Автор: Зубков Владимир Евгеньевич
Должность: Воспитатель учебного курса
Учебное заведение: ФГКОУ " Нахимовское военно морское ордена Почета училище в г. Мариуполе
Населённый пункт: город Мариуполь
Наименование материала: Статья
Тема: Процесс формирования базовых семейных ценностей в условиях учебного и воспитательного процесса
Раздел: среднее образование
Статья: « Процесс формирования базовых семейных ценностей в условиях учебного
и воспитательного процесса»
Процесс формирования семейных ценностей у детей начинается в семье на примере своей
семьи, родителей, близких родственников, друзей.
На него влияют со временем СМИ, социальная среда, художественная литература и
другие информационные источники. Немалую роль в этом играет начальная школа,
учитывая как предметное содержание, так и воспитательное воздействие.
Подростки старшего возраста и учащаяся молодежь, взрослея, стремятся получить
самостоятельность, уйти из родительской семьи, в то же время с тенденцией создания
собственной семьи и семейных отношений. Поэтому для этой возрастной категории
возрастает актуальность проблемы семьи и семейных отношений, важную роль в которой
занимает вопрос формирования семейных ценностей.
22 ноября 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ, согласно
которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной
политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. В
Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей.
К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти
ценности являются основой крепкой и счастливой семьи. Крепкая семья – это залог
стабильности и процветания общества.
Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [6], семейное
воспитание направлено на формирование у обучающихся ответственного отношения к
семье, браку, воспитанию детей. Оно тесно связано и, как правило, рассматривается в паре
с гендерным воспитанием.
Семейное воспитание понимается как воспитание детей в семье, однако в рамках
составляющей воспитательной работы в учреждении образования оно предполагает
формирование у учащейся молодежи культуры семейных отношений, правильной оценки
своих поступков в роли члена семьи, родителя или ребенка, представлений о супружестве
и родительстве, воспитании своих детей и ответственности за них.
Рассмотрим проблемы формирования семейных ценностей и семейной идентичности
детей и подростков
В настоящее время изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи
уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака,
семей с одним родителем, нередко наблюдается легкомысленное отношение молодых
людей к разводам и внебрачным связям;
- многие семьи стали перекладывать воспитательную функцию на плечи государственных
учреждений: детских садов, школ, интернатов;
- утрачиваются семейные традиции, теряется связь между поколениями, у детей
отсутствует чувство «фамильной принадлежности», они нередко не помнят имен своих
умерших бабушек и дедушек, не знакомы с историей семьи;
- в ряде семей отсутствует культура совместного досуга, семьи стали реже собираться за
общим столом, зачастую члены семьи не знают интересов, не умеют слушать и слышать
друг друга, проявляют социальное иждивенчество, желание взять как можно больше,
ничего не давая взамен;
- снижению престижа семьи, искажению внутирисемейных отношений способствует, в
частности, показ в СМИ и сети Интернет аморальных аспектов взаимоотношений между
мужчиной и женщиной, пропаганда нетрадиционных семейных отношений;
недостаточное количество книг, фильмов, передач, представляющих образцы семейной
жизни, позитивных взаимоотношений между супругами, родителями и детьми;
- девальвация в современном понимании базовых семейных ценностей, таких как любовь,
родительство, верность, семейный долг, связь с предками, традиционная семья как
ценность приводит к таким негативным последствиям, как социальное сиротство детей, их
асоциальное поведение, а отсутствие должного примера родителей и недостаточная
пропаганда
положительного
семейного
опыта
в
социуме
–
к
недостаточной
сформированности семейной идентичности детей и подростков;
Поэтому учреждения образования должны это учитывать в своей воспитательной работе и
способствовать
- возрождению и сохранению базовых семейных ценностей, традиционных для россиян,
воспитанию культуры семейной жизни
- ценностные ориентации формируются не только собственно семьей, но и многими
социальными институтами (СМИ, социально ориентированными НКО, школами, вузами,
социальными центрами и др.), которые должны сообща приучать детей и подростков
пропагандировать традиционные семейные ценности среди родителей и молодых
людей, в том числе через показ положительных примеров.
- объединить усилия всех структур, заинтересованных в содействии возрождению и
сохранению традиционных семейных ценностей;
формировать у детей и подростков чувство сопричастности со своей семьей, родом,
понимание значимости семьи как основы общества;( начать с альбома фотографий и
продолжить деревом жизни семьи, историей семьи и поколений)
проводить специальные воспитательные мероприятия, предполагающие совместную
деятельность детей и родителей (трудовую, познавательную, творческую, спортивную и
т.д.); просветительскую работу, (от субботников, совместного посещения культурно,
массовых, спортивных мероприятий, до оказания помощи маломобильным людям)
проводить для детей и родителей практические мероприятия, направленные на
укрепление семьи, повышение престижа семейных отношений, объединение членов семьи
на основе общих интересов « Командные виды игр» (интеллектуальные и творческие
конкурсы,
спортивные
состязания,
туристические
походы,
познавательно-игровые,
досуговые программы, тематические праздники и др.); Физическое воспитание: дети
должны быть активны и хорошо развиты физически, ведь от этого зависит и здоровье
ребёнка, и его возможности, и настроение, и успехи.
-популяризировать примеры уважительного отношения к семейному опыту старшего
поколения, позитивных семейных взаимоотношений, в том числе между детьми и
родителями; ( посещение домов престарелых, оказания помощи дому малютки и
детям оставшихся без попечения родителей)
Нравственность: дети должны чётко понимать правила поведения в обществе и уметь
правильно себя повести по отношению к другим людям в различных ситуациях.
Не менее важно проведение тематических воспитательных мероприятий и кураторских
часов, которые должны присутствовать в плане воспитательной работы учебной группы
(класса). При этом особая роль отводится
Системе проведения классных часов духовно – нравственного направления. Обучение
культуре общения, выстраиванию дружеских отношений, заботе о старшем поколении,
кругозор детей должен ежедневно расширяться.
Отработка воспитательных программ , цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном»,
дисциплины гуманитарного цикла: ОДКНР, обществознание (в среднем и старшем звене
изучают социалогические и правовые аспекты семьи, семейного воспитания) , литература.
Нами практикуется проведение «Родительского часа» как одной из форм взаимодействия
училища с родителями.
Я всегда стараюсь рассказывать как можно больше знаменательных дат, положительных
откликов о нашей стране. Часто рассказываю детям то, что сам знаю, прочитал или увидел
по телевизору о войне, о подвигах, который мы не имеем права забыть. Дети должны
понимать, какой вклад в наше будущее вложили наши предки и сейчас вкладывают отцы
и братья, и что теперь мы должны быть достойны их подвига.
Каждая школа, любая образовательная организация, как большая семья
и поведение, отношение друг к другу, взрослых к детям, и наоборот служит
наглядным примером для детей.
Здесь прививаются понятия о семье , как о пространстве любви, уважения, заботы и
взаимной поддержки - все эти важные в семейной жизни навыки общения помогает
сформировать педагог и воспитатель.