Автор: Прахова Алёна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №46"
Населённый пункт: г.Псков
Наименование материала: конспект занятия по ФЦКМ для старшей группы
Тема: "Составление описательного рассказа об овощах"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в старшей группе
по теме
«Составление описательного рассказа об овощах»
Ц е л ь : Формирование
умения
составлять
рассказ-описание
на
основе
моделирующей деятельности.
Задачи: Образовательные:
Составление
рассказа-описания
на
основе
моделирующей
деятельности;
Уточнение и активизация активного и пассивного словаря по теме:
«овощи»;
Совершенствование
грамматического
строя
речи
(образование
существительных
с
уменьшительно
–
ласкательными
суффиксами
-чик-чк).
Образование слов признаков к словам предметам;
Расширение
и
уточнение
представлений,
знаний
об
овощах,
их
внешнем виде;
Закрепление в речи обобщающего понятия овощи;
Образование имен существительных Р.п. ед.ч.
Развивающие:
Развитие долговременного внимания и памяти;
Развитие общей и мелкой моторики;
Развитие связной речи;
Развитие пространственных представлений;
Развитие слухо-речевой памяти.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость и трудолюбие;
Воспитывать дружелюбное и вежливое отношение друг к другу.
Оборудование: картинка «Капатыч» картинка «Огород», картинки овощей,
натюрморт, схема «расскажи-ка».
Ход занятия.
I.
Организационный момент.
(Воспитатель приветствует детей)
1. Ввод в тему: «Отгадай загадку»
В.: Послушайте внимательно загадки.
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
Д.: Капуста.
В.:
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
Д.: Морковь.
В.: Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
Д.: Огурцы.
В.: Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет.
Д.: Лук.
В.: Как капусту, морковь, огурец, лук можно назвать одним словом?
Д.: Овощи.
II.
Основная часть.
2. Сообщение темы занятия.
В.: Сегодня мы с вами будим разговаривать об овощах.
В.: Скажите, где растут овощи?
Д.: На грядке.
В.: А грядки, мы капаем где?
Д.: На огороде.
В.: Сегодня к нам в гости пришёл Копатыч, он хочет посмотреть, что вы
знаете об овощах, и приглашает нас прогуляться по его огороду. А что бы
оказаться у Копатыча, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:
«В добрый путь!».
(На доску вывешивается картинка огорода).
3. Игра «Один много»
В.: Ребята Копатыч приготовил для вас игру «Один-много». Посмотрите, на
огороде растёт один огурец, а много?
(Один огурец-много огурцов)
Морковь-моркови
Капуста-капуст
Перец-перца
Помидор-помидоров
Редиска-редисок
В.: Ребята Копатыч хочет посмотреть, насколько вы добрые и предлагает
сыграть вам в игру «Назови ласково».
4. Игра «Назови ласково».
В.:
Сейчас я буду называть овощ, и кидать вам мячик, тот, кто поймает
мячик, называет овощ ласково и возвращает мячик.
Помидор-помидорчик;
Огурец-огурчик;
Перец-перчик;
Капуста-купусточка;
Редис-редисочка;
III.
Динамическая пауза.
В.: Я предлагаю вам передохнуть.
Мы вчера в саду гуляли
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Мы смородину сажали
(Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст)
Яблони белили мы
Известью, белилами
(Движение правой рукою вверх-вниз)
Починили мы забор,
(Имитируют удары молотком)
Завели мы разговор:
ты скажи, садовник наш,
что нам ты в награду дашь?
(Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок)
Дам в награду
Слив лиловых, Груш медовых,
Самых крупных, спелых яблок
Вишен, целый килограмм.
Вот что вам в награду дам!
(На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)
5. Игра «Какой? Какая?»
В.: Молодцы. Копатыч приготовил для вас ещё одну игру, я буду показывать
вам картинки, а вы будите отвечать на вопросы: Какой? Какая? Какое?
Помидор- сочный, красный, круглый, гладкий
Огурец- длинный, зелёный, овальный.
Лук – полезный, сочный, круглый.
В.:
Молодцы,
Копатычу
понравилось
с
вами
играть,
но
ему
пора
возвращаться в огород, а нам уже пора возвращаться назад, для того чтобы
вернуться
назад,
нам
надо
закрыть
глаза
и
сказать
волшебные
слова:
«Копатыч, прощай».
6.
Составление
рассказа
–
описания
с
использованием
предметной
картины, изображающий натюрморт
В.: Вот мы и вернулись, а теперь я предлагаю посмотреть на картинку.
(На доске весит картинка натюрморт.)
В.: Я, предлагая вам составить рассказ по этой картинке, описать, что на ней
нарисовано.
В.: Но прежде чем начать, давайте составим план рассказа, по которому мы
будим составлять рассказ.
(Дети вместе с воспитателем составляют план.)
(вывешивается опорная схема.)
В.: Ребят посмотрите на картинку, я тоже приготовила для вас план ответа.
Давайте озвучим, что на ней нарисовано?
( разбор схемы)
•
Что это?
•
Какого цвета?
•
Какой формы
•
Какой на вкус?
•
Где растет?
•
Какое на ощупь?
•
Что из него можно приготовить?
В.: всё ли мы с вами назвали?
Д.: Да.
В.: Теперь я предлагаю вам составить по этой картинке рассказ, используя
план (опорную схему) который мы с вами составили.
(рассказы детей).
Итог занятия.
В.: О чём мы с вами сегодня говорили?
- где мы сегодня с вами были?
-Какое задание было самым сложным?
-Какое задание вам понравилось больше всего?