Напоминание

Использование технологии СИНКВЕЙН для развития речи детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Макарова Анна Владимировна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Д/С № 12 "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"
Населённый пункт: ПРИМОРСКИЙ КРАЙ, АРСЕНЬЕВ
Наименование материала: Мастер-класс клубного часа
Тема: Использование технологии СИНКВЕЙН для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Золотой ключик»

Арсеньевского городского округа

Мастер – класс для педагогов

Использование технологии СИНКВЕЙН

для развития речи детей

старшего дошкольного возраста»

Подготовила: Макарова А.В.

Арсеньев, 2025 г

Ход мастер – класса

1.Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса

«Использование технологии «Синквейн» для развития речи детей старшего

дошкольного возраста».

Цель: обмен профессиональным опытом, повышение профессионального

мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного

педагогического общения.

Задачи:

1. познакомить участников мастер-класса с технологией «Синквейн»;

2. повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их

мотивацию на системное использование в практике технологию «Синквейн»

для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность и целесообразность:

Проблема формирования речи у детей актуальна на сегодняшний день и

является одной из важных задач в образовании дошкольника. В нашей

педагогической практике мы используем одну из эффективных интересных

технологий, которая позволяет активизировать познавательную деятельность

и способствует развитию речи воспитанников. Это является работа над

созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.

Эта технология не требует особых условий его применения и органично

вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий,

способствует обогащению и актуализации словаря, дает возможность

педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала.

Имеет характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но

способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания,

мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником

образовательного процесса.

СИНКВЕЙН происходит от французского слова «пять» и означает

стихотворение, состоящее из 5-ти строк, написанное по определенному

алгоритму. Алгоритм составления синквейна можно представить в виде

елочки, из пяти строк. Каждая строка включает определенное количество

слов.

Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из 1 слова

( существительное).

Вторая строка – 2 слова. Прилагательные.

Это описание признаков предмета или его свойства.

Третья строка обычно состоит из 3 слов (глаголов) описывающих действия

предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из

нескольких слов.

Пятая строка – последняя. 1 слово – существительное для выражения своих

чувств, ассоциаций, связанных с предметом.

Создание синквейна — это увлекательная и интересная игра. Работа по

составлению нерифмованных стихотворений – источник неиссякаемого

творчества для детей и педагога.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях.

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и

родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Примеры синквейнов составленных детьми:

1.Заяц

2.Серый, пушистый

3.Прячется, боится, убегает

4.Заяц живет в лесу

5. Животное

1.Солнце

2.Горячее, яркое

3.Светит, греет, восходит

4. Я люблю когда светит солнце

5. Звезда

- Составление стихотворений похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно

и легко. Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко

запомните это правило!

Возьмите лист бумаги и напишите цифры от 1 до 5 столбиком. Мы

предлагаем варианты тем для составления синкейнов: ромашка, дети, вода,

семья (картинки с темами).

Теперь мы с Вами выберем тему, над которой будем работать.

Например: тему: «Ромашка»

1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е.

название цветка (ромашка).

2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту

тему (белая, очаровательная).

3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого

предмета в рамках темы (растет, завораживает, манит).

4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов,

выражающее отношение к теме. (я люблю собирать ромашки)

5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или

ассоциацией темы (любовь) «Ромашка. Белая, очаровательная. Растет,

завораживает, манит. Как я люблю собирать ромашки! Любовь!»

- А сейчас, попробуйте составить самостоятельно свои синквейны.

(участники составляют нерифмованные стихи на темы: семья, вода, дети)

- Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы

сейчас с вами писали? (синквейны).

Ещё можно отгадывать

СИНКВЕЙН – ЗАГАДКУ

Например:

1......? 1……?

2.Добрый, внимательный 2.Веселый, деревянный

3.Лечит, помогает, заботится 3.Дружит, радуется, доверяет

4. Он лечит зверей 4. Его придумал папа Карло

5. Доктор 5. Мальчик

А сейчас, попробуйте составить самостоятельно свои синквейн-загадки:

3.Заключительная часть

Синквейн для дошкольников – это:

• средство творческого самовыражения ребёнка

• игровой способ обогащения словарного запаса

• подготовка к краткому пересказу

• умение выделять главную мысль, подбирать синонимы, согласовывать

слова в предложении.

3.Заключительная часть

Предлагаю всем участникам прочитать

синквейн со словом «Мастер-

класс»

1. Мастер – класс

2.Интересный, познавательный,

3.Обучает, развивает, сближает

4.Дело мастера боится

5.Общение с коллегами

- Всем спасибо за интересное общение. Творческих успехов!



В раздел образования