Автор: Яковенко Антонина Егоровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ РС(Я) "ОСРЦН"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Олекминск
Наименование материала: статья
Тема: Причины антисоциального поведения подростков
Раздел: высшее образование
Причины антисоциального поведения подростков
Переходный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека.
Главная особенность подросткового возраста - резкие изменения, затрагивающие все
стороны жизни. В этот период наблюдается пик эмоциональной неуравновешенности.
Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием,
настроение подростков подвержено резким перепадам. Важнейшими чертами подросткового
возраста являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении
признаков,
свидетельствующих
о
желании
утвердить
свою
самостоятельность,
независимость. Они стараются продемонстрировать себя, свою взрослость, удовлетворяя
потребности в самопознании и самоутверждении, но не всегда знают, как понять других. Это
может затруднять взаимодействие с родителями, педагогами и друг с другом.
Подросткам трудно справиться с собой, и порой внутренний хаос начинает прорываться
наружу. На уроках в школе, в окружающем социуме они, зачастую, ведут себя
демонстративно, игнорируют требования педагогов, родителей и взрослых людей со
стороны. Вследствие этого ухудшается качество учебной деятельности, проявляются
различные
нарушения
в
поведении.
Наблюдается
также
низкий
уровень
умения
противостоять негативным внешним факторам и неумение строить контакты в социуме.
В неблагополучных семьях, где нет определенных норм и правил, несовершеннолетние
дети попросту не могут выстраивать свои отношения сначала с родителями, а впоследствии
со сверстниками, учителями и другими людьми. Все это приводит к тому, что дети
замыкаются на своих проблемах. У них нарушается процесс социализации, рвутся
социальные связи. Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример
родителей: их равнодушие к людям, лицемерие, грубость, тунеядство, алкоголизм,
преступления совершаемые взрослыми членами семьи, создают ту неблагоприятную
микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости детей и
подростков.
В ситуации семейного неблагополучия и, как следствие, при нарушении процесса
социализации
оказывается
фрустрированным
целый
ряд
социальных
потребностей
подростков из неблагополучных семей: в положительной оценке значимых взрослых
(родителей, учителей), в самоуважении (низкая успеваемость) и общении (изоляция в
школьном коллективе). В результате единственной целью подростка становится избавление
от
отрицательных
эмоциональных
переживаний,
вызванных
психотравмирующими
воздействиями, в том числе путем употребления алкогольных напитков и наркотиков.
Зачастую дети и подростки из неблагополучных семей представляют проблему для
общества, причиняя вред и себе и социуму. Неблагополучие семьи порождает людей не
готовых нормально функционировать и находить свое достойное место в обществе.
Важнейшей
задачей
органов
профилактики,
социальных
педагогов,
психологов
и
преподавателей
является
осуществление
социально-профилактической
работы
как
с
несовершеннолетними, так и с членами их семей. Большое значение при работе с детьми и
подростками
из
неблагополучных
семей
также
имеет
психолого-педагогическое
сопровождение родителей (законных представителей), так как именно работа с родителями
дает начало улучшению микроклимата в семье при ухудшении детско-родительских
отношений.
Своевременно
оказанная
профессиональная
комплексная
помощь
социально
неблагополучной
семье
(совместно
со
всеми
заинтересованными
учреждениями,
ведомствами и организациями) будет способствовать нормализации психологического фона
внутри семьи, позволит снизить и даже локализовать неблагоприятные социальные факторы.
Все это позволяет улучшить условия проживания детей в данной категории семей,
скорректировать
отклоняющееся
поведение
детей
и
подростков,
восстановить
воспитательный потенциал семьи.