Напоминание

Воспитание творческой направленности личности младших школьников в условиях коллективной деятельности


Автор: Юлина Марина Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ "Минусинская школа-интернат"
Населённый пункт: Красноярский край, город Минусинск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание творческой направленности личности младших школьников в условиях коллективной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитание творческой направленности личности младших

школьников в условиях коллективной деятельности

На современном этапе изучения детей с особенными

образовательными потребностями проблема развития у них

творческих способностей является очень актуальной, ведь большое

внимание уделяется именно формированию у детей способности

творчески мыслить.

Каждый ребенок неповторим, уникален и талантлив. Это целый

мир нереализованных возможностей. Моя задача как педагога в

том, чтобы увидеть, понять и раскрыть эти таланты, сделать все,

чтобы ребенок раскрылся, наполнился красками, радостью и светом

своего таланта.

Воспитание творческой направленности личности младших

школьников в условиях коллективной деятельности является

важным аспектом их общего развития и формирования личности.

Творческая направленность предполагает способность и стремление

ребенка к самовыражению, созданию нового и оригинального, что в

свою очередь способствует развитию его креативных способностей

и уверенности в своих силах.

Стараюсь вовлекать школьников младших классов к

совместной работе. Такая деятельность привлекает их потому, что

вызывает яркие эмоции и переживания. Опираясь на данную

«интересную» детям работу, ставлю перед обучающимися новые

задачи, которые требуют новых форм общения, организуя данную

деятельность совместно со взрослыми или другими детьми,

усложняя самостоятельность ребенка, мы развиваем их творческий

потенциал.

Глухие и слабослышащие дети находят иные способы общения и

выражения

своих

мыслей

с

помощью

предметов,

действий,

рисунков, обращаясь к вынужденной форме общения в виде

мимико-жестикуляторной речи, основанной на системе жестов,

каждый из которых имеет свое значение.

Сохранные анализаторы, позволяющие развивать творческую

деятельность у детей с нарушениями слуха: ощущение, восприятие,

внимание, память. Опираясь на эти качества и главное, на

визуальное

восприятие

школьников,

добиваюсь

ощутимых

результатов при правильном педагогическом подходе.

Любые дети с особыми образовательными потребностями имеют

очень сложный внутренний мир. На начальных этапах их развития

помогаю таким детям увидеть, услышать, почувствовать все

многообразие окружающей среды, помочь им раскрыть свое Я,

понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и

взаимодействовать в нем.

Младший школьный возраст является одним их сенситивных

периодом для развития творческого потенциала, способностей

каждого ребенка, овладения им различными видами деятельности, в

том числе и творческими.

Творческая деятельность – реализация способностей, создание

чего-то нового, интересного, необычного. К условиям,

способствующим успешному развитию творческих способностей и

самореализации детей, относятся психические познавательные

процессы, свойства личности каждого ребенка. Средством,

способным решать все эти задачи, является искусство.

Оно заключает в себе художественно-эстетические,

гуманистические, познавательные, нравственные ценности и

воздействует на нравственное, духовное становление личности.

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в

работе с которыми искусство используется не только как средство

их художественного развития, но и оказывает на них лечебное

воздействие, является способом профилактики и коррекции

нарушений.

Важную роль в жизни детей с нарушениями слуха играют

эмоции, которые помогают им воспринимать действительность и

реагировать на неѐ, развивают способность распознавать

эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации,

умение ставить себя на его место в различных ситуациях. Самый

короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка и снятие

зажатости – обучение чувствованию и художественному

воображению. Этот путь лежит через сочинительство,

фантазирование, рисование, пение, хореографию и многое другое,

что может дать занятие творческой деятельностью.

В течении пяти лет я работаю с учащимися с нарушением слуха

по индивидуальной образовательной программе по теме

«Воспитание творческой направленности личности младших

школьников в условиях коллективной деятельности».

В своей работе с детьми использую творческие проекты.

Такие как «Волшебные краски «Эбру», в них дети приобрели

практические навыки рисование картин в технике «Эбру»

( рисование на воде красками).

Через проект «Куклы коренных народов нашего края» ребята

выяснили, когда появились куклы, какие традиционные куклы были

у русского народа, какое назначение имела каждая кукла. У ребят

развились творческие способности, они научились делать кукол

своими руками.

Во время работы над проектом «Душистое мыло» у школьников

сформировались навыки сотрудничества, взаимопонимания,

развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения,

наблюдать. Результатом работы данного проекта явилось

изготовления детьми мыла своими руками. Ребята пришли к

выводу, что мыло не только гигиеническое средство которое

помогает бороться с болезнями и поддерживать чистоту тела, но и

отличный подарок.

Участвуя в творческой деятельности дети научились наблюдать,

планировать работу, экспериментировать, сравнивать, работать в

команде. У них обогатился словарный запас, сформировалось

чувство ответственности, развились творческие способности. Для

организации активного речевого общения учащихся с нарушением

слуха использовались опорные карточки с необходимым речевым

материалом.

Работая над проектами, ребята проявляли активность и

заинтересованность. В ходе данной деятельности знания

приобретенные школьниками стали достоянием их личного опыта.

Они ежегодно активно участвуют в школьных и всероссийских

конкурсах с творческими проектами.

Таким образом, работа над творческими проектами позволила

расширить возможности учащихся, развивая у них

самостоятельность, креативность, навыки решения проблем и

работы в команде.

Использованные источники:

1. Кандратьева Н.В. Критерии, показатели и уровни развития

творческих способностей младших школьников // Современные

наукоемные технологии. - 2-15. - №12-1.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

СПБ: Союз, 1997.

3. Никитина А.С. Развитие творческих способностей учащихся /

А.С. Никитина // Начальная школа. - 2001. - №10.

4. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе /

С.В. Кульневич. - Воронеж, 2006.



В раздел образования