Напоминание

Поход как инструмент воспитания, социализации и обучения


Автор: Попова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ гимназия №12 имени Героев-пионеров г. Каменск-Шахтинского
Населённый пункт: Каменск-Шахтинский
Наименование материала: статья
Тема: Поход как инструмент воспитания, социализации и обучения
Раздел: среднее образование





Назад




. Вот несколько идей:

1. **Игры на остановках**:

- **Замороженный царь**: Подходит для более старших детей. Один из игроков становится

царем, и остальные должны замереть, когда он начнет смотреть на них. Если кто-то двинется, тот

становится новым царем.

- **Подводная лодка**: Дети стоят на одной ноге, закрыв глаза. Один из игроков подходит и

говорит "подводная лодка", а затем пытается поймать того, кто сделает движение.

- **Как я отличаюсь от остальных**: Делится забавной особенностью, которая отличает их от

других.

2. **Квесты и скарабаны**:

- Составьте простой квест, который включает в себя нахождение определенных объектов или

природных элементов, например, камень определенного цвета или определенного размера.

- Используйте скарабан, чтобы дети могли записывать свои находки или ответы на заданные

вопросы.

3. **Природные экспедиции**:

- Поощряйте детей собирать уникальные камни, листья или другие интересные объекты,

которые они находят по дороге.

- Проведите простую лекцию о местной флоре и фауне, если есть возможность попасть в

интересные природные зоны.

4. **Истории и рассказы**:

- Расскажите захватывающие истории о местности, мифах или анекдотах, связанных с

маршрутом.

- Играйте в "кто-кто" — один рассказывает историю, а остальные делают предположения, о ком

или о чем идет речь.

5. **Музыкальные паузы**:

- Устройте музыкальную паузу, где дети могут петь хором или танцевать. Можно подготовить

простые небольшие песенки или танцы на ходу.

6. **Фотографирование и журнал**:

- Предоставьте каждому ребенку планшет или камеру (если возможно) для фотографирования.

Позже они могут составить свой дневник похода.

- Поощряйте детей делать зарисовки или записывать впечатления в специальный журнал.

7. **Приключенческие игры**:

- Проводите "карточные" игры, где каждая карта предоставляет новое задание: остановиться и

крикнуть что-то интересное, подражать животному или друг другу.

8. **Поиск приключений**:

- Проведите простой эксперимент, например, проверьте, какие камни плавают в воде, какие нет,

если будет возможность остановиться у водоема.

Помните о безопасности и обеспечьте наблюдение за детьми во время выполнения этих занятий.

Всякий раз выбирайте игры и активности в зависимости от возраста и уровня подготовки

участников.

Организация пешего похода для детей может быть увлекательным и познавательным опытом.

Важно подготовить разнообразные занятия, которые помогут детям оставаться активными и

заинтересованными на протяжении всего маршрута. Вот несколько идей:

1. **Игры на остановках**:

- **Замороженный царь**: Подходит для более старших детей. Один из игроков становится

царем, и остальные должны замереть, когда он начнет смотреть на них. Если кто-то двинется, тот

становится новым царем.

- **Подводная лодка**: Дети стоят на одной ноге, закрыв глаза. Один из игроков подходит и

говорит "подводная лодка", а затем пытается поймать того, кто сделает движение.

- **Как я отличаюсь от остальных**: Делится забавной особенностью, которая отличает их от

других.

2. **Квесты и скарабаны**:

- Составьте простой квест, который включает в себя нахождение определенных объектов или

природных элементов, например, камень определенного цвета или определенного размера.

- Используйте скарабан, чтобы дети могли записывать свои находки или ответы на заданные

вопросы.

3. **Природные экспедиции**:

- Поощряйте детей собирать уникальные камни, листья или другие интересные объекты,

которые они находят по дороге.

- Проведите простую лекцию о местной флоре и фауне, если есть возможность попасть в

интересные природные зоны.

4. **Истории и рассказы**:

- Расскажите захватывающие истории о местности, мифах или анекдотах, связанных с

маршрутом.

- Играйте в "кто-кто" — один рассказывает историю, а остальные делают предположения, о ком

или о чем идет речь.

5. **Музыкальные паузы**:

- Устройте музыкальную паузу, где дети могут петь хором или танцевать. Можно подготовить

простые небольшие песенки или танцы на ходу.

6. **Фотографирование и журнал**:

- Предоставьте каждому ребенку планшет или камеру (если возможно) для фотографирования.

Позже они могут составить свой дневник похода.

- Поощряйте детей делать зарисовки или записывать впечатления в специальный журнал.

7. **Приключенческие игры**:

- Проводите "карточные" игры, где каждая карта предоставляет новое задание: остановиться и

крикнуть что-то интересное, подражать животному или друг другу.

8. **Поиск приключений**:

- Проведите простой эксперимент, например, проверьте, какие камни плавают в воде, какие нет,

если будет возможность остановиться у водоема.

Помните о безопасности и обеспечьте наблюдение за детьми во время выполнения этих занятий.

Всякий раз выбирайте игры и активности в зависимости от возраста и уровня подготовки

участников.

Отлично, давайте разберем роли детей в походе и как выбрать ответственных за разные аспекты.

Важно помнить, что возраст, опыт и интересы детей будут ключевыми факторами в

распределении обязанностей.

**Общие принципы распределения ролей:**

* **Возраст и зрелость:** Самым младшим можно поручить простые задачи (сбор шишек для

костра, наблюдение за мелкими животными), а старшим - более сложные (чтение карты,

приготовление еды).

* **Интересы:** Учитывайте предпочтения детей. Кто-то любит фотографировать, кто-то -

готовить, кто-то - изучать карты.

* **Опыт:** Если у кого-то есть опыт в какой-то области (например, оказание первой помощи),

ему можно доверить эту роль.

* **Ротация:** По возможности меняйте роли между детьми. Это позволит им приобрести

разные навыки и избежать монотонности.

* **Помощь:** Убедитесь, что у каждого ответственного есть помощник (особенно у тех, кто

отвечает за кухню или медпомощь).

* **Ответственность, а не власть:** Подчеркните, что ответственность - это про помощь команде,

а не про командование другими.

* **Контроль и поддержка:** Взрослые должны контролировать выполнение задач и оказывать

необходимую поддержку.

**Распределение ролей и выбор ответственных:**

**1. Фотограф:**

* **Кого выбрать:**

* Ребенок, который интересуется фотографией и любит делать снимки.

* У кого есть (или кому можно доверить) фотоаппарат или телефон с хорошей камерой.

* Человек с творческим взглядом и желанием запечатлеть моменты похода.

* **Обязанности:**

* Фотографировать красивые пейзажи.

* Делать снимки участников похода.

* Запечатлевать интересные моменты и детали.

* По возможности, вести небольшой "фотодневник" похода.

* **Совет:** Обсудите с фотографом, какие кадры вы хотели бы получить (например, групповые

фото, портреты, макросъемку).

**2. Кухня:**

* **Кого выбрать:**

* Дети, которые любят готовить или помогать на кухне.

* Старшие дети с опытом приготовления простых блюд.

* Те, кто аккуратен и соблюдает правила гигиены.

* **Обязанности:**

* Помощь в приготовлении еды (нарезка овощей, размешивание ингредиентов).

* Мытье посуды.

* Сбор мусора и утилизация пищевых отходов.

* Помощь в распределении еды по тарелкам.

* Подготовка воды для кипячения (если это разрешено).

* **Совет:** Составьте простое меню заранее, чтобы дети знали, что им предстоит готовить.

**3. Привал (Уют):**

* **Кого выбрать:**

* Дети, которые любят организовывать пространство и создавать уют.

* Те, кто внимателен к деталям.

* Дети, проявляющие заботу о других.

* **Обязанности:**

* Поиск подходящего места для привала.

* Расстилание ковриков и пледов.

* Помощь в организации места для отдыха (сбор веток для костра, если разрешено).

* Уборка мусора после привала.

* Сбор и размещение дров

* **Совет:** Научите детей искать ровные площадки и избегать муравейников и опасных мест.

**4. Маршрут (Картограф):**

* **Кого выбрать:**

* Старшие дети, которые умеют читать карты и пользоваться компасом.

* Те, кто интересуется географией и ориентированием на местности.

* Внимательные и ответственные.

* **Обязанности:**

* Помощь в определении маршрута (под руководством взрослых).

* Отслеживание пройденного пути на карте.

* Подача сигналов об изменении направления (под руководством взрослых).

* Наблюдение за ориентирами на местности.

* **Совет:** Начните с простых маршрутов и постепенно усложняйте задачи.

**5. Медпомощь (Санитар):**

* **Кого выбрать:**

* Дети, интересующиеся медициной или оказанием первой помощи.

* Старшие дети, которые прошли курсы первой помощи (если есть такие).

* Ответственные и спокойные в стрессовых ситуациях.

* **Обязанности:**

* Помощь в уходе за мелкими царапинами и ссадинами.

* Сообщение взрослым о любых проблемах со здоровьем у участников похода.

* Напоминание о необходимости пить воду и использовать солнцезащитный крем.

* Прикладывание холодных компрессов (под руководством взрослых).

* **Совет:** Убедитесь, что у ответственного за медпомощь есть доступ к аптечке.

**Дополнительные советы:**

* **Обсуждение:** Перед походом проведите собрание, обсудите роли, объясните обязанности

и ответьте на вопросы.

* **Похвала:** Хвалите детей за хорошо выполненную работу.

* **Гибкость:** Будьте готовы к тому, что что-то может пойти не по плану. Важно сохранять

гибкость и корректировать роли по мере необходимости.

* **Безопасность:** Главное - безопасность детей. Взрослые всегда несут ответственность за

принятие ключевых решений и контроль за ситуацией.

Надеюсь, эти советы помогут вам организовать интересный и познавательный поход для детей!

Организация ролей детей в походе может сделать его более интересным и увлекательным для

всех участников. Вот несколько идей, как можно распределить обязанности среди детей, а также

советы по выбору ответственных за различные задачи:

1. **Фотохронист/Фотограф:**

- **Роль:** Отвечает за съемку интересных моментов во время похода, документирует пейзажи

и группу.

- **Выбор:** Выбирайте внимательного ребенка, который умеет работать с камерой или

смартфоном, и у кого хорошее чувство креативности.

2. **Кухня/Повар:**

- **Роль:** Отвечает за приготовление пищи, поддержание порядка в палатке-кухне и уборку

после еды.

- **Выбор:** Возьмите ребенка, который любит кулинарию, знает простые рецепты и способен

работать в команде.

3. **Организатор привала:**

- **Роль:** Отвечает за подготовку места для отдыха, распределение мест для сидения и

обеспечение комфорта всех участников.

- **Выбор:** Лучше выбрать умелого организатора, внимательного к деталям и способного

быстро принимать решения.

4. **Капитан маршрута/Руководитель:**

- **Роль:** Отвечает за следование маршруту, чтение карты и указание пути команде.

- **Выбор:** Для этой роли подходит ребенок, который обладает хорошей ориентацией в

пространстве, уверен в себе и способен вести за собой других.

5. **Медицинская помощь:**

- **Роль:** Отвечает за первую медицинскую помощь, хранение и учет медикаментов.

- **Выбор:** Выбирайте внимательного ребенка, который обладает базовыми знаниями по

первой медицинской помощи и способен адекватно реагировать на нештатные ситуации.

**Советы по организации:**

- **Обсуждение и согласование:** Вовлеките детей в обсуждение и пусть они выберут себе роли

на основе своих интересов и сильных сторон.

- **Обучение:** Предварительно проведите занятия или тренировки, чтобы дети понимали свои

обязанности и умели выполнять их.

- **Поддержка:** Постоянно поддерживайте и находитесь в контакте с детьми, чтобы помочь им

решать возникающие проблемы.

- **Гибкость:** Будьте готовы к тому, что роли могут измениться в процессе похода в зависимости

от обстоятельств.

- **Позитивная обратная связь:** Поощряйте и похваливайте детей за их усилия и достижения во

время похода.

Это поможет сделать поход не только безопасным и организованным, но и максимально

интересным и увлекательным для детей.



В раздел образования