Напоминание

Воспитание звуковой культуры речи


Автор: Павлова Галина Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ № 89
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание звуковой культуры речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Воспитание звуковой культуры речи. Задачи.

Этапы. Методы и приемы формирования звуковой

культуры речи»

Оренбург, 2025

Воспитание звуковой культуры речи. Задачи. Этапы. Методы и приемы

формирования звуковой культуры речи.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура,

воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в

подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения,

построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности

и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных

штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют

темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают

передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой

культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и

звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и

скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение.

По мнению современных педагогов и исследователей детской речи

Музы Михайловны Алексеевой и Валентины Ивановны Яшиной звуковая

культура речи - понятие достаточно широкое, включающее в себя

произносительные

качества,

характеризующие

звучащую

речь

(звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности

речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства

выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого

общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в

процессе разговора).

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в

процессе общения с окружающими людьми.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на

личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него

пропадает любознательность, и как следствие – неуспеваемость в школе.

Особенно важно чистое звукопроизношение, т.к. правильно слышимый и

произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной

речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с

развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной

речи.

В дошкольном учреждении работа по развитию речи детей ведется согласно

парциальной «Программе развития речи дошкольников» Ушаковой Оксаны

Семеновны.

Программа

О.С.

Ушаковой

дополняет

основную

образовательную программу МДОАУ в разделах по совершенствованию

коммуникативных

способностей

у

детей

через

формирование

грамматического строя речи и развития образной речи дошкольников

.

Программа О.С. Ушаковой имеет следующую структуру и включает в себя:

- Воспитание звуковой культуры речи. - Словарная работа. - Формирование

грамматического строя речи. - Развитие связной речи.

Данная программа содержит методические рекомендации, конспекты

занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, а

также игры и упражнения.

Так же, как дополнительная литература нами в своей работе используется

следующие

издания:

Арушанова

А.Г.

«Коммуникация.

Развивающее

общение с детьми 4-5 лет», Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-

тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход», Затулина

Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа).

Учебное пособие», Лебедева Л.В. «Лексические темы по развитию речи

дошкольников. Средняя группа. Методическое пособие», Стефанова Л.Н.

«Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики,

развитие речи»

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен

решать следующие задачи:

1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его

основные компоненты:

-

Звуковысотный

слух

(изменение

голоса

в

соответствии

с

эмоциональной окраской речи);

-

Слуховое внимание (определять на слух звучание и направление

звука);

-

Фонематический слух (отличать одни речевые звуки от других);

-

Восприятие темпа и ритма речи (способность слышать и

воспроизводить ритмический рисунок слова, его акцентно-слоговую

структуру).

2. Формировать произносительную сторону речи:

-

Учить детей правильному произношению всех звуков родного

языка;

-

Развивать

артикуляционный

аппарат

(посредством

артикуляционной гимнастики);

-

Работа над речевым дыханием (умение воспроизводить короткий

вдох и продолжительный плавный выдох);

-

Воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с

условиями общения.

Занятия по развитию звуковой культуры речи проводится как

отдельное (в младших группах), так и как часть занятия по развитию речи

(преимущественно в старших группах).

Этапы работы над звуком:

1. Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение движения

органов

артикуляционного

аппарата.

В

игровой

форме

уточняются

положения органов артикуляционного аппарата, которые необходимы для

правильного произнесения звуков.

2. Уточнение произношения изолированного звука. Подбирая

звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку.

Воспитатель закрепляет произношение изолированного звука, фиксируя

внимание ребёнка на звучание и артикуляцию звука.

3.

Этап

усвоения

звука.

Закрепление

звука

в

слогах,

словах,

предложениях.

Последовательность изучения звуков.

Вторая младшая группа

-

Гласные: (Ы)

-

Согласные: (Ф), (В), (Т), (Д), (К), (Г), (Х)

-

Допускается: смягчённое произношение звуков; замены свистящих и

шипящих звуков на простые: (В), (Т); отсутствие соноров.

-

Выработка чёткого произношения слов, предложений.

-

Развитие темпа и ритма речи.

Средняя группа

-

Закрепляется произношение простых звуков, изученных ранее.

-

Уточнение произношения звука (Й).

-

Подготовка и постановка свистящих звуков, шипящих звуков.

-

Исчезает смягчённость речи, однако обычно отсутствуют звуки (Л),

(Р), которые или пропускаются, или заменяются.

-

Выработка спокойного и размеренного темпа речи.

Старшая группа

-

Отработка звуков, которые поздно появляются: (Ш), (Ж), (Ч), (Щ), (Л)

-

Развитие фонематического слуха на поставленных звуках.

-

Чёткость движений речевого аппарата в процессе артикуляционной

гимнастики.

-

Выделение голосом отдельного звука.

Подготовительная группа.

-

Автоматизация поставленных звуков.

-

Постановка звуков (Л), (Р).

-

Дифференциация часто смешиваемых звуков: (С-З-Ц), (Ш-Ж), (С-Ш),

(З-Ж), (Ч-Ц), (Сь-Ц); звонких и глухих: (В-Ф), (Д-Т), (П-Б), (К-Г).

-

Развитие навыков звукового анализа.

Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи.

Формы работы:

1. Занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);

2. Игры-драматизации;

3. Праздники и развлечения;

4. Артикуляционная гимнастика;

5. Дидактические игры;

6. Шутки-скороговорки.

Приёмы:

1. Образец педагога;

2. Объяснение;

3. Образное называние звука или звукосочетания (з-з-з – песенка

комара);

4. Хоровые и индивидуальные повторения;

5. Совместная (сопряжённая) речь ребёнка и воспитателя

6. Оценка, исправления;

7. Образная физкультурная пауза

. Методы:

1. Игры (дидактические, подвижные, хороводные с текстом);

2. Упражнения.

Неотъемлемыми

условиями

своевременного

и

правильного

формирования

звуковой

культуры

речи

является

нормальное

функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие

полноценной окружающей речевой среды.

Дидактические игры для детей 4 – 5 лет:

«Будь внимательным»

Цель: развивать речевое внимание детей.

Ход: В: у меня на фланелеграфе картинки. Вы с куклой их будете называть:

кукла начнет слово, а вы его закончите. Например, кукла скажет: «Поми»

(показ на помидор, а вы скажете «дор», получится «помидор». Слова

для работы: па-роход, та-релка. Вино-град, ко-рова, ша-рик, ля-гушка, пету-

шок, е- жик, яб-локо, бе-лочка, цып-ленок, ко-лесо (после того, как дети

дополнят слово, воспитатель произносит его целиком).

«Самолет»

Цель: продолжать учить узнавать звук [с] в словах.

Ход: В: сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать,

какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно

только те предметы, в названиях которых слышится звук [с]. Дети строят

самолет.

Воспитатель

-

«стюардесса» впускает

пассажиров

только

с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в

самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой

сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место. Мы отправляемся в

полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все

слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами, понесемся над лесами,

Понесемся над лесами. И опять вернемся к маме». А. Барто

«Выдели слово»

Цель: развивать фонематический слух детей.

Ход: Воспитатель читает стихотворение и предлагает детям хлопнуть в

ладоши тогда, когда они услышат слова с заданным звуком.

«Хозяйка» - [з]

Не привык трудиться зайка,

Барсуку трудиться лень,

Только белочка-хозяйка

За работой целый день.

Где же зайка?

Где же зайка?

Ты поди-ка, разузнай-ка.

Видно, зайка стал зазнайка,

Раз забыл тебя, хозяйка. А. Стародубова

«Мыши на крыше» - [ш]

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный.

Тише, тише, тише, тише,

Шаг ровней держите, мыши! И. Токмакова

«Отгадай, что звучит»

Цель: развитие слухового восприятия, речевого слуха

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как

шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит

погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не

видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет

издает такой звук.

«Три медведя».

Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более

сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту

голоса.

«Подуем на «пушистики»

«Поймай рыбку».

Оборудование: металлические скрепки, небольшие предметные картинки

(изображенный предмет вырезан контуру), коробка и удочка с магнитом из

игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Описание игры: дети по очереди вылавливает удочкой различные предметы.

Называют их. Определяют наличие ли отсутствие в названии необходимого

звука (например, р), его место в слове (в начале, в середине или конце слова).

За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет

больше очков.

«Заводные игрушки»

Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: (показывая картинки на фланелеграфе) В: это заводные игрушки,

говорящие.

Они

заводятся

крючком так: «Гри-гри-грибок» (дети

и

воспитатель имитируют, что заводят игрушки ключом, дважды повторяют

первый слог и все слово).



В раздел образования