Напоминание

Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников в играх с математическим содержанием»


Автор: Федосеева Ксения Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д.с.8"Звездочка"
Населённый пункт: г.о.г. Кулебаки
Наименование материала: План по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников в играх с математическим содержанием» на 2024-2025г.
Тема: Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников в играх с математическим содержанием»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с № 8 «Звездочка»

План по самообразованию на тему:

«Развитие элементарных математических

представлений у старших дошкольников в

играх с математическим содержанием»

на 2024-2025г.

Выполнила:

Федосеева К.С.

с. Мурзицы, 2025г

Сентябрь

- Изучение необходимой литературы в соответствии с профилем группы.

- Консультация для родителей на тему: «Как помочь ребенку запомнить

графические изображения цифр»

- Пополнение предметно-пространственной развивающей среды в групповом

помещении дидактическими играми по ФЭМП.

- ООД по ФЭМП на тему: «Поможем Буратино»

Октябрь

- Оформление картотеки игр по ФЭМП на закрепление навыков устного счета.

-

Оформление

картотеки

стихов,

помогающих

закрепить

временные

представления детей (время года, месяцы, дни недели).

- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам:

«Осень», «Овощи. Огород», «Сад. Фрукты», «Домашние птицы».

- Открытый показ ООД по ФЭМП на тему: «Морская Прогулка».

Ноябрь

- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам:

«Комнатные растения», «Наш город», «Посуда».

-Консультация для родителей на тему: «Учим математику дома»

- ООД на тему: «Путешествие на математический остров»

Декабрь

- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам:

«Домашние животные зимой», «Зима», «Новый год».

- Открытый показ викторины «Умники и Умницы»

Январь

- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Дикие

животные зимой», «Зима. Зимующие птицы», «Профессии на стройке».

Февраль

-

Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам:

«Одежда», «Обувь», «Наша армия», «Профессии. Швея».

-Круглый стол с логопедом на тему: «Логопедия с математикой друзья»

Март

Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам:

«Транспорт», «Весна», «Профессии на транспорте», «Детский сад. Профессии».

- Открытый показ инсценировки сказки «Числовой теремок»

Апрель

- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Лес»,

«Космос», «Первые весенние цветы», «Хлеб».

-Реализация проекта « Страна Математика»

Май

- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам:

«Правила дорожного движения», «Полевые цветы», «Насекомые», «Лето».

- Открытый показ математического КВН

- Открытый показ инсценировки сказки «Числовой теремок»

-Выступление на педсовете

В группе создан центр «Занимательная математика». В него вошли

развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей,

формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами,

величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать

логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют

развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости,

упражнять

в

согласовании

прилагательных

и

числительных

с

существительными в роде, числе и падеже.

Формировать

грамматические

навыки

и

представления.

Знакомить

ребенка с порядковыми числительными, учить согласовывать существительные

с числительными, учить детей определять пространственное расположение

предметов с помощью предлогов, употреблять эти предлоги в словосочетаниях;

упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе;

развивать

внимание,

память,

логическое

мышление;

воспитывать

познавательный интерес. Активизировать словарь детей. Учить речевому

сопровождению своих действий во время игры. Всю работу в центре

занимательной

математики

организовываю

с

учётом

индивидуальных

особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его

умственного

и

нравственно-волевого

развития,

проявления

активности,

вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их.

Помогаю освоить игру. Эти и многие другие математические дидактические

игры я успешно использую в своей логопедической работе с детьми (ОНР),

добиваюсь стабильных, хороших результатов коррекционного обучения.

Развивающая предметно-пространственная

среда в групповом помещении.

Был пополнен уголок по ФЭМП следующими дидактическими

играми:

И.д. «Математический поезд», «Сравни числа», «Впиши числа», «Поставь

нужное число», «Помоги отремонтировать автомобиль», «Поставь машины в

гараж», игра с прищепками «Найди цифру», «Помоги белочке собрать желуди»,

«Математические домики», «Дерево примеров» «Математические цветочки»,

«Рассели цифры в домики», «Посади цветок», «Найди нужный знак», «Найди

соседей», Лэпбуки «Дружные фигуры», «Занимательная математика», «Считаю

до….», «Веселая математика»

Нами были приобретены следующие пособия:

1.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с

ОНР (с 6 до 7 лет). Организованная образовательная деятельность. – СПб.:

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 464 с.

2.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с

ОНР (с 4 до 5 и с 5 до 6 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 448 с.

3.

Нищева Н.В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений

у дошкольников с ОНР (с 5 до 6 лет), ( 6 до 7 лет) – СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 40 с.

Анализ процесса самообразования

План по самообразованию себя оправдывает и частично реализован.

Изучались

методические

пособия

по

формированию

элементарных

математических представлений в соответствии с профилем группы. Происходит

творческое

сотрудничество

с

учителем-логопедом

Цыгановой

Татьяной

Владимировной.

Были проведены открытые ООД по ФЭМП на тему: «Морская прогулка»-в

октябре 2020г, «Поможем Буратино»-в сентябре 2020г, « Путешествие в сказку

математика»-ноябрь 2020г. Открытый показ викторины «Умники и Умницы»-

декабрь 2020г, запланировано: Реализация проекта на тему «Математика и

речь»-февраль2021г, инсценировка сказки «Числовой теремок»-март 2021,

открытый показ математического КВН»-май 2021г.

Выводы: Изучение выбранной темы помогло мне в организации ООД по

ФЭМП. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.

Хотелось бы подробнее остановиться на этой теме. В перспективе на 2021-2022

учебный год планирую:

1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических

представлений через игру (дидактическую, логическую, подвижную и т.д.)с

детьми ОНР» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по

данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации,

посиделки, организации совместных праздников.

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью

интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал

математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности,

способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Задачи:

1. Развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.

3.Систематизировать имеющийся дидактический материал по развитию речи и

математике.

4.Продолжать обучать детей различать и называть геометрические фигуры,

различать понятия «больше, меньше», «один - много», упражнять в счёте,

определять пространственные направления (вперед-назад, вверх-вниз, влево-

вправо) и временные понятия (времена года, дни недели, месяцы, части суток),

обогащать сенсорный опыт. Развивать словесно-логическое мышление,

грамматический строй речи и связную речь.

Дата заполнения декабрь 2020 года.

Картотека игр

Для закрепление навыков устного счета.

1.

Играющие сжимают руки в кулачки и считают, негромко отстукивая по столу

или по полу: первый играющий ударяет кулаком правой руки – один, второй

левой – два и правой – три, третий левой – четыре, правой – пять и т. Д.

Можно спросить, под какую руку приходилось у каждого из детей четное

число, под какую – нечетное. Потом можно попросить нечетные числа

отбивать громко, а четные – тихо, соответственно произнося их. Затем можно

сделать и наоборот.

2.

Бросаем мяч друг другу со словами «больше пяти». Поймавший мяч отвечает

«семь» и сам задает задание «меньше восьми».

3.

Игроки становятся в круг, бросают друг другу небольшой, лучше мягкий

мячик и называют числа по порядку. Никто не знает, кому будет брошен мяч

в следующий момент.

4.

Бросающий мяч называет число, например «пять». Сосед слева должен

назвать число, на единицу меньшее, справа – на единицу большее, сам

поймавший – бросить мяч следующему и назвать число для него.

5.

На полу разбросать карточки с написанными числами по числу детей и

попросить каждого взять любую карточку и как можно быстрее встать по

порядку в линию.

6.

На полу разложить обручи с номерами и предложить детям прыгать по

порядку из первого обруча в десятый. Аналогично можно поставить трассу из

дуг для подлезания.

Картотека стихов,

помогающих закрепить временные представления детей

(время года, месяцы, дни недели).

1.

Стихотворение, которое поможет запомнить осенние месяцы.

В сентябре кружатся листья.

Кто их красит желтой кистью?

В октябре все птичьи стаи

Вдаль за море улетают.

А ноябрь – месяц скучный.

Он сгребает листья в кучу,

Сыплет сереньким дождем,

И гулять мы не идем.

2.

Стихотворение, которое поможет запомнить зимние месяцы.

В декабре зима пришла,

Много снега принесла.

В январе крепчал мороз,

Щеки нам щипал и нос.

В феврале метели

В город прилетели.

3.

Стихотворение, которое поможет запомнить весенние месяцы.

В марте солнце ярко светит,

С ручейком играют дети.

А апрель принес подснежник,

Самый первый, самый нежный.

Май пришел с листвою,

С сочною травою.

4.

Стихотворение, которое поможет запомнить летние месяцы.

А июнь пришел с цветами,

На него взгляните сами.

Вслед июль с жарой пришел,

Первый мед принес для пчел.

Август фруктов целый воз,

Словно сказочник, привез.

5.

Игра «Мишкина неделя». Совершенствование временных представлений

(дни недели).

В понедельник спозаранку

Вышел мишка на полянку,

Пожевал лесной малинки,

Потоптался на тропинке.

А во вторник на рыбалку

Мишка вышел вперевалку.

И на озере лесном

Был изловлен мишкой сом.

В среду был медведь у пчел.

Сладкоежка не учел,

Что за мед заплатит слишком:

Был покусан глупый мишка.

Ничему не научился.

И в четверг он провинился.

Муравейник им разрушен,

А медведь опять укушен.

В пятницу у рыбака

Был обед из судака.

А в субботу – из ершей,

Конопатых малышей.

В воскресенье понемногу

Утеплил медведь берлогу

И улегся крепко спать

На дубовую кровать.

Анализ процесса самообразования

План по самообразованию себя оправдал и был полностью реализован.

Изучались

методические

пособия

по

формированию

элементарных

математических представлений в соответствии с профилем группы. Происходит

творческое

сотрудничество

с

учителем-логопедом-Цигановой

Татьяной

Владимировной.

Были проведены открытые ООД по ФЭМП на тему: «Морская прогулка»-в

октябре 2020г, «Поможем Буратино»-в сентябре 2020г, « Путешествие в

сказку математика»-ноябрь 2020г. Открытый показ викторины «Умники и

Умницы»-декабрь 2020г, запланировано: открытый показ ООД на тему

«Путешествие на математический остров»-февраль2021г, инсценировка

сказки «Числовой теремок»-март 2021, открытый показ математического

КВН»-май 2021г.

Выводы: Изучение выбранной темы помогло мне в организации ООД по

ФЭМП. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.

Хотелось бы подробнее остановиться на этой теме. В перспективе на 2021-2022

учебный год планирую:

1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических

представлений через игру (дидактическую, логическую, подвижную и т.д.)с

детьми ОНР» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по

данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации,

посиделки, организации совместных праздников.

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью

интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал

математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности,

способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Дата заполнения декабрь 2020 года

Развивающая предметно-пространственная

среда в групповом помещении.

Был пополнен уголок по ФЭМП следующими

дидактическими играми:

«Русское лото», Ассоциации. «Учим цифры», «Мои первые цифры»,

«Времена года и праздники», «Четвертый лишний», «Веселая математика»,

«В городе (классифицируем предметы по группам)», «Арифметика на

магнитах», «Цветные плашки», «Домино (животные)», «Я - покупатель»,

конструктор «Техно», «Сложи узор», «Времена года. Ассоциации», «Одежда

по сезонам», «Головоломка», «Математический поезд», «Сравни числа»,

«Впиши числа», «Поставь нужное число», «Помоги отремонтировать

автомобиль», «Поставь машины в гараж», игра с прищепками «Найди

цифру», «Помоги белочке собрать желуди», «Математические домики»,

«Дерево примеров» «Математические цветочки», «Рассели цифры в

домики», «Посади цветок», «Найди нужный знак», «Найди соседей»,

Лэпбуки «Дружные фигуры», «Занимательная математика», «Считаю

до….», «Веселая математика»



В раздел образования