Напоминание

" Кризис трех лет"


Автор: Панова Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУДетский сад №31
Населённый пункт: Ставропольский край город Михайловск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: " Кризис трех лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация на тему:

«Развитие самостоятельности. Кризис трех лет»

Общение со взрослым имеет большое значение для развития личности детей

раннего возраста. Представление о себе, первая самооценка детей в это время

является на самом деле интериоризованной оценкой взрослого. Поэтому

постоянные замечания, игнорирование не всегда успешных попыток детей

сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже

в этом возрасте к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех в

осуществляемой деятельности. В этом возрасте у детей формируется чувство

самостоятельности, автономности либо, при неблагоприятном направлении

развития, чувство зависимости. Доминирование одного из двух вариантов

связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться

самостоятельности. «В исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и

других психологов подчеркивалось, что к концу раннего детства у детей

появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся от

других самостоятельностью собственных действий».

«В это же время у детей появляются первые признаки негативизма,

упрямства и агрессии, которые являются симптомами кризиса 3 лет. Это

один из самых значимых и эмоционально насыщенных кризисов в

онтогенезе». Препятствия, которые возникают при формировании

самостоятельности, активности детей (гиперопека, авторитарность, высокие

требования и критика со стороны взрослых), препятствуют нормальному

развитию самосознания и самооценки детей, приводят к тому, что

негативизм, упрямство, агрессия, тревога, отгороженность становятся

устойчивыми свойствами личности. Эти качества влияют на все виды

деятельности детей и могут привести к серьезным отклонениям в младшем

школьном и подростковом возрасте.

Важной характеристикой данного возрастного этапа является лабильность

эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время

чувства, отражающие отношения к людям и предметам, еще не фиксированы

и могут быть подвержены изменениям при изменении ситуации. Для раннего

возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с

непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при

приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на

трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать

самостоятельно, но у него ничего не получается или некому прийти на

помощь. В такой ситуации вероятна эмоциональная вспышка. «Фиксация на

запрете при появлении другого положительного стимула, отсутствие

положительной эмоциональной реакции на новую игрушку и иные

показатели регидности эмоций, так же как и фиксация на отрицательных

эмоциях, являются серьезными показателями отклонения в развитии

эмоциональной сферы, и в общем психическом развитии в этом возрасте».

Итак, первые представления о себе как о личности появляются у детей к

концу данного периода. Эмоции и формирующиеся чувства ребенка еще не

фиксированы и могут быть подвержены изменениям при изменении

ситуации. Эмоциональные реакции яркие и связаны с непосредственными

желаниями ребенка. К концу периода раннего детства появляются первые

признаки негативизма, которые являются симптомами кризиса 3 лет.

Общение со взрослым имеет большое значение для развития личности детей

раннего возраста.



В раздел образования