Напоминание

Воспитание ответственности и самостоятельности


Автор: Панова Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУДетский сад №31
Населённый пункт: Ставропольский край город Михайловск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Воспитание ответственности и самостоятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация на тему:

«Воспитание ответственности и самостоятельности»

Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать

всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет

самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать

осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли

самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой

самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать

кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению

самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать

решения и нести ответственность за последствия своих действий.

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать

решения и отвечать за последствия своих действий?

Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть

у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как

поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к

которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь разобрать

машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только

учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай

сам".

У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает

он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий.

Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься

(но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо

это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой

одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда

окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях

необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным

результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда

будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится

принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим,

либо действовать импульсивно.

Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если

мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него,

чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет

гораздо лучше, если мы предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с

тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить

принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в

повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к

сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с

фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это

своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать

самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок

в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче

ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и

поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму,

включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и

позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать

своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке

приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно

"стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.



В раздел образования