Напоминание

Причины антисоциального поведения подростков


Автор: Яковенко Антонина Егоровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ РС(Я) "ОСРЦН"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Олекминск
Наименование материала: статья
Тема: Причины антисоциального поведения подростков
Раздел: высшее образование





Назад




Причины антисоциального поведения подростков

Переходный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека.

Главная особенность подросткового возраста - резкие изменения, затрагивающие все

стороны жизни. В этот период наблюдается пик эмоциональной неуравновешенности.

Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием,

настроение подростков подвержено резким перепадам. Важнейшими чертами подросткового

возраста являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении

признаков,

свидетельствующих

о

желании

утвердить

свою

самостоятельность,

независимость. Они стараются продемонстрировать себя, свою взрослость, удовлетворяя

потребности в самопознании и самоутверждении, но не всегда знают, как понять других. Это

может затруднять взаимодействие с родителями, педагогами и друг с другом.

Подросткам трудно справиться с собой, и порой внутренний хаос начинает прорываться

наружу. На уроках в школе, в окружающем социуме они, зачастую, ведут себя

демонстративно, игнорируют требования педагогов, родителей и взрослых людей со

стороны. Вследствие этого ухудшается качество учебной деятельности, проявляются

различные

нарушения

в

поведении.

Наблюдается

также

низкий

уровень

умения

противостоять негативным внешним факторам и неумение строить контакты в социуме.

В неблагополучных семьях, где нет определенных норм и правил, несовершеннолетние

дети попросту не могут выстраивать свои отношения сначала с родителями, а впоследствии

со сверстниками, учителями и другими людьми. Все это приводит к тому, что дети

замыкаются на своих проблемах. У них нарушается процесс социализации, рвутся

социальные связи. Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример

родителей: их равнодушие к людям, лицемерие, грубость, тунеядство, алкоголизм,

преступления совершаемые взрослыми членами семьи, создают ту неблагоприятную

микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости детей и

подростков.

В ситуации семейного неблагополучия и, как следствие, при нарушении процесса

социализации

оказывается

фрустрированным

целый

ряд

социальных

потребностей

подростков из неблагополучных семей: в положительной оценке значимых взрослых

(родителей, учителей), в самоуважении (низкая успеваемость) и общении (изоляция в

школьном коллективе). В результате единственной целью подростка становится избавление

от

отрицательных

эмоциональных

переживаний,

вызванных

психотравмирующими

воздействиями, в том числе путем употребления алкогольных напитков и наркотиков.

Зачастую дети и подростки из неблагополучных семей представляют проблему для

общества, причиняя вред и себе и социуму. Неблагополучие семьи порождает людей не

готовых нормально функционировать и находить свое достойное место в обществе.

Важнейшей

задачей

органов

профилактики,

социальных

педагогов,

психологов

и

преподавателей

является

осуществление

социально-профилактической

работы

как

с

несовершеннолетними, так и с членами их семей. Большое значение при работе с детьми и

подростками

из

неблагополучных

семей

также

имеет

психолого-педагогическое

сопровождение родителей (законных представителей), так как именно работа с родителями

дает начало улучшению микроклимата в семье при ухудшении детско-родительских

отношений.

Своевременно

оказанная

профессиональная

комплексная

помощь

социально

неблагополучной

семье

(совместно

со

всеми

заинтересованными

учреждениями,

ведомствами и организациями) будет способствовать нормализации психологического фона

внутри семьи, позволит снизить и даже локализовать неблагоприятные социальные факторы.

Все это позволяет улучшить условия проживания детей в данной категории семей,

скорректировать

отклоняющееся

поведение

детей

и

подростков,

восстановить

воспитательный потенциал семьи.



В раздел образования