Напоминание

Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка с ОВЗ через совершенствование его конструкторских способностей


Автор: Буркова Елена Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО СЮТ
Населённый пункт: пгт. Свободный
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка с ОВЗ через совершенствование его конструкторских способностей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие интеллектуально-творческого потенциала

личности ребенка с ОВЗ через совершенствование его

конструкторских способностей

ПДО Буркова Е.С.

«Творчество является уделом всех, …оно является нормальным и постоянным

спутником детского развития» (В.В. Давыдов).

Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые

задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к

одарённым

и

талантливым

детям,

к

детям

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

к

особенностям

раскрытия

и

развития

их

способностей

в

процессе

образования.

Творческая

деятельность

индивидуальна.

А

её

формирование

и

развитие

является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.

Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной

творческой деятельности самих людей.

Всестороннее

развитие

способностей

открывает

каждому

человеку

доступ

к

разным профессиям и формам деятельности.

Творческая

деятельность

имеет

серьезное

значение

в

жизни

детей

с

ограниченными возможностями здоровья:

усиливается ощущение собственной личностной ценности,

активно строятся индивидуальные социальные контакты,

возникает чувство внутреннего контроля и порядка,

творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными

переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.

Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить

со зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети

ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда

невербальное

средство

оказывается

единственным

инструментом,

вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья

имеют множество ограничений в различных видах

деятельности.

Они не всегда самостоятельны.

Их мотивация к различным видам деятельности

и

возможности

приобретения

навыков

сильно

ограничены.

Трудности

в

освоении

окружающего

мира

приводят

к

возникновению

эмоциональных

проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.).

Часто

мир

для

них

кажется

пугающим

и

опасным.

Невозможность

выразить

свои

переживания, например, в игре, как это происходит

у

обычных

детей,

приводит

к

возрастанию

эмоционального

напряжения,

как

следствие,

к

возникновению поведенческих проблем.

Основные направления коррекционной работы:

Совершенствование

движений

и

сенсомоторного

развития:

развитие

мелкой

моторики кисти и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция

отдельных

сторон

психической

деятельности:

развитие

зрительного

восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование

обобщенных

представлений

о

свойствах

предметов

(цвет,

форма,

величина);

развитие пространственных представлений ориентации; развитие представлений о

времени; слухового внимания и памяти;

Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; -

навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми

понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

умения планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей.

Основные направления коррекционной работы:

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; -

развитие

словесно-логического

мышления

(умение

видеть

и

устанавливать

логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Коррекция

нарушений

в

развитии

эмоционально-личностной

сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и

т.д.).

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Особое внимание, по моему

мнению, следует обратить на создание благоприятного психологического климата в

процессе развития и обучения, отношений взаимного доверия и уважения между

педагогом

и

учащимися,

атмосферы

предотвращения

психотравмирующих

ситуаций на занятии.

Принципы работы с учащимися ОВЗ

В целях развития творческого потенциала учащихся с ОВЗ нужно

строить систему работы, основываясь на учете следующих принципов:

• принцип учета структуры дефекта;

• деятельностный принцип;

• принцип создания ситуации успеха;

• принцип доступности материала;

• принцип эмоциональной насыщенности;

• принцип взаимосвязи разных видов деятельности;

• принцип реализации потребности в социальной принадлежности;

принцип

создания

ситуаций,

способствующих

формированию

социальных навыков и умений.

Условия развития творческой способности у детей с

ограниченными возможностями здоровья

1.

Материальная,

ресурсная,

психологическая

готовность

образовательных

учреждений

принять

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

готовность

распознать

и

развивать

творческую одаренность (или творческие способности) ребенка.

2.

Адекватная позиция родителей детей с ограниченными возможностями

здоровья,

их

вера

в

возможности

и

способности

ребенка

к

преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей и

современные формы взаимодействия образовательного учреждения с

семьями воспитанников и обучающихся.

3.

Психолого-педагогическое сопровождение учащегося с ОВЗ.

Организация работы по развитию творческого потенциала у

детей с ОВЗ через конструкторские способности

1.

Необходимо

учитывать

не

только

наличие

соответствующих

рекомендаций

по

выбору

образовательного

маршрута,

но

и

в

условиях общеобразовательного процесса строить индивидуальный

подход.

2.

Детям с ОВЗ в творческой деятельности проще создавать модель,

выполняя

пошагово

конструирование

по

образцу,

демонстрируемому педагогом.

3.

На

следующем

уровне

можно

использовать

готовую

сконструированную модель и просить ребенка её повторить.

Требования для отбора дидактического материала

для детей с ОВЗ

1.

Отбор

наглядного,

занимательного

и

практического

материала

осуществляю в соответствии с задачами обучения, а также с учетом

уровня

психофизического

развития

детей,

индивидуализации

заданий.

2.

Осуществлять

руководство

деятельностью

детей

при

работе

с

подобранным материалом.

3.

Игры,

задания,

упражнения

применять

как

для

закрепления

материала, так и для решения новых задач.

4.

Практиковать создание положительных эмоций, способствующих

более осознанному восприятию предлагаемого материала.

5.

Производить

варьирование

демонстрационного

материала

и

практической деятельности.

Формы работы для развития интеллектуально-творческого потенциала

личности ребенка с ОВЗ через совершенствование его конструкторских

способностей

Беседа

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления,

приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или

на столе.

Воспроизведение знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и

конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов,

разных вариантов моделей.

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий

(предметов), самостоятельное их преобразование.

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для

обыгрывания сюжета.

Просмотр презентаций, фильмов, использование аудиозаписей и технических средств

обучения.

Выставки творческих работ.

Музыкальное сопровождение для физминуток, пальчиковых игр, фон для занятий.

Заключение

Деятельность – это первое условие развития у ребенка познавательных процессов.

Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность.

Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали

детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Лего-конструирование

это

вид

моделирующей

творческо-продуктивной

деятельности. Диапазон использования LEGO с точки зрения конструктивно-игрового

средства для детей довольно широк.

Действительно,

конструкторы

LEGO

зарекомендовали

себя

как

образовательные

продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и

развивающие

игрушки.

Универсальный

конструктор

побуждает

к

умственной

активности развивает моторику рук.

Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.



В раздел образования