Автор: Соцких Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №45
Населённый пункт: Курганская область город Курган
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование финансовой грамотности детей 4-5 лет в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 лет В УСЛОВИЯХ ДОУ
Аннотация: в статье описано формирование финансовой грамотности детей 4-5 лет в условиях ДОУ
Ключевые слова: финансовая грамотность , деньги, финансы, дети
Список литературы:
- «Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно- ролевые игры и дидактические» Л.Г.Киреева .-
-
«Дети и деньги» Е. Блискавки
- «Финансовая грамотность» С. Федина
Мир финансов окружает нас повсюду, даже если мы этого не замечаем. От простой покупки скрепки до
планирования поездки на море– все это связано с деньгами и умением ими распоряжаться. Для детей этот
мир может казаться сложным и непонятным. Но стоит правильно преподнести информацию и научить- это
может стать увлекательным, а главное полезным путешествием.
Финансовое образование для детей – это не про скучные цифры и сложные термины. Это про то, как
научиться ценить труд, планировать будущее и управлять своей судьбой.
Начинать знакомство детей с миром финансов рекомендуется с раннего возраста (даже уже с 2х лет).
Прежде чем учить детей этой науке, нужно сначала провести работу с родителями. А именно…
-стендовая информация, буклеты, консультации и рекомендации («Как обучить детей финансовой
грамотности», «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?», «Основы воспитания финансовой
грамотности детей дошкольного возраста», «Ребенок и финансы» и др.);
-анкетирование «Мои финансы», « Правила потребителя», «Мой ребенок и финансовая грамотность»
Большая часть родителей хотели бы познакомить детей с финансами, но не знают как. Но есть родители ,
которые считают, что детям в таком возрасте еще рано думать о деньгах, что вырастут и сами всё поймут. Это
мнение крайне ошибочное мнение. Раннее знакомство и изучение позволяет заложить прочный фундамент
для формирования здоровых финансовых привычек и навыков.
Основные причины для раннего обучения финансовой грамотности:
- формирование бережного отношения к деньгам;
- развитие навыков планирования и постановки целей;
- понимание ценности труда и заработка;
- умение различать потребности и желания;
- способность противостоять импульсивным тратам;
- основы финансовой безопасности и защиты от мошенничества.
Именно раннее знакомство с финансовыми концепциями помогает детям лучше адаптироваться к
экономическим реалиям взрослой жизни. Финансово грамотные дети вырастают в более уверенных и
самостоятельных взрослых, способных принимать взвешенные решения в отношении личных финансов.
В дошкольном возрасте закладываются базовые представления о деньгах и их роли в жизни человека. Важно
подавать информацию в игровой форме, используя наглядные примеры.
Ключевые аспекты обучения дошкольников:
- знакомство с понятием денег и их функциями;
- различение монет и купюр;
- простые игры с использованием игрушечных денег;
- обсуждение семейных покупок и планирование трат;
- объяснение связи между трудом и заработком.
Важным фактором для более глубокого изучения финансовой грамотности является взаимодействие с
социумом.
- Можно организовать выход в библиотеку, где детям расскажут о книгах по финансовой грамотности для их
возраста. Почитать в зале или взять книгу на дом.
- Также, договорившись заранее с каким-либо банком, посетить с детьми одно из его отделений. Прекрасным
решением будет привлечь и родителей к этому походу. В наше время банки практикуют такие экскурсии . Где,
как не у них, можно всё более наглядно увидеть своими глазами (а еще и потрогать) и получить информацию
из «первых уст».
- Ярмарка- прекрасное мероприятие наглядно понять принцип «сделал –продал/купил». Придуманные
денежные монеты вполне подойдут , как платежное средство. Дети с радостью будут продавать/ покупать
товары, созданные ими самими и их товарищами.
Для закрепления знаний подойдут ролевые игры в магазин, совместное составление списка покупок перед
походом в супермаркет, обсуждение цен на товары. Существует очень много разнообразных настольно –
печатных игр по финансовой грамотности для разных возрастов. «Копилка» ,сделанная своими руками, будет
служить мини-банком и с удовольствием (с помощью родителей) будет пополняться детьми дома.
В процессе организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ
финансовой грамотности нужно стараться обеспечить и педагогическую поддержку семьи. А
именно: организовать совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в
успешности воспитательной деятельности. Педагоги не смогут полноценно дать расширенные знания детям о
финансах без привлечения помощи родителей. Можно по вечерам устраивать подвижные и настольные игры
, викторины, беседы, брейн-ринги между родителями и детьми. Это поможет не только узнать финансовый
мир лучше, но и сыграет на сближение семьи.
Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно
раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти
знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Только совместными усилиями педагогов,
родителей можно помочь детям овладеть искусством управления деньгами.