Автор: Варенец Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 70
Населённый пункт: города Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
К ВОПРОСУ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных
катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся
инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от
негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение
комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны.
Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают,
получают травмы и увечья не только взрослые, но и дети и подростки. При этом, как
свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине детей. Рост
числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по
причине неосторожного обращения детей с огнем, свидетельствует о необходимости
повышения роли органов управления образованием субъектов Российской Федерации и
образовательных учреждений по осуществлению мер пожарной безопасности, проведению
противопожарной пропаганды и обучению детей и подростков мерам пожарной
безопасности.
В настоящее время можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в
современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров
остро стоит не только в нашей стране, но и во всем мире.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном
возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам
пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.
Дошкольный возраст - это период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению
этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого
возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко
многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая
правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными
в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте
возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем,
навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить
возгорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара,
показывает, что детей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок
прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на
помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило,
малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию
навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить
правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Очевидной представляется возможность средствами педагогики минимизировать травматизм
несовершеннолетних на пожаре через обучение пожарной безопасности. Федеральным
законом РФ «О пожарной безопасности» образовательным учреждениям отводится значимая
роль в обучении пожарной безопасности учащихся и воспитанников. Необходимость
усиления функций социального воспитания в работе общеобразовательных учреждений
отмечается в ряде нормативно-правовых и научно-методических документов (Закон РФ «Об
образовании», «Национальная доктрина образования РФ» и др.).
Принимая во внимание заинтересованность всех институтов социума в решении данной
проблемы, можно говорить о наличии социального заказа на повышение эффективности
формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного
возраста.
Вопросы привития навыков основ пожарной безопасности детям старшего дошкольного
возраста отражены в научных трудах В.А. Бойчук, Р.В. Григорян, Л.Ю. и другие.
Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности.
Дошкольному учреждению и родителям надо объединить усилия для того, чтобы уберечь
детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у
них культуры пожаробезопасного поведения. Эффективным средством воспитания
дошкольников являются правильно организованные воспитательные мероприятия по
обучению детей поведению в чрезвычайных ситуациях. Активизировать деятельность
воспитанников можно путем использования разнообразных методов: дифференцированный и
индивидуальный подход к каждому ребенку. Воспитатель обязан быть психотерапевтом, а
для этого ему надо знать ребенка, его душу, понимать и придавать значение его трудностям,
помогать преодолевать их.
В дошкольном возрасте многие важнейшие жизненные познания, в том числе и
элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой
деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребёнка. Обучение
противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим воспитательно-
образовательным процессом как во время занятий, так и при проведении самостоятельной
деятельности, спортивных досугов, развлечений.
Обучение детей основам пожарной безопасности целесообразно проводить с четырехлетнего
возраста. Необходимо вырабатывать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам
пожарной безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через
чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются
черты характера ребенка.
Необходимо формировать у детей систему представлений о пожарной опасности
окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет
пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями. Прочные навыки по
соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и
систематической разъяснительной работой. Занятия на пожарную тематику должны
воспитывать у детей чувство ответственности за сохранность общественной собственности,
учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами
бытовой химии и т.д.
Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с воспитанниками,
беседы с их родителями (законными представителями), организацию тематических вечеров и
викторин, изготовление плакатов на противопожарные темы, выпуск номеров газет для
родителей (самиздат), встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в
конкурсе рисунков на противопожарные темы; организацию противопожарной агитации в
дошкольном учреждении, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики,
проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением,
показ диафильмов, видеофильмов на противопожарную тематику.
Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая
обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое
влияние на детей, поэтому привитие воспитанникам навыков пожаробезопасной
жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни, а раздел «Пожарная
безопасность» должен изучаться со всей серьёзностью, ведь те азы, которые впитают
дошкольники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь.
С детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить беседы по предупреждению
пожаров в детском саду и дома, формировать навыки безопасного поведения при их
возникновении; познакомить детей с основными способами эвакуации из горящего здания,
навыками использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из
задымленных общественных зданий с применением средств индивидуальной защиты
органов дыхания (газодымозащитных комплектов) и т.д.
Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах являются
тренировки с детьми по отработке плана эвакуации при пожаре в дошкольном
образовательном учреждении, которые рекомендуются проводить не реже одного раза в
полугодие.
Для обеспечения эффективности образовательного процесса в области пожарной
безопасности необходимо использовать:
- бытовой материал, который дает возможность усилить яркость и достоверность в
изображении пожароопасной обстановки (примеры и случаи из жизни, воспоминания
воспитателя и обучающихся и т.п.);
- образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители
различных марок, пожарный рукав, пожарный ствол, фрагмент внутреннего пожарного крана
и др.);
- средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты);
- статистику пожаров за определенный период, пострадавших в них и т.п.;
- факты из жизни детского сада, школы, города, района, где расположено образовательное
учреждение.
Таким образом, у детей необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем,
стремиться к тому, чтобы дети осознали, что спички - не игрушка, а огонь - не забава, чтобы
у детей сложилось представление о пожаре как о тяжелом бедствии для взрослых и детей.
Возникновение пожаров из-за неосторожного обращения с огнем детей, а в результате - их
травмирование и даже гибель - проблема острая, требующая четких скоординированных
действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих
игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий
огонь. У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на современную пожарную
опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, как
необходимо действовать во время пожара, чтобы выжить. В таких случаях дети обычно
прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнаты. Не пытаются
бежать и в тех случаях, когда двери не заперты. Отыскать же их в задымленных помещениях
в большинстве случаев нелегко. Недостаточно уговорить детей не играть с огнем,
необходимо воздействовать на их сознание, не боясь пускать в ход самые сильные средства.
Эту работу надо начинать еще в дошкольном возрасте.
Главная задача взрослых - помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и
при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это
может привести. Чтобы ознакомить детей с правилами пожарной безопасности, прежде
всего, необходимо определить тот объем знаний и интересов, коммуникативности, степени
сформированности практических умений и навыков, который следует раскрыть.
Воспитание навыков пожарной безопасности у детей необходимо проводить на основе
желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-
образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритет отдавать индивидуальным
и подгрупповым формам работы с детьми. Беседы с детьми по вопросу противопожарной
безопасности (например, «Как появился огонь?», «Не играй с огнем», «Если случился пожар»
и др.) должны быть понятными, сопровождаться демонстрацией красочно оформленных
картинок с изображениями любых персонажей детских произведений.
Одним из эффективных способов обучения детей является проведение игровых занятий с
ними, в ходе которых они совместно с педагогами отрабатывают правила поведения при
пожаре, а с помощью физических упражнений развивают ловкость, сноровку и реакцию.
В современных условиях значительно возрастает роль семьи в формировании безопасности
детей. Семья, детский сад и общественность - это главные социальные институты,
отвечающие за воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Они играют ведущую
роль в становлении и развитии личности ребенка.
Формирование положительной мотивации дошкольников к безопасности жизнедеятельности,
прежде всего, зависит от целенаправленно организованной совместной работы родителей и
воспитателей дошкольных учреждений. С целью формирования представлений о пожарной
безопасности дошкольников очень важно привлечь к этому процессу не только педагогов, но
и родителей.
Именно в семье закладываются основы безопасности человека, его здоровья. Родители своим
примером формируют отношение ребенка к собственному здоровью, окружающей
природной среде, к безопасности в быту и т.д. Семья - это первая общественная ступень в
жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю и чувства детей. Под
руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные
знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе [3, с. 22].
Эффективными формами взаимодействия педагогов и родителей в организации совместной
работы по формированию представлений дошкольников о пожарной
безопасности являются тематические занятия (например, «Спички - не игрушка, огонь - не
забава», «Огонь - друг или враг?», «Пожарная азбука»), спортивные эстафеты (например,
«Пожарные забавы»), родительские собрания, дидактические игры (например, «Пожарный
эрудит», «Слушай внимательно», «Звонок на номер «01», «Осторожно - огонь!», «Огонь
добрый и злой» и др.). Эффективной формой пропаганды является просмотр телевизионных
передач, посвященных пожарной безопасности.
Подобные мероприятия, безусловно, помогают достижению основной цели: формированию у
детей целостного представления о пожарной безопасности, а также прививают детям навыки
безопасного поведения.