Напоминание

"К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста".


Автор: Варенец Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 70
Населённый пункт: города Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




К ВОПРОСУ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных

катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся

инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от

негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение

комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны.

Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают,

получают травмы и увечья не только взрослые, но и дети и подростки. При этом, как

свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине детей. Рост

числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по

причине неосторожного обращения детей с огнем, свидетельствует о необходимости

повышения роли органов управления образованием субъектов Российской Федерации и

образовательных учреждений по осуществлению мер пожарной безопасности, проведению

противопожарной пропаганды и обучению детей и подростков мерам пожарной

безопасности.

В настоящее время можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в

современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров

остро стоит не только в нашей стране, но и во всем мире.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном

возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам

пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.

Дошкольный возраст - это период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению

этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого

возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко

многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая

правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными

в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте

возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем,

навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить

возгорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара,

показывает, что детей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок

прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на

помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило,

малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию

навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить

правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Очевидной представляется возможность средствами педагогики минимизировать травматизм

несовершеннолетних на пожаре через обучение пожарной безопасности. Федеральным

законом РФ «О пожарной безопасности» образовательным учреждениям отводится значимая

роль в обучении пожарной безопасности учащихся и воспитанников. Необходимость

усиления функций социального воспитания в работе общеобразовательных учреждений

отмечается в ряде нормативно-правовых и научно-методических документов (Закон РФ «Об

образовании», «Национальная доктрина образования РФ» и др.).

Принимая во внимание заинтересованность всех институтов социума в решении данной

проблемы, можно говорить о наличии социального заказа на повышение эффективности

формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного

возраста.

Вопросы привития навыков основ пожарной безопасности детям старшего дошкольного

возраста отражены в научных трудах В.А. Бойчук, Р.В. Григорян, Л.Ю. и другие.

Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности.

Дошкольному учреждению и родителям надо объединить усилия для того, чтобы уберечь

детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у

них культуры пожаробезопасного поведения. Эффективным средством воспитания

дошкольников являются правильно организованные воспитательные мероприятия по

обучению детей поведению в чрезвычайных ситуациях. Активизировать деятельность

воспитанников можно путем использования разнообразных методов: дифференцированный и

индивидуальный подход к каждому ребенку. Воспитатель обязан быть психотерапевтом, а

для этого ему надо знать ребенка, его душу, понимать и придавать значение его трудностям,

помогать преодолевать их.

В дошкольном возрасте многие важнейшие жизненные познания, в том числе и

элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой

деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребёнка. Обучение

противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим воспитательно-

образовательным процессом как во время занятий, так и при проведении самостоятельной

деятельности, спортивных досугов, развлечений.

Обучение детей основам пожарной безопасности целесообразно проводить с четырехлетнего

возраста. Необходимо вырабатывать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам

пожарной безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через

чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются

черты характера ребенка.

Необходимо формировать у детей систему представлений о пожарной опасности

окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет

пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями. Прочные навыки по

соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и

систематической разъяснительной работой. Занятия на пожарную тематику должны

воспитывать у детей чувство ответственности за сохранность общественной собственности,

учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами

бытовой химии и т.д.

Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с воспитанниками,

беседы с их родителями (законными представителями), организацию тематических вечеров и

викторин, изготовление плакатов на противопожарные темы, выпуск номеров газет для

родителей (самиздат), встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в

конкурсе рисунков на противопожарные темы; организацию противопожарной агитации в

дошкольном учреждении, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики,

проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением,

показ диафильмов, видеофильмов на противопожарную тематику.

Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая

обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое

влияние на детей, поэтому привитие воспитанникам навыков пожаробезопасной

жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни, а раздел «Пожарная

безопасность» должен изучаться со всей серьёзностью, ведь те азы, которые впитают

дошкольники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь.

С детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить беседы по предупреждению

пожаров в детском саду и дома, формировать навыки безопасного поведения при их

возникновении; познакомить детей с основными способами эвакуации из горящего здания,

навыками использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из

задымленных общественных зданий с применением средств индивидуальной защиты

органов дыхания (газодымозащитных комплектов) и т.д.

Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах являются

тренировки с детьми по отработке плана эвакуации при пожаре в дошкольном

образовательном учреждении, которые рекомендуются проводить не реже одного раза в

полугодие.

Для обеспечения эффективности образовательного процесса в области пожарной

безопасности необходимо использовать:

- бытовой материал, который дает возможность усилить яркость и достоверность в

изображении пожароопасной обстановки (примеры и случаи из жизни, воспоминания

воспитателя и обучающихся и т.п.);

- образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители

различных марок, пожарный рукав, пожарный ствол, фрагмент внутреннего пожарного крана

и др.);

- средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты);

- статистику пожаров за определенный период, пострадавших в них и т.п.;

- факты из жизни детского сада, школы, города, района, где расположено образовательное

учреждение.

Таким образом, у детей необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем,

стремиться к тому, чтобы дети осознали, что спички - не игрушка, а огонь - не забава, чтобы

у детей сложилось представление о пожаре как о тяжелом бедствии для взрослых и детей.

Возникновение пожаров из-за неосторожного обращения с огнем детей, а в результате - их

травмирование и даже гибель - проблема острая, требующая четких скоординированных

действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих

игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий

огонь. У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на современную пожарную

опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, как

необходимо действовать во время пожара, чтобы выжить. В таких случаях дети обычно

прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнаты. Не пытаются

бежать и в тех случаях, когда двери не заперты. Отыскать же их в задымленных помещениях

в большинстве случаев нелегко. Недостаточно уговорить детей не играть с огнем,

необходимо воздействовать на их сознание, не боясь пускать в ход самые сильные средства.

Эту работу надо начинать еще в дошкольном возрасте.

Главная задача взрослых - помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и

при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это

может привести. Чтобы ознакомить детей с правилами пожарной безопасности, прежде

всего, необходимо определить тот объем знаний и интересов, коммуникативности, степени

сформированности практических умений и навыков, который следует раскрыть.

Воспитание навыков пожарной безопасности у детей необходимо проводить на основе

желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-

образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритет отдавать индивидуальным

и подгрупповым формам работы с детьми. Беседы с детьми по вопросу противопожарной

безопасности (например, «Как появился огонь?», «Не играй с огнем», «Если случился пожар»

и др.) должны быть понятными, сопровождаться демонстрацией красочно оформленных

картинок с изображениями любых персонажей детских произведений.

Одним из эффективных способов обучения детей является проведение игровых занятий с

ними, в ходе которых они совместно с педагогами отрабатывают правила поведения при

пожаре, а с помощью физических упражнений развивают ловкость, сноровку и реакцию.

В современных условиях значительно возрастает роль семьи в формировании безопасности

детей. Семья, детский сад и общественность - это главные социальные институты,

отвечающие за воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Они играют ведущую

роль в становлении и развитии личности ребенка.

Формирование положительной мотивации дошкольников к безопасности жизнедеятельности,

прежде всего, зависит от целенаправленно организованной совместной работы родителей и

воспитателей дошкольных учреждений. С целью формирования представлений о пожарной

безопасности дошкольников очень важно привлечь к этому процессу не только педагогов, но

и родителей.

Именно в семье закладываются основы безопасности человека, его здоровья. Родители своим

примером формируют отношение ребенка к собственному здоровью, окружающей

природной среде, к безопасности в быту и т.д. Семья - это первая общественная ступень в

жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю и чувства детей. Под

руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные

знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе [3, с. 22].

Эффективными формами взаимодействия педагогов и родителей в организации совместной

работы по формированию представлений дошкольников о пожарной

безопасности являются тематические занятия (например, «Спички - не игрушка, огонь - не

забава», «Огонь - друг или враг?», «Пожарная азбука»), спортивные эстафеты (например,

«Пожарные забавы»), родительские собрания, дидактические игры (например, «Пожарный

эрудит», «Слушай внимательно», «Звонок на номер «01», «Осторожно - огонь!», «Огонь

добрый и злой» и др.). Эффективной формой пропаганды является просмотр телевизионных

передач, посвященных пожарной безопасности.

Подобные мероприятия, безусловно, помогают достижению основной цели: формированию у

детей целостного представления о пожарной безопасности, а также прививают детям навыки

безопасного поведения.



В раздел образования