Автор: Алехина Надежда Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества Куйбышевского района города Донецка»
Населённый пункт: Донецк, ДНР
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Зимний пейзаж"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка занятия по теме:
«Зимний пейзаж»
Педагог дополнительного образования:
Алехина Надежда Александровна
МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского
творчества Куйбышевского района города Донецка»
Любовь к искусству – вечное горенье,
Художнику как сладостное бремя,
Творенье рук – источник наслажденья,
Излечит душу и заполнит время…
Предмет: Изобразительное искусство
Тема занятия: «Зимний пейзаж»
Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти).
Цель:
Расширить знания учащихся о пейзаже как жанре в живописи, об
отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном
средстве художественной выразительности живописи, активизировать
познавательный интерес к искусству и природе.
Задачи:
Предметные:
Систематизировать знания учащихся о жанрах живописи
изобразительного искусства;
Учить осознанно выполнять построение рисунка, используя линию
горизонта и известные правила перспективы;
Формировать умения самостоятельно находить решение
художественных задач
Метапредметные:
Развивать память внимание и кругозор учащихся;
Развивать творческое и художественное мышление, воображение и
фантазию;
Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и
пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как
основу овладения рисунком;
Личностные:
Способствовать эстетическому восприятию учебного материала;
Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы,
умение замечать её удивительные особенности;
Воспитывать бережное отношение к природе.
-Воспитывать любовь к природе, через произведения изобразительного
искусства, литературы и музыки.
Зрительный ряд: репродукции картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»;
«Зимний пейзаж»; И.И. Шишкин «Зима»; иллюстрации с изображением
зимы.
Литературный ряд: стихи о «Зиме»
Музыкальный ряд: музыка Вивальди «Зима», музыкальные произведения на
тему «Зима»
Используемое оборудование:
Для учителя:
Проектор, ноутбук; презентация «Зимний пейзаж»
Аудиозаписи с музыкальными произведениями (П.И. Чайковского
«Вальс снежных хлопьев», П.И. Чайковского «Времена года-декабрь»
Антонио Вивальди «Зима», Георгий Свиридов «Тройка. Метель»
Репродукции с картин художников на тему зимы.
Для учащихся: материалы и инструменты
лист формата А-3;
краски гуашевые;
круглые кисточки № 2, 3, 5 (синтетические или колонковые);
палитра;
баночка с водой;
простой карандаш 2 Т;
ластик;
мягкие хлопчатобумажные салфетки;
Словарь: Живопись, Ландшафт, Марина, Промышленный
(индустриальный)пейзаж, Городской пейзаж, Исторический пейзаж,
Стаффаж, Камерный пейзаж, Лирический пейзаж.
А ещё, на занятии пригодится:
хорошее настроение;
желание научиться новому;
добросовестная и творческая работа.
Ход занятия:
Организационный момент:
Создание комфортного психологического климата.
Вступительное слово учителя:
Изобразительному искусству, как чуду, таящему в себе много нового,
уникального, можно учиться бесконечно.
Постараемся последовать этому принципу и мы, будем продолжать
приобретать сегодня для себя что-то новое.
Так как чувство нового – одно из главных качеств, которое, оказывается,
не так просто сформировать и сохранить.
Но тех, кто к нему стремится, ожидает успех и радость творчества.
Столетья таинства полны,
И не исчезнет жизнь, покуда
2
Есть ощущенье новизны,
И удивления, и чуда.
Расул Гамзатов. «Таинственность».
Актуализация знаний.
- На прошлом занятии мы с вами познакомились с жанрами искусства.
Давайте повторим, что такое жанр?
(Жанр (от франц. «genre»). Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные
обширной группе произведений.)
В изобразительном искусстве — картины с общим предметом изображения.
- Какие жанры живописи вы знаете?
(Жанры живописи: тематическая картина, натюрморт, портрет, пейзаж)
- Что означает тематическая картина, и какие виды тематической картины вы
знаете?
(Тема – от греческого «thema» - буквально: то, что положено в основу).
В живописи – это картина, написанная на определённую тему (историческое
событие, сказочный сюжет или момент повседневной жизни).
Виды тематической картины: батальная, историческая, сказочно-
мифологическая, анималистическая, маринистическая, бытовая)
- Что означает батальный жанр?
(Батальный жанр – от слова «баталия» (франц. «bataille» - битва), жанр
изобразительного искусства, посвящённый войне и военной жизни)
- Что означает исторический жанр?
(Исторический жанр посвящён изображению исторических
событий прошлого)
- Что означает сказочно-мифологический жанр?
(Для картин этого вида используются сюжеты сказок, былин, мифов)
-Что означает анималистический жанр? (рисование животных)
- Что означает маринистический жанр?
(Маринисты изображают море, мужество людей, борющихся со стихией. Мы
видим в картинах необъятную, вечно изменчивую стихию моря)
- Что означает бытовой жанр?
В бытовом жанре показана повседневная (обычно современная) частная и
общественная жизнь.
-Что такое натюрморт?
Натюрморт (франц. «naturemorte», буквально — мертвая природа), жанр
ИЗО, на картинах изображены предметы быта, плоды, битая дичь, букеты
цветов, атрибуты искусства.
Что такое портрет?
Портрет – (от франц. «portrait») – изображение человека или группы людей.
Вместе с внешним сходством портрет показывает духовный мир человека.
Изложение нового материала:
Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в
поэзии, музыке, живописи.
-Знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает?
(Сообщение ученика)
3
Пейзаж (фр. paysage, от pays – местность, страна, родина) – жанр
изобразительного искусства, предметом которого является изображение
природы, вида местности, ландшафта (общий вид местности: горы, леса,
поля, реки). Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы
пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях
стран Древнего Востока, особенно Древнего Египта и Древней Греции.
Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в VI веке.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту
природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе
любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы
возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность
художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в
живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания,
приёмы, индивидуальное отношение к цвету.
- Ребята давайте представим, что у нас на картинах изображены и поля, и лес,
и здания, и заводы, и небо, и море, и реки и тому подобное. Возможно, ли все
это назвать одним словом? Как вы думаете?
- Да, вы правы, это разные пейзажи, потому что они имеют свои названия.
Познакомимся с некоторыми из них.
Ландшафт - это картина, на которой изображен общий вид местности (горы,
реки, леса, поля и так далее).
Марина - это пейзаж, изображающий морской вид.
Промышленный (индустриальный)пейзаж -это картина с
изображением предприятий промышленности, строительства и других
предметов научно-технического прогресса.
Городской пейзаж - это картина, на которой художник изобразил улицы и
переулки, площади и маленькие дворики.
Исторический пейзаж - это изображение того, что давно ушло в прошлое.
Стаффаж - это картины с второстепенными мелкомасштабными
изображениями людей и животных в пейзажной композиции.
Камерный пейзаж- небольшое произведение, предназначенное для узкого
круга зрителей (А. Пластов «На деревенской улице»).
Лирический пейзаж (пейзаж-настроение) - картина, в которой чувства,
душевные переживания господствуют над рассудочным началом.
- А может ли художник выразить свое настроение и понимание природы в
музыке, танце, стихотворение, живописном произведении?
- Ребята прослушайте музыку. А потом скажите, какое настроение вызвала у
вас эта музыка (звучит музыка Вивальди «Зима»)?
- Посмотрите нам картины и скажите: Какое время года изображено на
картинах?
(показ картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; «Зимний пейзаж»;
И.И. Шишкин «Зима»)
Вокруг куда ни глянь бело.
Зима на землю опустилась.
4
Всё в мире пухом мягким замело
И в снежном вальсе закружилось.
Зима с любовью приодела
Деревья в хрупкий свой наряд.
Остановилась огляделась-
Хрустальным серебром парят.
- В каких видах ИЗО выполнены пейзажи?
Пейзаж можно изобразить в разных видах ИЗО искусства. В живописи
зимний пейзаж содержит максимум цветовых контрастов, небо становится
темнее, поверхности земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки
голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда; - А что можно
изобразить в зимнем пейзаже? Давайте представим, что мы оказались в
зимнем лесу … И не нарушая покоя отдыхающего леса понаблюдаем.
Прислушайтесь, какая тишина в лесу зимой. Редко можно услышать стук
дятла или стрекотание сороки. Вьюга немало потрудилась намела сугробы.
Деревья окутаны снегом, переливаются разноцветными красками в лучах
зимнего солнца. Как сохранить эту красоту и любоваться ей долгое время?
Художники не могут остаться равнодушным к такой красоте. Перед вами
репродукция пейзажа русского художника Ивана Ивановича Шишкина
«Зима». Приходилось ли вам бывать в таком лесу? А что вы чувствуете,
глядя на этот пейзаж?
Всю ночь кругом метель шумела
И только смолкла пред зарёю,
По утру лес стоит весь белый
Окутан пышной пеленою…
Всю ночь бушевала метель. Какими стали деревья?
Сегодня мы с вами будем пейзажистами. Изобразим красоту зимнего леса.
Сказочная и величественная зима во все времена вдохновляла поэтов и
художников. Просмотр слайда И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж». Что
изображено на иллюстрации?
Как отличаются деревья на заднем плане, от дерева на переднем плане?
Какого цвета небо?
Практическая работа:
Объяснение учителем практической работы:
Задание: выполнить рисунок пейзажа по представлению,
Вы сегодня: художники – живописцы.
- Какие средства изображения будете использовать?
Используя приемы композиции и применив знания законов воздушной
перспективы выполнить рисунок карандашом. Использовать средства
композиции для выразительности художественного образа живописцы –
линии, светотень, цвет, контрасты теплого и холодного, темного светлого
5
Рисуя, пейзаж, делаем разметку (небо-земля) линия горизонта (это линия
которая зрительно с землёй, т.е. разделяет их друг от друга.
В зависимости от линии горизонта, будут располагаться и наши предметы.
Чем предмет ближе к линии горизонта, тем он меньше для наших глаз. И
наоборот, чем ближе предмет, тем больше его размеры. Отдалённые кажутся
голубоватыми и нечёткими, а контуры ближних предметов смотрятся резко и
сами предметы объёмными и многоцветными.
Сейчас мы рассмотрим, как рисовать пейзаж поэтапно. (фоном звучит
аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года-декабрь»
Начинаем с линии горизонта, она, у нас, будет чуть выше середины листа.
Выбираем какие предметы, которые будут находиться на нашем рисунке.
Пусть это будут горы, дерево, ель и дорога. Начнём с дерева. Находиться на
нашем плане она будет в правом углу, почти во всю высоту листа.
Затем мы нарисуем горы. Они будут находиться на заднем плане, поэтому
будут меньше деревьев, и почти во всю длину листа.
Нарисуем ель, она будет стоять рядом с деревом.
Слева нарисуем дорожку. Не забудьте, что, уходя в глубь, дорожка визуально
сужается.
Прорисовываем мелкие детали, на заднем плане лес. Возле дороги можно
нарисовать следы зверей, а также следы спортивных лыж и т.д.
Во время практической работы преподаватель оказывает помощь:
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контролирует правильность выполнения приёмов работы;
- контроль объёма и качества выполненной работы.
Итог занятия кружка:
Итог по знаниям:
-Что такое Пейзаж?
-Какие приёмы композиции Вы применяли?
-Какие законы воздушной перспективы Вы знаете?
-Перечислите этапы изображения пейзажа?
Итог по выполненной работе:
Выставка работ учащихся с анализом учителя
Заключительное слово учителя
Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разнообразна и прекрасна
изображённая на них зима! Вроде бы и краски у всех одинаковые: голубая,
синяя, сиреневая, фиолетовая, чёрная. А есть ли здесь рисунки с одинаковой
палитрой? Каждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит, который
созвучен вашему сегодняшнему настроению. Видно, что в свои рисунки, вы
вложили свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.
Учитель: У меня есть лепестки-красные, жёлтые и синие, помогите сделать
цветочек, который покажет результат нашей встречи. А для этого каждый
должен выбрать лепесток определённого цвета:
Красный - вам понравилось занятие, вы получили много нового, интересного
и поработали творчески.
Жёлтый - вы хорошо поработали, но занятие могло бы быть интереснее.
6
Синий - я ничего интересного не взял для себя, занятие было скучным.
7