Автор: Панова Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУДетский сад №31
Населённый пункт: Ставропольский край город Михайловск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: " Кризис трех лет"
Раздел: дошкольное образование
Консультация на тему:
«Развитие самостоятельности. Кризис трех лет»
Общение со взрослым имеет большое значение для развития личности детей
раннего возраста. Представление о себе, первая самооценка детей в это время
является на самом деле интериоризованной оценкой взрослого. Поэтому
постоянные замечания, игнорирование не всегда успешных попыток детей
сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже
в этом возрасте к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех в
осуществляемой деятельности. В этом возрасте у детей формируется чувство
самостоятельности, автономности либо, при неблагоприятном направлении
развития, чувство зависимости. Доминирование одного из двух вариантов
связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться
самостоятельности. «В исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и
других психологов подчеркивалось, что к концу раннего детства у детей
появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся от
других самостоятельностью собственных действий».
«В это же время у детей появляются первые признаки негативизма,
упрямства и агрессии, которые являются симптомами кризиса 3 лет. Это
один из самых значимых и эмоционально насыщенных кризисов в
онтогенезе». Препятствия, которые возникают при формировании
самостоятельности, активности детей (гиперопека, авторитарность, высокие
требования и критика со стороны взрослых), препятствуют нормальному
развитию самосознания и самооценки детей, приводят к тому, что
негативизм, упрямство, агрессия, тревога, отгороженность становятся
устойчивыми свойствами личности. Эти качества влияют на все виды
деятельности детей и могут привести к серьезным отклонениям в младшем
школьном и подростковом возрасте.
Важной характеристикой данного возрастного этапа является лабильность
эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время
чувства, отражающие отношения к людям и предметам, еще не фиксированы
и могут быть подвержены изменениям при изменении ситуации. Для раннего
возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с
непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при
приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на
трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать
самостоятельно, но у него ничего не получается или некому прийти на
помощь. В такой ситуации вероятна эмоциональная вспышка. «Фиксация на
запрете при появлении другого положительного стимула, отсутствие
положительной эмоциональной реакции на новую игрушку и иные
показатели регидности эмоций, так же как и фиксация на отрицательных
эмоциях, являются серьезными показателями отклонения в развитии
эмоциональной сферы, и в общем психическом развитии в этом возрасте».
Итак, первые представления о себе как о личности появляются у детей к
концу данного периода. Эмоции и формирующиеся чувства ребенка еще не
фиксированы и могут быть подвержены изменениям при изменении
ситуации. Эмоциональные реакции яркие и связаны с непосредственными
желаниями ребенка. К концу периода раннего детства появляются первые
признаки негативизма, которые являются симптомами кризиса 3 лет.
Общение со взрослым имеет большое значение для развития личности детей
раннего возраста.