Автор: Буркова Елена Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО СЮТ
Населённый пункт: пгт. Свободный
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка с ОВЗ через совершенствование его конструкторских способностей
Раздел: дополнительное образование
Развитие интеллектуально-творческого потенциала
личности ребенка с ОВЗ через совершенствование его
конструкторских способностей
ПДО Буркова Е.С.
«Творчество является уделом всех, …оно является нормальным и постоянным
спутником детского развития» (В.В. Давыдов).
Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые
задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к
одарённым
и
талантливым
детям,
к
детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
к
особенностям
раскрытия
и
развития
их
способностей
в
процессе
образования.
Творческая
деятельность
индивидуальна.
А
её
формирование
и
развитие
является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.
Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной
творческой деятельности самих людей.
Всестороннее
развитие
способностей
открывает
каждому
человеку
доступ
к
разным профессиям и формам деятельности.
Творческая
деятельность
имеет
серьезное
значение
в
жизни
детей
с
ограниченными возможностями здоровья:
•
усиливается ощущение собственной личностной ценности,
•
активно строятся индивидуальные социальные контакты,
•
возникает чувство внутреннего контроля и порядка,
•
творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными
переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.
Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить
со зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети
ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда
невербальное
средство
оказывается
единственным
инструментом,
вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья
имеют множество ограничений в различных видах
деятельности.
Они не всегда самостоятельны.
Их мотивация к различным видам деятельности
и
возможности
приобретения
навыков
сильно
ограничены.
Трудности
в
освоении
окружающего
мира
приводят
к
возникновению
эмоциональных
проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.).
Часто
мир
для
них
кажется
пугающим
и
опасным.
Невозможность
выразить
свои
переживания, например, в игре, как это происходит
у
обычных
детей,
приводит
к
возрастанию
эмоционального
напряжения,
как
следствие,
к
возникновению поведенческих проблем.
Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование
движений
и
сенсомоторного
развития:
развитие
мелкой
моторики кисти и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция
отдельных
сторон
психической
деятельности:
развитие
зрительного
восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование
обобщенных
представлений
о
свойствах
предметов
(цвет,
форма,
величина);
развитие пространственных представлений ориентации; развитие представлений о
времени; слухового внимания и памяти;
Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; -
навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми
понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
умения планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; -
развитие
словесно-логического
мышления
(умение
видеть
и
устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция
нарушений
в
развитии
эмоционально-личностной
сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и
т.д.).
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Особое внимание, по моему
мнению, следует обратить на создание благоприятного психологического климата в
процессе развития и обучения, отношений взаимного доверия и уважения между
педагогом
и
учащимися,
атмосферы
предотвращения
психотравмирующих
ситуаций на занятии.
Принципы работы с учащимися ОВЗ
В целях развития творческого потенциала учащихся с ОВЗ нужно
строить систему работы, основываясь на учете следующих принципов:
• принцип учета структуры дефекта;
• деятельностный принцип;
• принцип создания ситуации успеха;
• принцип доступности материала;
• принцип эмоциональной насыщенности;
• принцип взаимосвязи разных видов деятельности;
• принцип реализации потребности в социальной принадлежности;
•
принцип
создания
ситуаций,
способствующих
формированию
социальных навыков и умений.
Условия развития творческой способности у детей с
ограниченными возможностями здоровья
1.
Материальная,
ресурсная,
психологическая
готовность
образовательных
учреждений
принять
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
готовность
распознать
и
развивать
творческую одаренность (или творческие способности) ребенка.
2.
Адекватная позиция родителей детей с ограниченными возможностями
здоровья,
их
вера
в
возможности
и
способности
ребенка
к
преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей и
современные формы взаимодействия образовательного учреждения с
семьями воспитанников и обучающихся.
3.
Психолого-педагогическое сопровождение учащегося с ОВЗ.
Организация работы по развитию творческого потенциала у
детей с ОВЗ через конструкторские способности
1.
Необходимо
учитывать
не
только
наличие
соответствующих
рекомендаций
по
выбору
образовательного
маршрута,
но
и
в
условиях общеобразовательного процесса строить индивидуальный
подход.
2.
Детям с ОВЗ в творческой деятельности проще создавать модель,
выполняя
пошагово
конструирование
по
образцу,
демонстрируемому педагогом.
3.
На
следующем
уровне
можно
использовать
готовую
сконструированную модель и просить ребенка её повторить.
Требования для отбора дидактического материала
для детей с ОВЗ
1.
Отбор
наглядного,
занимательного
и
практического
материала
осуществляю в соответствии с задачами обучения, а также с учетом
уровня
психофизического
развития
детей,
индивидуализации
заданий.
2.
Осуществлять
руководство
деятельностью
детей
при
работе
с
подобранным материалом.
3.
Игры,
задания,
упражнения
применять
как
для
закрепления
материала, так и для решения новых задач.
4.
Практиковать создание положительных эмоций, способствующих
более осознанному восприятию предлагаемого материала.
5.
Производить
варьирование
демонстрационного
материала
и
практической деятельности.
Формы работы для развития интеллектуально-творческого потенциала
личности ребенка с ОВЗ через совершенствование его конструкторских
способностей
Беседа
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления,
приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или
на столе.
Воспроизведение знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и
конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов,
разных вариантов моделей.
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий
(предметов), самостоятельное их преобразование.
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для
обыгрывания сюжета.
Просмотр презентаций, фильмов, использование аудиозаписей и технических средств
обучения.
Выставки творческих работ.
Музыкальное сопровождение для физминуток, пальчиковых игр, фон для занятий.
Заключение
Деятельность – это первое условие развития у ребенка познавательных процессов.
Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность.
Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали
детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.
Лего-конструирование
–
это
вид
моделирующей
творческо-продуктивной
деятельности. Диапазон использования LEGO с точки зрения конструктивно-игрового
средства для детей довольно широк.
Действительно,
конструкторы
LEGO
зарекомендовали
себя
как
образовательные
продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и
развивающие
игрушки.
Универсальный
конструктор
побуждает
к
умственной
активности развивает моторику рук.
Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.