Автор: Федосеева Ксения Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д.с.8"Звездочка"
Населённый пункт: г.о.г. Кулебаки
Наименование материала: План по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников в играх с математическим содержанием» на 2024-2025г.
Тема: Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников в играх с математическим содержанием»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с № 8 «Звездочка»
План по самообразованию на тему:
«Развитие элементарных математических
представлений у старших дошкольников в
играх с математическим содержанием»
на 2024-2025г.
Выполнила:
Федосеева К.С.
с. Мурзицы, 2025г
Сентябрь
- Изучение необходимой литературы в соответствии с профилем группы.
- Консультация для родителей на тему: «Как помочь ребенку запомнить
графические изображения цифр»
- Пополнение предметно-пространственной развивающей среды в групповом
помещении дидактическими играми по ФЭМП.
- ООД по ФЭМП на тему: «Поможем Буратино»
Октябрь
- Оформление картотеки игр по ФЭМП на закрепление навыков устного счета.
-
Оформление
картотеки
стихов,
помогающих
закрепить
временные
представления детей (время года, месяцы, дни недели).
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам:
«Осень», «Овощи. Огород», «Сад. Фрукты», «Домашние птицы».
- Открытый показ ООД по ФЭМП на тему: «Морская Прогулка».
Ноябрь
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам:
«Комнатные растения», «Наш город», «Посуда».
-Консультация для родителей на тему: «Учим математику дома»
- ООД на тему: «Путешествие на математический остров»
Декабрь
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам:
«Домашние животные зимой», «Зима», «Новый год».
- Открытый показ викторины «Умники и Умницы»
Январь
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Дикие
животные зимой», «Зима. Зимующие птицы», «Профессии на стройке».
Февраль
-
Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам:
«Одежда», «Обувь», «Наша армия», «Профессии. Швея».
-Круглый стол с логопедом на тему: «Логопедия с математикой друзья»
Март
Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам:
«Транспорт», «Весна», «Профессии на транспорте», «Детский сад. Профессии».
- Открытый показ инсценировки сказки «Числовой теремок»
Апрель
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Лес»,
«Космос», «Первые весенние цветы», «Хлеб».
-Реализация проекта « Страна Математика»
Май
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам:
«Правила дорожного движения», «Полевые цветы», «Насекомые», «Лето».
- Открытый показ математического КВН
- Открытый показ инсценировки сказки «Числовой теремок»
-Выступление на педсовете
В группе создан центр «Занимательная математика». В него вошли
развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей,
формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами,
величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать
логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют
развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости,
упражнять
в
согласовании
прилагательных
и
числительных
с
существительными в роде, числе и падеже.
Формировать
грамматические
навыки
и
представления.
Знакомить
ребенка с порядковыми числительными, учить согласовывать существительные
с числительными, учить детей определять пространственное расположение
предметов с помощью предлогов, употреблять эти предлоги в словосочетаниях;
упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе;
развивать
внимание,
память,
логическое
мышление;
воспитывать
познавательный интерес. Активизировать словарь детей. Учить речевому
сопровождению своих действий во время игры. Всю работу в центре
занимательной
математики
организовываю
с
учётом
индивидуальных
особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его
умственного
и
нравственно-волевого
развития,
проявления
активности,
вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их.
Помогаю освоить игру. Эти и многие другие математические дидактические
игры я успешно использую в своей логопедической работе с детьми (ОНР),
добиваюсь стабильных, хороших результатов коррекционного обучения.
Развивающая предметно-пространственная
среда в групповом помещении.
Был пополнен уголок по ФЭМП следующими дидактическими
играми:
И.д. «Математический поезд», «Сравни числа», «Впиши числа», «Поставь
нужное число», «Помоги отремонтировать автомобиль», «Поставь машины в
гараж», игра с прищепками «Найди цифру», «Помоги белочке собрать желуди»,
«Математические домики», «Дерево примеров» «Математические цветочки»,
«Рассели цифры в домики», «Посади цветок», «Найди нужный знак», «Найди
соседей», Лэпбуки «Дружные фигуры», «Занимательная математика», «Считаю
до….», «Веселая математика»
Нами были приобретены следующие пособия:
1.
Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с
ОНР (с 6 до 7 лет). Организованная образовательная деятельность. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 464 с.
2.
Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с
ОНР (с 4 до 5 и с 5 до 6 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 448 с.
3.
Нищева Н.В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений
у дошкольников с ОНР (с 5 до 6 лет), ( 6 до 7 лет) – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 40 с.
Анализ процесса самообразования
План по самообразованию себя оправдывает и частично реализован.
Изучались
методические
пособия
по
формированию
элементарных
математических представлений в соответствии с профилем группы. Происходит
творческое
сотрудничество
с
учителем-логопедом
Цыгановой
Татьяной
Владимировной.
Были проведены открытые ООД по ФЭМП на тему: «Морская прогулка»-в
октябре 2020г, «Поможем Буратино»-в сентябре 2020г, « Путешествие в сказку
математика»-ноябрь 2020г. Открытый показ викторины «Умники и Умницы»-
декабрь 2020г, запланировано: Реализация проекта на тему «Математика и
речь»-февраль2021г, инсценировка сказки «Числовой теремок»-март 2021,
открытый показ математического КВН»-май 2021г.
Выводы: Изучение выбранной темы помогло мне в организации ООД по
ФЭМП. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
Хотелось бы подробнее остановиться на этой теме. В перспективе на 2021-2022
учебный год планирую:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических
представлений через игру (дидактическую, логическую, подвижную и т.д.)с
детьми ОНР» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по
данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации,
посиделки, организации совместных праздников.
Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью
интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал
математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности,
способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
1. Развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.
3.Систематизировать имеющийся дидактический материал по развитию речи и
математике.
4.Продолжать обучать детей различать и называть геометрические фигуры,
различать понятия «больше, меньше», «один - много», упражнять в счёте,
определять пространственные направления (вперед-назад, вверх-вниз, влево-
вправо) и временные понятия (времена года, дни недели, месяцы, части суток),
обогащать сенсорный опыт. Развивать словесно-логическое мышление,
грамматический строй речи и связную речь.
Дата заполнения декабрь 2020 года.
Картотека игр
Для закрепление навыков устного счета.
1.
Играющие сжимают руки в кулачки и считают, негромко отстукивая по столу
или по полу: первый играющий ударяет кулаком правой руки – один, второй
левой – два и правой – три, третий левой – четыре, правой – пять и т. Д.
Можно спросить, под какую руку приходилось у каждого из детей четное
число, под какую – нечетное. Потом можно попросить нечетные числа
отбивать громко, а четные – тихо, соответственно произнося их. Затем можно
сделать и наоборот.
2.
Бросаем мяч друг другу со словами «больше пяти». Поймавший мяч отвечает
«семь» и сам задает задание «меньше восьми».
3.
Игроки становятся в круг, бросают друг другу небольшой, лучше мягкий
мячик и называют числа по порядку. Никто не знает, кому будет брошен мяч
в следующий момент.
4.
Бросающий мяч называет число, например «пять». Сосед слева должен
назвать число, на единицу меньшее, справа – на единицу большее, сам
поймавший – бросить мяч следующему и назвать число для него.
5.
На полу разбросать карточки с написанными числами по числу детей и
попросить каждого взять любую карточку и как можно быстрее встать по
порядку в линию.
6.
На полу разложить обручи с номерами и предложить детям прыгать по
порядку из первого обруча в десятый. Аналогично можно поставить трассу из
дуг для подлезания.
Картотека стихов,
помогающих закрепить временные представления детей
(время года, месяцы, дни недели).
1.
Стихотворение, которое поможет запомнить осенние месяцы.
В сентябре кружатся листья.
Кто их красит желтой кистью?
В октябре все птичьи стаи
Вдаль за море улетают.
А ноябрь – месяц скучный.
Он сгребает листья в кучу,
Сыплет сереньким дождем,
И гулять мы не идем.
2.
Стихотворение, которое поможет запомнить зимние месяцы.
В декабре зима пришла,
Много снега принесла.
В январе крепчал мороз,
Щеки нам щипал и нос.
В феврале метели
В город прилетели.
3.
Стихотворение, которое поможет запомнить весенние месяцы.
В марте солнце ярко светит,
С ручейком играют дети.
А апрель принес подснежник,
Самый первый, самый нежный.
Май пришел с листвою,
С сочною травою.
4.
Стихотворение, которое поможет запомнить летние месяцы.
А июнь пришел с цветами,
На него взгляните сами.
Вслед июль с жарой пришел,
Первый мед принес для пчел.
Август фруктов целый воз,
Словно сказочник, привез.
5.
Игра «Мишкина неделя». Совершенствование временных представлений
(дни недели).
В понедельник спозаранку
Вышел мишка на полянку,
Пожевал лесной малинки,
Потоптался на тропинке.
А во вторник на рыбалку
Мишка вышел вперевалку.
И на озере лесном
Был изловлен мишкой сом.
В среду был медведь у пчел.
Сладкоежка не учел,
Что за мед заплатит слишком:
Был покусан глупый мишка.
Ничему не научился.
И в четверг он провинился.
Муравейник им разрушен,
А медведь опять укушен.
В пятницу у рыбака
Был обед из судака.
А в субботу – из ершей,
Конопатых малышей.
В воскресенье понемногу
Утеплил медведь берлогу
И улегся крепко спать
На дубовую кровать.
Анализ процесса самообразования
План по самообразованию себя оправдал и был полностью реализован.
Изучались
методические
пособия
по
формированию
элементарных
математических представлений в соответствии с профилем группы. Происходит
творческое
сотрудничество
с
учителем-логопедом-Цигановой
Татьяной
Владимировной.
Были проведены открытые ООД по ФЭМП на тему: «Морская прогулка»-в
октябре 2020г, «Поможем Буратино»-в сентябре 2020г, « Путешествие в
сказку математика»-ноябрь 2020г. Открытый показ викторины «Умники и
Умницы»-декабрь 2020г, запланировано: открытый показ ООД на тему
«Путешествие на математический остров»-февраль2021г, инсценировка
сказки «Числовой теремок»-март 2021, открытый показ математического
КВН»-май 2021г.
Выводы: Изучение выбранной темы помогло мне в организации ООД по
ФЭМП. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
Хотелось бы подробнее остановиться на этой теме. В перспективе на 2021-2022
учебный год планирую:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических
представлений через игру (дидактическую, логическую, подвижную и т.д.)с
детьми ОНР» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по
данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации,
посиделки, организации совместных праздников.
Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью
интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал
математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности,
способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
Дата заполнения декабрь 2020 года
Развивающая предметно-пространственная
среда в групповом помещении.
Был пополнен уголок по ФЭМП следующими
дидактическими играми:
«Русское лото», Ассоциации. «Учим цифры», «Мои первые цифры»,
«Времена года и праздники», «Четвертый лишний», «Веселая математика»,
«В городе (классифицируем предметы по группам)», «Арифметика на
магнитах», «Цветные плашки», «Домино (животные)», «Я - покупатель»,
конструктор «Техно», «Сложи узор», «Времена года. Ассоциации», «Одежда
по сезонам», «Головоломка», «Математический поезд», «Сравни числа»,
«Впиши числа», «Поставь нужное число», «Помоги отремонтировать
автомобиль», «Поставь машины в гараж», игра с прищепками «Найди
цифру», «Помоги белочке собрать желуди», «Математические домики»,
«Дерево примеров» «Математические цветочки», «Рассели цифры в
домики», «Посади цветок», «Найди нужный знак», «Найди соседей»,
Лэпбуки «Дружные фигуры», «Занимательная математика», «Считаю
до….», «Веселая математика»