понимать, что такое часть и целое, как из маленьких элементов сделать
большой.
Карточки “жизненные формы”- фигуры из окружающей жизни
Карточки “Формы прекрасного”- орнаментные узоры (вид объемного
тела сверху)
Карточки “Формы познания”- часть в пропорции к целому
Смайлик
В завершении мастер-класса предлагаю вам выложить на листах бумаги с
помощью колец, полуколец и фишек смайлики. Если вам было интересно,
познавательно-то веселый смайлик, если было трудно, непонятно-то
грустный смайлик