Напоминание

Здоровьесбережение на уроках народно-сценического танца


Автор: Ганус Екатерина Игоревна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Пыть-Ях
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесбережение на уроках народно-сценического танца
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Здоровье сбережение на уроках народно-сценического танца» Прочитан преподавателем ОХИ Ганус Е.И. г. Пыть-Ях январь 2017 г.
В последнее время стало очень модно говорить о здоровом образе жизни, люди стали больше уделять внимания своему здоровью. Родители понимают, что посредством физических нагрузок можно поддержать и улучшить состояние здоровья ребенка, поэтому они ведут его в бассейн, спортивную секцию или хореографический класс. Основные общешкольные предметы, обучая ребенка тем или иным знаниям, умениям и навыкам, обходят жизненно важное и социально необходимое - физическое развитие. Процесс обучения хореографии компенсирует этот пробел, так как непосредственно развивает двигательное самосознание школьника, что значительно расширяет его социальные возможности. Доказано, что ритмичные движения под музыку – хороший, а главное, приятный вариант оздоровления. Занятия танцами помогают избавиться от регулярных простудных заболеваний, бронхитов и даже облегчают течение болезни у людей, страдающих астматическими приступами. Танец, независимо от вида, увеличивает выработку химических элементов в мозге, помогая тем самым росту нервных клеток. А ещё важно, что сложные виды танца, требующие ч ё т ко й последовательности различных па, увеличивают интеллектуальный уровень человека, улучшают память у особо забывчивых. Если регулярно танцевать, можно не бояться болезни Альцгеймера. Влияние танца на мышцы общеукрепляющее: благодаря улучшению кровообращения мышцы приобретают упругость. Кроме того, улучшается координация движений и укрепляется вестибулярный аппарат. У человека с хорошим чувством равновесия намного меньше шансом поскользнуться или зацепиться за что-нибудь. Также регулярные занятия танцами положительно влияют на психику. Физические нагрузки такого рода способствуют выработке эндорфинов – гормонов, улучшающих наст ро ение. Улучшает ся в ы н о с л и в о с т ь , работоспособность, общий физический и психический тонус. Кроме того, танцы могут помочь и в преодолении некоторых страхов, например застенчивости или боязни прикосновения. Это особенно важно в современном мире, где люди стараются часто держаться на расстоянии друг от друга.
Мой доклад о здоровье сбережении именно на уроках народным танцем. Почему? Потому что я этим занимаюсь и мне это близко. Ни так давно мы с ученицами моего класса занялись исследовательской работой о влиянии хореографии на их здоровье и на весь организм в целом. Они обратились к школьной медицинской сестре - просмотрели историю заболеваемости за четыре года. И выяснилось, что с каждым годом мои ученицы болеют всё реже и реже, несравнимо меньше, чем их одноклассники, ведущие малоактивный образ жизни. И как же мне было приятно, когда девочки, погружаясь в работу, начали открывать для себя именно народный танец. И действительно, народное искусство – это чудесная неиссякаемая сокровищница, откуда черпали и будут черпать материал, для своего творчества многие хореографы – создатели танцевальных номеров. На своих уроках я использую разно-уровневый подход к учащимся. Дети разных возрастов существенно отличаются друг от друга по степени умственного, нравственного и физического развития. Учитывая возрастные особенности, силы и возможности детей педагог - хореограф должен строить урок, предъявляя каждому возрасту оптимальные требования. Известно, что особенностью младшего возраста является его эмоциональная активность, стремление к конкретной, сравнительно непродолжительной деятельности. То есть для младшего возраста урок можно построить на игровых элементах. В этом случае любой объясняемый материал будет лучше усваиваться, в силу психологических особенностей младшего детского возраста, то есть способности к активной, эмоциональной деятельности. Нельзя долго заострять внимание ребенка на отработке одних и тех же элементов. В данном случае он устает физически, рассеивается внимание. Ребенку необходима эмоциональная разрядка, смена действий, смена информации. В подростковом возрасте важно учитывать стремление к самостоятельности, более четкому осознанию своих действий. Здесь упражнениям у станка отводится примерно 1/3 урока, после чего можно
переходить на «середину». Урок не должен быть монотонным, из каждого его, пусть краткого раздела, надо извлечь пользу. Слишком долгое пребывание у станка может вызвать скуку и даже потерю интереса к занятиям. «Середину» целесообразно начинать с некоторых упражнений, пройденных у станка. Здесь большое внимание уделяется координации движения ног, с движениями корпуса и головы. Постепенно занятия на «середине» усложняются: соединятся отдельные пройденные движения в небольшие этюды. С детьми старшего возраста упражнения у станка усложняются технически и по эмоциональной окраске. Время, отведенное для занятий на «середине» постепенно увеличивается за счет сокращения упражнений у станка. Упражнения, как у станка, так и на середине видоизменяются, ускоряется темп их выполнения, этюды становятся более сложными. Все новые элементы не «выдаются» сразу, в течение одного урока. Надо очень осторожно давать детям возможность освоить часть элементов; затем на время отложить выученный материал, подменив его новым. Правильность, четкость, точность выполнения элементов народного танца должны войти в подсознание ребенка, зафиксироваться в его «мышечной памяти», стать своего рода рефлексом. Только в этом случае можно создать нужные предпосылки к успешной работе над различными танцевальными номерами. Музыкальное содержание урока – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда уроков дети приучаются к своеобразному мелодическому мышлению. Соответственно для среднего и старшего возраста музыка подбирается более разнообразная с усложненным ритмическим рисунком и мелодической окраской. Для детей младшего возраста необходимо выбирать предельно ясные мелодии, яркие, образные, особенно на первых порах. Музыкальное сопровождение на уроках должно быть органично связано с выполняемыми движениями, должно соответствовать характеру движений стилю и национальности, должно быть четко согласовано с ритмом. Все вместе взятое воспитывает и музыкальную культуру, и вкус детей, что имеет не маловажное значение в будущем. Такие занятия положительно воздействуют на
сердечно–сосудистую, нервно–мышечную, эндокринную системы организма. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормошить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Народный танец- это естественная система арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением. В основу многих бытовых танцев входит такое танцевальное движение как дроби. Какое оздоравливающее воздействие могу оказывать на ребенка дроби? При ударах пятками об пол улучшается венозное кровообращение, и активизируются обменные процессы в организме. Сотрясение, которое получают сосуды при ударе пяткой об пол, дают крови дополнительный импульс для движения вверх. Постепенность и последовательность - вот главный принцип на занятиях. Физическая нагрузка добавляется плавно, постепенно и дозировано. Под последовательностью подразумевается регулярность занятий. Системность занятий способствуют активизации адаптационных возможностей организма, тренировке работоспособности, повышению выносливости. Комплекс упражнений подобран так, что происходит чередование физической нагрузки по группам мышц, смена одного рода деятельности другой, переход от пластики к ударам или вращениям. Это дает возможность отдыхать и восстанавливаться одной группе мышц во время вовлечения в движение других. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляют двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий народным танцем. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти – вот неполная характеристика красивого движения. Для чего детям необходимы эти красивые движения, для чего нужно формировать двигательную культуру ребенка? Не проще ли научить его бегать быстрее, прыгать выше и метать дальше? Двигательная культура человека во многом отражает его
внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями. Замечено, что красиво двигающийся человек более свободен, легок и прост в общении. Он хозяин своего тела. К сожалению, специально этому педагогов не обучают, а в литературе по хореографии вопрос здоровье сбережения начал освещаться совсем недавно. И далеко не все педагоги задумываются о том, как правильно организовать учебно – воспитательную работу, чтобы дети не получали физических и психологических травм, и как максимально направить усилия ученика на укрепление своего здоровья. Поэтому для себя и в своей работе я использую следующие принципы: • «не навреди!» Все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика. • принцип совокупности физического, психологического и социального здоровья. • принцип формирования ответственности за свое здоровье. • принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся. • принцип приоритетности позитивных воздействий над негативными. Акцент делается на хорошее в любом действии. Сначала выделяется положительное, а только потом отмечаются недостатки; • принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии обучения, повышающей адаптационные возможности человека. Работать с детьми – значить ежедневно, ежечасно, из года в год отдавать ребенку свой жизненный и душевный опыт, формируя его всесторонне и гармонично развитую личность.
Список литературы. 1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. 2. Баль Л.В, Барканов С.В., Горбатенко С.А. «Педагогу о здоровом образе жизни детей»: книга для учителя . - М.: Просвещение, 2005 3. Безруких М.М. «Азбука здоровья и развития» под ред. М.М. Безруких . – М.: Вентана - Граф 4. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. 5. Ткаченко Т. Народные танцы. - М., 1975. 6. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М., 2002. 7. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004.


В раздел образования