Напоминание

Процесс формирования базовых семейных ценностей в условиях учебного и воспитательного процесса


Автор: Зубков Владимир Евгеньевич
Должность: Воспитатель учебного курса
Учебное заведение: ФГКОУ " Нахимовское военно морское ордена Почета училище в г. Мариуполе
Населённый пункт: город Мариуполь
Наименование материала: Статья
Тема: Процесс формирования базовых семейных ценностей в условиях учебного и воспитательного процесса
Раздел: среднее образование





Назад




Статья: « Процесс формирования базовых семейных ценностей в условиях учебного

и воспитательного процесса»

Процесс формирования семейных ценностей у детей начинается в семье на примере своей

семьи, родителей, близких родственников, друзей.

На него влияют со временем СМИ, социальная среда, художественная литература и

другие информационные источники. Немалую роль в этом играет начальная школа,

учитывая как предметное содержание, так и воспитательное воздействие.

Подростки старшего возраста и учащаяся молодежь, взрослея, стремятся получить

самостоятельность, уйти из родительской семьи, в то же время с тенденцией создания

собственной семьи и семейных отношений. Поэтому для этой возрастной категории

возрастает актуальность проблемы семьи и семейных отношений, важную роль в которой

занимает вопрос формирования семейных ценностей.

22 ноября 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ, согласно

которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной

политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. В

Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей.

К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти

ценности являются основой крепкой и счастливой семьи. Крепкая семья – это залог

стабильности и процветания общества.

Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [6], семейное

воспитание направлено на формирование у обучающихся ответственного отношения к

семье, браку, воспитанию детей. Оно тесно связано и, как правило, рассматривается в паре

с гендерным воспитанием.

Семейное воспитание понимается как воспитание детей в семье, однако в рамках

составляющей воспитательной работы в учреждении образования оно предполагает

формирование у учащейся молодежи культуры семейных отношений, правильной оценки

своих поступков в роли члена семьи, родителя или ребенка, представлений о супружестве

и родительстве, воспитании своих детей и ответственности за них.

Рассмотрим проблемы формирования семейных ценностей и семейной идентичности

детей и подростков

В настоящее время изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи

уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака,

семей с одним родителем, нередко наблюдается легкомысленное отношение молодых

людей к разводам и внебрачным связям;

- многие семьи стали перекладывать воспитательную функцию на плечи государственных

учреждений: детских садов, школ, интернатов;

- утрачиваются семейные традиции, теряется связь между поколениями, у детей

отсутствует чувство «фамильной принадлежности», они нередко не помнят имен своих

умерших бабушек и дедушек, не знакомы с историей семьи;

- в ряде семей отсутствует культура совместного досуга, семьи стали реже собираться за

общим столом, зачастую члены семьи не знают интересов, не умеют слушать и слышать

друг друга, проявляют социальное иждивенчество, желание взять как можно больше,

ничего не давая взамен;

- снижению престижа семьи, искажению внутирисемейных отношений способствует, в

частности, показ в СМИ и сети Интернет аморальных аспектов взаимоотношений между

мужчиной и женщиной, пропаганда нетрадиционных семейных отношений;

недостаточное количество книг, фильмов, передач, представляющих образцы семейной

жизни, позитивных взаимоотношений между супругами, родителями и детьми;

- девальвация в современном понимании базовых семейных ценностей, таких как любовь,

родительство, верность, семейный долг, связь с предками, традиционная семья как

ценность приводит к таким негативным последствиям, как социальное сиротство детей, их

асоциальное поведение, а отсутствие должного примера родителей и недостаточная

пропаганда

положительного

семейного

опыта

в

социуме

к

недостаточной

сформированности семейной идентичности детей и подростков;

Поэтому учреждения образования должны это учитывать в своей воспитательной работе и

способствовать

- возрождению и сохранению базовых семейных ценностей, традиционных для россиян,

воспитанию культуры семейной жизни

- ценностные ориентации формируются не только собственно семьей, но и многими

социальными институтами (СМИ, социально ориентированными НКО, школами, вузами,

социальными центрами и др.), которые должны сообща приучать детей и подростков

пропагандировать традиционные семейные ценности среди родителей и молодых

людей, в том числе через показ положительных примеров.

- объединить усилия всех структур, заинтересованных в содействии возрождению и

сохранению традиционных семейных ценностей;

формировать у детей и подростков чувство сопричастности со своей семьей, родом,

понимание значимости семьи как основы общества;( начать с альбома фотографий и

продолжить деревом жизни семьи, историей семьи и поколений)

проводить специальные воспитательные мероприятия, предполагающие совместную

деятельность детей и родителей (трудовую, познавательную, творческую, спортивную и

т.д.); просветительскую работу, (от субботников, совместного посещения культурно,

массовых, спортивных мероприятий, до оказания помощи маломобильным людям)

проводить для детей и родителей практические мероприятия, направленные на

укрепление семьи, повышение престижа семейных отношений, объединение членов семьи

на основе общих интересов « Командные виды игр» (интеллектуальные и творческие

конкурсы,

спортивные

состязания,

туристические

походы,

познавательно-игровые,

досуговые программы, тематические праздники и др.); Физическое воспитание: дети

должны быть активны и хорошо развиты физически, ведь от этого зависит и здоровье

ребёнка, и его возможности, и настроение, и успехи.

-популяризировать примеры уважительного отношения к семейному опыту старшего

поколения, позитивных семейных взаимоотношений, в том числе между детьми и

родителями; ( посещение домов престарелых, оказания помощи дому малютки и

детям оставшихся без попечения родителей)

Нравственность: дети должны чётко понимать правила поведения в обществе и уметь

правильно себя повести по отношению к другим людям в различных ситуациях.

Не менее важно проведение тематических воспитательных мероприятий и кураторских

часов, которые должны присутствовать в плане воспитательной работы учебной группы

(класса). При этом особая роль отводится

Системе проведения классных часов духовно – нравственного направления. Обучение

культуре общения, выстраиванию дружеских отношений, заботе о старшем поколении,

кругозор детей должен ежедневно расширяться.

Отработка воспитательных программ , цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном»,

дисциплины гуманитарного цикла: ОДКНР, обществознание (в среднем и старшем звене

изучают социалогические и правовые аспекты семьи, семейного воспитания) , литература.

Нами практикуется проведение «Родительского часа» как одной из форм взаимодействия

училища с родителями.

Я всегда стараюсь рассказывать как можно больше знаменательных дат, положительных

откликов о нашей стране. Часто рассказываю детям то, что сам знаю, прочитал или увидел

по телевизору о войне, о подвигах, который мы не имеем права забыть. Дети должны

понимать, какой вклад в наше будущее вложили наши предки и сейчас вкладывают отцы

и братья, и что теперь мы должны быть достойны их подвига.

Каждая школа, любая образовательная организация, как большая семья

и поведение, отношение друг к другу, взрослых к детям, и наоборот служит

наглядным примером для детей.

Здесь прививаются понятия о семье , как о пространстве любви, уважения, заботы и

взаимной поддержки - все эти важные в семейной жизни навыки общения помогает

сформировать педагог и воспитатель.



В раздел образования