Автор: Пряничникова Юлия Хамдамовна
Должность: Учитель русского языка,литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Верхняя Салда, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одарёнными детьми
Раздел: среднее образование
Работа с одарёнными детьми
В системе модернизации образования вопрос развития одаренности является одним из
важных. Потому создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных
детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных
задач современного общества, нуждающегося в неординарных творческих личностях.
Прежде чем говорить об одаренности, нужно выяснить, что же понимается под
данным понятием. Одаренность — это системное, развивающееся в течение всей жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком все более
высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми [2].
Ф. Гальтон в своем исследовании считал, что гениальность отражает сплав трёх
компонентов:
1) таланта (как высшего проявления ума);
2) характера (как личностных и мотивационных черт, обеспечивающих его реализацию);
3) выносливости, способности к усердной работе (как энергетического показателя) [6].
По мнению А. М. Матюшкина, психологическая структура одаренности совпадает с
основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое
развитие человека:
- более раннее и быстрое развитие речи, мышления;
- ранняя увлеченность музыкой, рисованием и т.д.
- исследовательская и творческая деятельность;
- любознательность;
- проблемность, постоянная открытость чему-то новому;
- оригинальность;
- прогнозирование и предвосхищение;
Поэтому одаренные дети в силу своих личных особенностей наиболее восприимчивы к
окружающей действительности, чувствительны к оценке их деятельности. Одаренные
дети могут быть в разных видах деятельности:
- практическая (спорт, ремесла, организаторская деятельность);
- познавательная (интеллектуальная, академическая);
-художественно-эстетическая (хореографическая, сценическая, изобразительная);
- коммуникативная (лидерская, социальная);
- духовно-нравственная (создание новых духовных ценностей, служение людям) [3].
Может ли любой педагог выявить ту или иную одаренность у ребенка? По словам М.
Б. Нечаевой, самый оригинальный и остроумный способ предложили в 1968 году
американские исследователи Р. Розенталь и Л. Якобсон. Они осуществили в нескольких
школах
США
оригинальный
эксперимент,
провели
тестирование
умственных
способностей учеников и обозначили педагогам несколько детей, которые отличались
повышенными интеллектуальными способностями. При этом исследователи намеренно
ввели в заблуждение учителей: ими были названы случайно выбранные, ничем пока не
выдающиеся
дети.
Проведенное
через
год
повторное
тестирование
позволило
зафиксировать реальное улучшение показателей умственного развития указанных
учащихся.
Получается,
что
основным
элементом
подготовленности
педагога
с
одаренными детьми является его убежденность в том, что ребенок «одарен», вера в
возможности ребенка.
На тему личностных качеств учителя, способствующих успешному сотрудничеству с
одаренными детьми, писали Д. Богоявленская, А. Верхозина, Н. Лейтис. Сложность
организации обучения одаренных детей отмечается нетипичностью подходов в каждом
отдельном случае. Предоставить алгоритмы работы с такими учащимися недостаточно,
необходимо, чтобы учитель мог адаптировать полученные теоретические сведения для
своих одаренных учеников. Определение оптимального сочетания личностных качеств,
знаний и умений, способствующих организации учебно-воспитательного процесса для
развития способностей, является первоочередным этапом при разработке системы
подготовки учителя к работе с одаренными детьми.
Содержание теоретического компонента готовности учителя к работе с одаренными
детьми отображается его умениями, которые составляют практический компонент. Этот
практический компонент является главным критерием сформированности теоретической
готовности. К. Сили определил следующие профессиональные качества педагога,
необходимые для работы с одаренными учащимися:
- проектирование процесса обучения в соответствии с результатами диагностического
обследования учащегося;
- модификация учебных программ;
- стимулирование когнитивных способностей учащихся;
- работа по специально разработанным учебным планам;
- предоставление консультации ученикам и их родителям [7].
Отечественные исследователи предлагают состав умений и навыков, отображающих
практический компонент готовности учителя к работе с одаренными детьми:
- использование в учебном процессе методов развития творческих способностей
учащихся;
- создание программ и технологий обучения на основе их личных качеств;
- психолого-педагогическое консультирование, поддержка детей и их родителей [5].
Следовательно, практический компонент готовности учителя к работе с одаренными
детьми отражается умением использовать приемы и методы для развития способностей
ребенка (предлагать творческие задания, использовать вопросы открытого характера,
предоставлять возможность выбора), созданием благоприятной атмосферы, чтобы
учащиеся
чувствовали
себя
нужными
и
важными,
организация
и
проведение
индивидуального обучения с одаренными учениками, предоставление консультаций по
предмету и вопросам личностного характера.
Литература:
1.
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей.
2.
Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности
3.
Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности.
4.
Юнг К. Феномен одаренности.
5.
Яковина А. В. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками.
6.
Ф. Гальтон. Наследственный гений: исследование его законов и последствий.
7.
К. Сили. Психолого-педагогическая готовность педагога к работе с одарёнными
детьми.