Автор: Панова Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУДетский сад №31
Населённый пункт: Ставропольский край город Михайловск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Воспитание ответственности и самостоятельности
Раздел: дошкольное образование
Консультация на тему:
«Воспитание ответственности и самостоятельности»
Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать
всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет
самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать
осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли
самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой
самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать
кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению
самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать
решения и нести ответственность за последствия своих действий.
Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать
решения и отвечать за последствия своих действий?
Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть
у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как
поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к
которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь разобрать
машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только
учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай
сам".
У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает
он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий.
Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься
(но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо
это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой
одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда
окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях
необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным
результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда
будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится
принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим,
либо действовать импульсивно.
Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если
мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него,
чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет
гораздо лучше, если мы предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с
тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить
принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.
Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в
повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к
сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с
фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это
своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать
самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок
в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче
ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.
Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и
поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму,
включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и
позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать
своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке
приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно
"стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.