Напоминание

Применение технологии РКМ на уроках русского языка и литературы


Автор: Ромасюкова Юлия Валентиновна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №19
Населённый пункт: г.ЗАПОЛЯРНЫЙ
Наименование материала: Описание опыта работы
Тема: Применение технологии РКМ на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Использование технологии РКМ на уроках русского языка и литературы

(представление опыта работы)

Умение читать в современном мире рассматривается как развивающаяся совокупность

знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое совершенствуется на

протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. А основы

грамотного чтения закладываем мы - школьные учителя. Мы всегда это делали, раньше

получалось лучше. Почему?

Может быть потому, что создаваемая нами развивающая среда уже не соответствует

требованиям быстроменяющегося мира? Потому, что мы предлагаем ребенку осваивать

современный мир несовременными способами, приемами, методами? А какие они, эти

современные приемы и стратегии работы с текстом?

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие

критического мышления учеников. Критическое мышление означает процесс соотнесения

внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что

можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают

ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже

отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.

Под грамотностью чтения понимают способность человека к осмыслению письменных

текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения

собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни

общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чте-

нием как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования,

подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества. Таким образом,

грамотность чтения характеризуется четырьмя главными умениями, которыми должен

овладеть ученик:

общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

нахождение информации;

интерпретация текста;

рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка

Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только

слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.

Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой

популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить

ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими.

Поэтому, грамотность чтения оценивают на основании способностей школьников к

восприятию и работе с различными текстовыми формами (например, тексты бланков,

списки, тексты, заключенные в диаграммы и таблицы) и различными формами изложения

текстов (повествование, описание и рассуждение), чаще всего используемыми во взрослой

жизни.

Критический анализ — самая высокая ступень осмысления текста, которая находит

выражение в дополнениях к прочитанному, выражении сомнения или несогласия и

отстаивании своей точки зрения. Развить с способности к критическому мышлению

можно с помощью Технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Ожидаемые результаты:

• умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным

потоком в разных областях знаний;

• пользоваться различными способами интегрирования информации;

• задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

• решать проблемы;

• вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и

представлений;

• выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к

окружающим;

• аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

• способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

• брать на себя ответственность;

• участвовать в совместном принятии решения;

• выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

• умение сотрудничать и работать в группе и др.

Стадия

(фаза)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные приемы и

методы

1. Вызов

Вызов уже

имеющихся

знаний по

изучаемому

вопросу, акти-

визация учащихся,

мотивация для

дальнейшей

работы

Ученик

вспоминает,

что ему

известно по

изучаемому

вопросу, задает

вопросы, на

которые хотел

бы получить

ответ

Составляет списки известной

информации, рассказ-предпо-

ложение по ключевым словам,

систематизация материала

(графическая): кластеры,

таблицы; верные и неверные

утверждения; перепутанные

логические цепочки; «Мозго-

вая атака»

Информацию, полученную на первой стадии, выслушивают, записывают,

обсуждают. Работу проводят индивидуально, парами, группами

2.

Осмысление

Сохранения

интереса

к теме при

непосредственной

работе с новой

информацией,

постепенное

продвижения от

знаний «старого»

к «новому»

Ученик читает

текст,

используя

предложенные

учителем ак-

тивные методы

чтения, делает

пометки на

полях или

ведет записи по

мере

осмысления

новой

информации

Методы активного чтения:

маркировка с использованием

значка «V», «+», «—», «?»

(по мере чтения ставят на по-

лях справки); ведение

различных записей типа

двойных дневников, бортовых

журналов; поиск ответов на

поставленный в первой части

урока вопросы.

Стратегия РАФТ.

Стратегия ИДЕАЛ.

Стратегия ФИШ БОУН.

Стратегии: «Мозаика

проблем», «Уголки»,

Денотатный граф. Стратегии

постановки вопросов:

«Ромашка Блума», «Тонкие» и

«толстые» вопросы

Непосредственный контакт с текстом. Работу проводят индивидуально,

парами, группами

3.

Рефлексия

Вернуть учащихся

к первоначальным

записям —

предположениям,

внести изменения,

дополнение, дать

творческие,

исследовательские

или практические

задания на основе

изученной

информации

Учащиеся

соотносят

«новую»

информацию

со «старой»,

используя

знания,

полученные на

стадии

осмысления

Заполнение кластеров, таблиц,

установление причинно-

следственных связей между

блоками информации; возврат

к ключевым словам, верным и

неверным утверждениям;

ответы на поставленные

вопросы.

Организация устных и

письменных круглых столов.

Оформление портфолио;

«бортовых журналов».

Синквейн.

Диаманта, эссе, органайзер.

Стратегия «Шесть шляп»

Описание приемов и стратегий ТРКМ

Технология развития критического мышления в своем арсенале содержит большое

многообразие различных приемов, методик, стратегий. Есть среди них широко

распространенные, которые легко вписываются в содержательный контекст любой

предметной области. Среди них такие как «Мозговая атака», «Корзина идей»,

«Синквейн», «Таблица ЗХУ», «Кластер».

Но есть такие приемы и стратегии, для использования которых нужен особый текст,

включающий не только констатацию событий или явлений, но и раскрывающий логику

происходящего, обозначающий противоречия, включающий оценочные суждения.

Задания, к подобным текстам дадут возможность учащимся научиться не только выявлять

проблемы, но и решать их. Сотрутся в памяти даты исторических событий, но умение

видеть причинно-следственные связи между ними никуда не денется.

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам,

формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание

строится на готовых ответах, технология развития критического мышления

ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся

необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается

живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только

ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся

к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На всех стадиях работы используются как индивидуальные, так и групповые формы

работы. В течение урока нужно обязательно поощрять работу каждого ребенка,

выслушивать всех, никогда не критиковать личные мнения детей.

Для того, чтобы научиться осмысленно воспринимать исторические события, объяснять

исторические процессы учащимся необходимо не только знать учебный материал, но и

вырабатывать собственное мнение, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по

отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки

зрения других. Сформировать данные образовательные результаты мне помогают такие

приемы и стратегии ТРКМ как “Верные и неверные высказывания”, «Ромашка Блума»,

«РАФТ» и другие.

На стадии вызова на уроках использую прием “Верные и неверные высказывания», как в

классическом, так и в модифицированном виде.

Прием “Верные и неверные высказывания”.

Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который

они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные

утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией,

возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя

на уроке полученную информацию.

Стадия осмысления представляет собой получение новой информации по данной теме,

ее систематизации и подробного анализа. Ученик, обретая стимул посредством

активизации познавательной активности, осваивает получаемую информацию в полной

мере, тем самым рассматривая сущность изучаемого объекта. На данном этапе технологии

критического мышления происходит формирование базовых умений, навыков обучения.

На стадии Осмысления в системе использую стратегии «Ромашка Блума», «РАФТ»,

приемы «Денотатный граф», «План к тексту», методика «Пирамидальная история», игру

«Как вы думаете».

Стратегия «Ромашка Блума»

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип

вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты,

вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты

говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему,

вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся

возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их

задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но

подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?"

и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на

деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из

интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса

"срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы

условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как

вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или

иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один

урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи

между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где

вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя

рассказа?".

Стратегия РАФТ

Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание,

повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи

будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой

обращается.

Итак РАФТ - это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

Данная стратегия формирует ряд умений и навыков учащихся:

- готовность к импровизации;

- свободное взаимодействие ( общение на том языке, на котором думает собеседник);

- анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к

миру;

- формирует понимание специфики жанра, учит разбираться в художественных

средствах.

Необходимо также заметить, что форма 3-го лица помогает снять страх перед

самостоятельным высказыванием.

Прием Денотатный граф

Используется для систематизации и наглядного графического представления

существенных признаков рассматриваемого понятия.

Правила составления денотатного графа:

1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться

денотатный граф.

2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки.

Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:

глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;

глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать,

осуществляться;

глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться,

опираться, базироваться;

глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение

значения понятия.

3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с

ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение

полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма.

Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным,

но и высказать новые гипотезы.

На стадии рефлексии, очень полезна работа с понятиями, противоположными по смыслу,

то есть, написание диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и

последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха

составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из

первой строки)

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи

понятий, противоположных по значению.

Заключение

Таким образом, применение в учебном процессе приемов и методов ТРКМ позволяет

создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации

школьников, формировать метапредметные компетенции и реализовать личностно-

ориентированный подход в обучении.

Систематическое использование приемов, методик и стратегий ТРКМ дает возможность

сформировать у учащихся такие метапредметные умения как:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей

деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,

структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст

(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,

информационный, текст non-fiction);

• критически оценивать содержание и форму текста. деятельностью

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся получает

возможность самому в процессе обучения конструировать этот процесс и отслеживать

направления своего интеллектуального развития, определять свой уровень читательской

грамотности.

В целом же выбор методов, средств и приемов обучения зависит от особенностей класса

Результативность опыта

Применение элементов технологии развития критического мышления дало

положительные результаты: повысился уровень качества выполнения заданий с текстами

в рамках ОГЭ и ЕГЭ; повысился интерес учащихся к исследовательской деятельности,

ребята активно участвуют в научно-практических конференциях, в олимпиадах по

предметам и викторинах разного уровня.

Таким образом, можно сделать вывод, что Технология развития критического мышления –

эффективное средство повышения учебной мотивации, формирования основ смыслового

чтения.



В раздел образования