Автор: Рубан Яна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Каневской СРЦН"
Населённый пункт: Каневской район, станица Новоминская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Современные педагогические технологии в реабилитационном процессе: богатство, разнообразие, эффективность»
Раздел: дополнительное образование
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КАНЕВСКОЙ
СОЦИАЛНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Методический материал к
методическому часу:
«Современные педагогические
технологии в реабилитационном
процессе: богатство, разнообразие,
эффективность»
Материал подготовила:
воспитатель отделения диагностики
и социальной реабилитации:
Рубан Яна Сергеевна
Новоминская
2024
Новое время и новые требования определяют новые методы, формы,
средства,
технологии,
используемые
в
педагогической
практике,
ориентированные на личность ребенка, развитие его индивидуальных
способностей.
Необходимость усвоения несовершеннолетними большего объема
информации, и выработки практических навыков по ее применению, ведет к
созданию
педагогами
новых
способов
подачи
информации,
новых
технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к
методикам обучения и воспитания.
Инновационные
технологии
-
это система методов, способов, приёмов обучения,
направленных
на
достижение позитивного результата в личностном развитии ребёнка в
современных социокультурных условиях.
В современном воспитании на первое место выходит личность ребенка
и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий в своей работе
я использую:
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно - коммуникативные технологии;
- игровые технологии.
Основные направления моей работы в социально-реабилитационном
центре
для
несовершеннолетних
основываются
на
программах
дополнительного образования: «Патриоты Кубани», «Хочу все знать»,
«Хозяин
и
хозяюшка»,
«Наша
безопасность»,
«Остров
здоровья»,
«Мастерилка»;
комплексной
программе
социальной
реабилитации
несовершеннолетних «Я - УСПЕШНЫЙ».
При
организации
занятий
чаще
всего
использую
следующие
технологии:
здоровьесберегающие
технологии,
информационно
-
коммуникативные технологии, игровые технологии.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- самостоятельная деятельность детей;
- подвижные игры;
- утренняя гимнастика;
- динамические паузы во время занятий;
- спортивные мероприятия.
Работа воспитателей по формированию здорового образа жизни
направлена на сохранения и укрепления здоровья детей. Для формирования
навыков здорового образа жизни я использую следующие методы работы:
1. Каждый новый день, как правило, начинается с утренней зарядки.
Она поднимает детям настроение и заряжает энергией на весь день. Я
использую
все методы для поддержания хорошего настроения своих
воспитанников.
Стараюсь подбирать
интересные
комплексы
утренней
зарядки.
2. Провожу
индивидуальную работу с несовершеннолетними, тем
самым пытаясь донести до детей значимость здорового образа жизни, что
необходимо ухаживать за своим телом, следить за здоровьем, внутренним и
внешним состоянием организма, правильно питаться, заниматься спортом,
вести подвижный образ жизни для поддержания и сохранения здоровья,
рассказывают несовершеннолетним о пагубном влиянии вредных привычек,
которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний,
существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков,
населения в целом.
3. Ведется реабилитационная работа, включающая в себя блок занятий,
направленных на формирование
навыков здорового образа жизни. На
занятиях используется наглядный материал, который помогает лучше
усвоить тему; мультимедийные презентации: «Если хочешь быть здоровым»,
«Полезная пища», «Уход за телом», «Спорт- залог здоровья», «Курение- враг
твоему здоровью» и другие; проводятся игры: «Огород- хоровод», «Ссора
овощей»; просмотр и обсуждение познавательных мультфильмов: «Зарядка и
простуда», «Сказочный домик для витаминов»; чтение и обсуждение
рассказа К.Д. Ушинского «Лекарство»; проводятся познавательные беседы на
темы: «Части тела», «Что у меня внутри?», «Для чего человеку нужна
пища?», «Здоровье всего дороже».
4.
Организация полноценного досуга детей. Проводятся различные
досуговые и спортивные мероприятия, направленные
на формирования
здорового образа жизни, укрепление иммунитета, поднятие волевого духа и
стремление сохранить свое здоровье.
5. Реабилитационная работа направлена на гигиеническое обучение,
которое является важным условием сохранения и укрепления здоровья.
Обучение
направлено
на
формирование
элементарных
гигиенических
навыков: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и
физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая
возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем
воздухе, навыки личной гигиены.
Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий):
Я, как современный педагог, широко использую в своей работе
информационно-коммуникативные
технологии.
Информационно
-
коммуникационные технологии способствуют лучшему усвоению материала
детьми,
повышают
познавательный
интерес,
активизируют
мыслительную деятельность воспитанников.
На
занятиях
применяю
информационные
технологии
в процессе
изучения
новых
для
воспитанников
понятий,
для
обобщения
и
систематизации полученных знаний, при выполнении игровых и творческих
заданий. Осуществляю подбор дополнительного познавательного материала
к занятиям: схемы, предметные и сюжетные картинки, раскраски, маски и др.
Воспитанники, просматривая материал в яркой и интересной для них
форме, являясь свидетелями происходящего на экране, учатся сопереживать
происходящему, что способствует чёткому восприятию материала по той или
иной теме.
Активно применяю мультимедийное сопровождение, демонстрирую
воспитательные
видеоролики
и
мультфильмы.
При
проведении
физкультминуток,
на
занятиях
творчества,
в
минутки
релаксации практикую использование
классической
музыки. Включение
аудио
и
видео
средств,
позволяет
реализовать
не
только
принцип
наглядности, но и значительно повышает интерес к изучению, познанию
чего-либо.
ПРИМЕРЫ:
-
презентации,
видеоролики,
документальные
фильмы,
мультфильмы.
Использование
презентаций
во
время
кружковой
работы
или
реабилитационных занятий повышает интерес детей, ненавязчиво обогащает
ребенка новыми знаниями;
-
аудиозапись.
Различные притчи по теме реабилитационного занятия,
фрагменты или целые записи сказок, наполненных звуками природы,
музыкой, разноголосное сопровождение, интонация автора;
- классическая или релаксационная музыка;
- совместное создание коллажей или презентации.
Использование коммуникационных технологий носит развивающий и
стимулирующий характер, компьютер становится необходимым средством в
воспитательной реабилитационной работе.
Игровая технология,
где
игра
помогает
обучению.
Практика
показывает, что занятие с использованием игровых ситуаций, способствуют
появлению активного познавательного интереса. На таких занятиях есть
элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в
группе, когда достижение цели зависит от личных усилий каждого. При этом,
игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Игра – это тот
вид деятельности, где дети учатся общаться друг с другом, дружить, уважать
мнение сверстников. В своей работе использую дидактические, сюжетно-
ролевые,
игры-путешествия,
игры-развлечения,
викторины,
конкурсы,
народные,
подвижные
и
малоподвижные,
спортивно-оздоровительные,
развивающие.
ПРИМЕРЫ:
- игры на установление доверительных отношений:
«Я взрослею», «Какой я хороший», «Что значит, быть вежливым?».
- игры на формирование культуры поведения:
«Жизнь взрослых», «Таможня», «Пойми меня», «Скульптор», «Артисты
пантомимы».
- игры на сотрудничество, сплочение коллектива:
«Золотой ключик», «Мост», «Башни», «Сиамские близнецы»,
«Спина к
спине».
- игры на коллективное доверие, внимание, расслабление, создания
положительного настроения:
«Море, суша, небо», «Гроза», «Болото», «Вопрос соседу», «Хохотунья.
Я считаю, что благодаря взаимосвязи всех перечисленных технологий
и современных педагогических технологий в целом, реабилитационный
процесс становится результативный, эффективным, современным.