Напоминание

"Зимний пейзаж"


Автор: Алехина Надежда Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества Куйбышевского района города Донецка»
Населённый пункт: Донецк, ДНР
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Зимний пейзаж"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка занятия по теме:

«Зимний пейзаж»

Педагог дополнительного образования:

Алехина Надежда Александровна

МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского

творчества Куйбышевского района города Донецка»

Любовь к искусству – вечное горенье,

Художнику как сладостное бремя,

Творенье рук – источник наслажденья,

Излечит душу и заполнит время…

Предмет: Изобразительное искусство

Тема занятия: «Зимний пейзаж»

Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти).

Цель:

Расширить знания учащихся о пейзаже как жанре в живописи, об

отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном

средстве художественной выразительности живописи, активизировать

познавательный интерес к искусству и природе.

Задачи:

Предметные:

Систематизировать знания учащихся о жанрах живописи

изобразительного искусства;

Учить осознанно выполнять построение рисунка, используя линию

горизонта и известные правила перспективы;

Формировать умения самостоятельно находить решение

художественных задач

Метапредметные:

Развивать память внимание и кругозор учащихся;

Развивать творческое и художественное мышление, воображение и

фантазию;

Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и

пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как

основу овладения рисунком;

Личностные:

Способствовать эстетическому восприятию учебного материала;

Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы,

умение замечать её удивительные особенности;

Воспитывать бережное отношение к природе.

-Воспитывать любовь к природе, через произведения изобразительного

искусства, литературы и музыки.

Зрительный ряд: репродукции картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»;

«Зимний пейзаж»; И.И. Шишкин «Зима»; иллюстрации с изображением

зимы.

Литературный ряд: стихи о «Зиме»

Музыкальный ряд: музыка Вивальди «Зима», музыкальные произведения на

тему «Зима»

Используемое оборудование:

Для учителя:

Проектор, ноутбук; презентация «Зимний пейзаж»

Аудиозаписи с музыкальными произведениями (П.И. Чайковского

«Вальс снежных хлопьев», П.И. Чайковского «Времена года-декабрь»

Антонио Вивальди «Зима», Георгий Свиридов «Тройка. Метель»

Репродукции с картин художников на тему зимы.

Для учащихся: материалы и инструменты

лист формата А-3;

краски гуашевые;

круглые кисточки № 2, 3, 5 (синтетические или колонковые);

палитра;

баночка с водой;

простой карандаш 2 Т;

ластик;

мягкие хлопчатобумажные салфетки;

Словарь: Живопись, Ландшафт, Марина, Промышленный

(индустриальный)пейзаж, Городской пейзаж, Исторический пейзаж,

Стаффаж, Камерный пейзаж, Лирический пейзаж.

А ещё, на занятии пригодится:

хорошее настроение;

желание научиться новому;

добросовестная и творческая работа.

Ход занятия:

Организационный момент:

Создание комфортного психологического климата.

Вступительное слово учителя:

Изобразительному искусству, как чуду, таящему в себе много нового,

уникального, можно учиться бесконечно.

Постараемся последовать этому принципу и мы, будем продолжать

приобретать сегодня для себя что-то новое.

Так как чувство нового – одно из главных качеств, которое, оказывается,

не так просто сформировать и сохранить.

Но тех, кто к нему стремится, ожидает успех и радость творчества.

Столетья таинства полны,

И не исчезнет жизнь, покуда

2

Есть ощущенье новизны,

И удивления, и чуда.

Расул Гамзатов. «Таинственность».

Актуализация знаний.

- На прошлом занятии мы с вами познакомились с жанрами искусства.

Давайте повторим, что такое жанр?

(Жанр (от франц. «genre»). Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные

обширной группе произведений.)

В изобразительном искусстве — картины с общим предметом изображения.

- Какие жанры живописи вы знаете?

(Жанры живописи: тематическая картина, натюрморт, портрет, пейзаж)

- Что означает тематическая картина, и какие виды тематической картины вы

знаете?

(Тема – от греческого «thema» - буквально: то, что положено в основу).

В живописи – это картина, написанная на определённую тему (историческое

событие, сказочный сюжет или момент повседневной жизни).

Виды тематической картины: батальная, историческая, сказочно-

мифологическая, анималистическая, маринистическая, бытовая)

- Что означает батальный жанр?

(Батальный жанр – от слова «баталия» (франц. «bataille» - битва), жанр

изобразительного искусства, посвящённый войне и военной жизни)

- Что означает исторический жанр?

(Исторический жанр посвящён изображению исторических

событий прошлого)

- Что означает сказочно-мифологический жанр?

(Для картин этого вида используются сюжеты сказок, былин, мифов)

-Что означает анималистический жанр? (рисование животных)

- Что означает маринистический жанр?

(Маринисты изображают море, мужество людей, борющихся со стихией. Мы

видим в картинах необъятную, вечно изменчивую стихию моря)

- Что означает бытовой жанр?

В бытовом жанре показана повседневная (обычно современная) частная и

общественная жизнь.

-Что такое натюрморт?

Натюрморт (франц. «naturemorte», буквально — мертвая природа), жанр

ИЗО, на картинах изображены предметы быта, плоды, битая дичь, букеты

цветов, атрибуты искусства.

Что такое портрет?

Портрет – (от франц. «portrait») – изображение человека или группы людей.

Вместе с внешним сходством портрет показывает духовный мир человека.

Изложение нового материала:

Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в

поэзии, музыке, живописи.

-Знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает?

(Сообщение ученика)

3

Пейзаж (фр. paysage, от pays – местность, страна, родина) – жанр

изобразительного искусства, предметом которого является изображение

природы, вида местности, ландшафта (общий вид местности: горы, леса,

поля, реки). Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы

пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях

стран Древнего Востока, особенно Древнего Египта и Древней Греции.

Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в VI веке.

Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту

природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе

любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы

возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность

художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в

живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания,

приёмы, индивидуальное отношение к цвету.

- Ребята давайте представим, что у нас на картинах изображены и поля, и лес,

и здания, и заводы, и небо, и море, и реки и тому подобное. Возможно, ли все

это назвать одним словом? Как вы думаете?

- Да, вы правы, это разные пейзажи, потому что они имеют свои названия.

Познакомимся с некоторыми из них.

Ландшафт - это картина, на которой изображен общий вид местности (горы,

реки, леса, поля и так далее).

Марина - это пейзаж, изображающий морской вид.

Промышленный (индустриальный)пейзаж -это картина с

изображением предприятий промышленности, строительства и других

предметов научно-технического прогресса.

Городской пейзаж - это картина, на которой художник изобразил улицы и

переулки, площади и маленькие дворики.

Исторический пейзаж - это изображение того, что давно ушло в прошлое.

Стаффаж - это картины с второстепенными мелкомасштабными

изображениями людей и животных в пейзажной композиции.

Камерный пейзаж- небольшое произведение, предназначенное для узкого

круга зрителей (А. Пластов «На деревенской улице»).

Лирический пейзаж (пейзаж-настроение) - картина, в которой чувства,

душевные переживания господствуют над рассудочным началом.

- А может ли художник выразить свое настроение и понимание природы в

музыке, танце, стихотворение, живописном произведении?

- Ребята прослушайте музыку. А потом скажите, какое настроение вызвала у

вас эта музыка (звучит музыка Вивальди «Зима»)?

- Посмотрите нам картины и скажите: Какое время года изображено на

картинах?

(показ картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; «Зимний пейзаж»;

И.И. Шишкин «Зима»)

Вокруг куда ни глянь бело.

Зима на землю опустилась.

4

Всё в мире пухом мягким замело

И в снежном вальсе закружилось.

Зима с любовью приодела

Деревья в хрупкий свой наряд.

Остановилась огляделась-

Хрустальным серебром парят.

- В каких видах ИЗО выполнены пейзажи?

Пейзаж можно изобразить в разных видах ИЗО искусства. В живописи

зимний пейзаж содержит максимум цветовых контрастов, небо становится

темнее, поверхности земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки

голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда; - А что можно

изобразить в зимнем пейзаже? Давайте представим, что мы оказались в

зимнем лесу … И не нарушая покоя отдыхающего леса понаблюдаем.

Прислушайтесь, какая тишина в лесу зимой. Редко можно услышать стук

дятла или стрекотание сороки. Вьюга немало потрудилась намела сугробы.

Деревья окутаны снегом, переливаются разноцветными красками в лучах

зимнего солнца. Как сохранить эту красоту и любоваться ей долгое время?

Художники не могут остаться равнодушным к такой красоте. Перед вами

репродукция пейзажа русского художника Ивана Ивановича Шишкина

«Зима». Приходилось ли вам бывать в таком лесу? А что вы чувствуете,

глядя на этот пейзаж?

Всю ночь кругом метель шумела

И только смолкла пред зарёю,

По утру лес стоит весь белый

Окутан пышной пеленою…

Всю ночь бушевала метель. Какими стали деревья?

Сегодня мы с вами будем пейзажистами. Изобразим красоту зимнего леса.

Сказочная и величественная зима во все времена вдохновляла поэтов и

художников. Просмотр слайда И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж». Что

изображено на иллюстрации?

Как отличаются деревья на заднем плане, от дерева на переднем плане?

Какого цвета небо?

Практическая работа:

Объяснение учителем практической работы:

Задание: выполнить рисунок пейзажа по представлению,

Вы сегодня: художники – живописцы.

- Какие средства изображения будете использовать?

Используя приемы композиции и применив знания законов воздушной

перспективы выполнить рисунок карандашом. Использовать средства

композиции для выразительности художественного образа живописцы –

линии, светотень, цвет, контрасты теплого и холодного, темного светлого

5

Рисуя, пейзаж, делаем разметку (небо-земля) линия горизонта (это линия

которая зрительно с землёй, т.е. разделяет их друг от друга.

В зависимости от линии горизонта, будут располагаться и наши предметы.

Чем предмет ближе к линии горизонта, тем он меньше для наших глаз. И

наоборот, чем ближе предмет, тем больше его размеры. Отдалённые кажутся

голубоватыми и нечёткими, а контуры ближних предметов смотрятся резко и

сами предметы объёмными и многоцветными.

Сейчас мы рассмотрим, как рисовать пейзаж поэтапно. (фоном звучит

аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года-декабрь»

Начинаем с линии горизонта, она, у нас, будет чуть выше середины листа.

Выбираем какие предметы, которые будут находиться на нашем рисунке.

Пусть это будут горы, дерево, ель и дорога. Начнём с дерева. Находиться на

нашем плане она будет в правом углу, почти во всю высоту листа.

Затем мы нарисуем горы. Они будут находиться на заднем плане, поэтому

будут меньше деревьев, и почти во всю длину листа.

Нарисуем ель, она будет стоять рядом с деревом.

Слева нарисуем дорожку. Не забудьте, что, уходя в глубь, дорожка визуально

сужается.

Прорисовываем мелкие детали, на заднем плане лес. Возле дороги можно

нарисовать следы зверей, а также следы спортивных лыж и т.д.

Во время практической работы преподаватель оказывает помощь:

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контролирует правильность выполнения приёмов работы;

- контроль объёма и качества выполненной работы.

Итог занятия кружка:

Итог по знаниям:

-Что такое Пейзаж?

-Какие приёмы композиции Вы применяли?

-Какие законы воздушной перспективы Вы знаете?

-Перечислите этапы изображения пейзажа?

Итог по выполненной работе:

Выставка работ учащихся с анализом учителя

Заключительное слово учителя

Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разнообразна и прекрасна

изображённая на них зима! Вроде бы и краски у всех одинаковые: голубая,

синяя, сиреневая, фиолетовая, чёрная. А есть ли здесь рисунки с одинаковой

палитрой? Каждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит, который

созвучен вашему сегодняшнему настроению. Видно, что в свои рисунки, вы

вложили свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.

Учитель: У меня есть лепестки-красные, жёлтые и синие, помогите сделать

цветочек, который покажет результат нашей встречи. А для этого каждый

должен выбрать лепесток определённого цвета:

Красный - вам понравилось занятие, вы получили много нового, интересного

и поработали творчески.

Жёлтый - вы хорошо поработали, но занятие могло бы быть интереснее.

6

Синий - я ничего интересного не взял для себя, занятие было скучным.

7



В раздел образования