Напоминание

«Кислоты, их классификация и химические свойства.».


Автор: Журавель Светлана Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: с.Чугуевка Приморский край
Наименование материала: урок
Тема: «Кислоты, их классификация и химические свойства.».
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Кислоты, их классификация и химические свойства.».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Место урока в системе урочной деятельности: данная тема рассматривается в 8 классе в

главе 3 «Основные классы неорганических соединений».

Цели: сформировать умение:

1) определять признаки классификации кислот;

2)проводить эксперимент и определять, химические свойства кислот;

3)совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.

Задачи урока:

1. Рассмотреть предложенные формулы кислот, выявить признаки, по которым кислоты

можно объединить группы;

2.Экспериментально доказать, какие металлы могут вытеснять водород из растворов

кислот

3.Выяснить с какими веществами кислоты вступают в химические превращения и какие

вещества образуются в результате реакций.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: классифицировать неорганические кислоты; использовать химическую

символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;

характеризовать (описывать) общие химические свойства кислот, подтверждая описание

примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций; следовать

правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению

лабораторных химических опытов

Метапредметные: умением использовать приёмы логического мышления при освоении

знаний: умением применять в процессе познания символические (знаковые) модели:

умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат,

формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта.

Личностные: формирование: коммуникативной компетентности в учебно-

исследовательской деятельности; готовности к разнообразной совместной деятельности

при выполнении химического эксперимента; познавательных мотивов, направленных на

получение новых знаний по химии.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор мультимедиа, презентация, растворы

соляной и серной кислот, цинк, карбонат кальция, гидроксид натрия, держатель,

инструктивные карточки.

Дидактическая

Краткое содержание

Формы организации

Учебные задания.

структура урока

учебной

деятельности

учебной деятельности

школьников

Организационный

этап

Мотивационный

этап

Приветствие.

Вступительное слово

учителя.

У вас на партах есть

оценочный листок.

За работу на каждом

этапе урока ставите

себе баллы, а по

итогам работы

переведёте их в

оценку.

Готовятся к уроку.

Приветствуют учителя,

проверяют свои рабочие

места

.

Этап акутализации

новых знаний.

У вас на столах лежат

листы

с

заданием.

Давайте

с

этим

заданием

познакомимся.

- О каком классе

веществ идёт речь?

- К каким группам

можно отнести эти

соли?

Чтобы вспомнить

классификацию

солей, выполните

задание 2.

Вывожу на экран задание

(сайд 2.)

(читают задание и

выполняют в тетради,

затем проверяем у доски

запись уравнения

реакций и отвечают на

вопросы задания).

(работа на местах в

тетради,

взаимопроверка по

эталону).(слайд 2)

Приложение 1.

Задание 1.

Задание 2.

Из

предложенного

перечня

веществ:

H

2

SO

4,

CuCl

2

, Al(OH)

3

, CaOHCl,

KHCO

3

, Na

2

SO

4

, Mg(HSO

4

)

2

,

(CuOH)

2

CO

3,

Fe

2

O

3,

выберите

формулы солей и

классифицируйте их.

Этап изучения

нового материала

На столе стоит

«блюдо знаний» с

аскорбиновой

кислотой, лимонами,

яблоками .

Тема нашего урока ,

связана со вкусом

этих

веществ.Давайпе

определим её.

фронтальная

Рассматривают

содержимое (фрукты ),

отвечают на вопрос

учителя, называют тему

урока

.

Записывают в тетрадь

число и тему урока.

«Кислоты.

Классификация и

Что вам уже известно

о кислотах? Что

общего у них?

Каких знаний о

кислотах вам ещё не

хватает.

(На доске формулы

классов веществ).

Можете ли вы

используя эти

формулы записать

уравнения реакции с

кислотами?

И разделить кислоты

по группам?

Классификация

кислот

Физминутка.

Прежде чем перейти

к химическим

свойствам кислот,

давайте вспомним ТБ

при работе с

химическими

реактивами.

Химические

свойства кислот

(выполнение

практической части).

Работу выполняют по

инструктивной карте.

Лабораторная работа

А) взаимодействие

кислот с металлами

Учитель

ставит

проблемный вопрос:

- “А любой ли металл

способен вступить в

реакцию замещения с

свойства».

Отвечают на вопросы.

Какая цель нашего урока?

Вместе с учителем

формулируют цель.

Работают в парах по

заданию

(проверяем у доски

работа с магнитными

карточками)

Правила ТБ

(проговаривают ТБ)

Групповая (парная)

слайд 4.

Записывают уравнение

реакции у доски,

объясняют протекание

реакции.

Записывают уравнение

реакции у доски,

объясняют протекание

реакции.

Записывают уравнение

Приложение 2.

Задание 3.

стр.учебника 109.табл.9

-Как правильно работать с

реактивами?

Приложение 3.

Работа с инструктивной картой.

Работа с инструктивной картой

Работа с учебником

с.109, изучают правила

взаимодействия Ме с кислотой.

Приложение 3.

Задание 4.

Приложение 3.

Задание 5.

Приложение 3.

кислотой?”

Б)Взаимодействие

кислот с солями.

В) Взаимодействие

кислот с

гидроксидами

металлов.

Давайте подведём

итог о проделанной

работе.

1.Как

взаимодействуют Ме

с кислотами?

2.Как

взаимодействуют

соли карбонаты с

кислотой?

реакции у доски,

объясняют протекание

реакции.

слайд 5.

Задание 6.

Этап рефлексии

Давайте подведём

итог о проделанной

работе.

1.Как

взаимодействуют Ме

с кислотами?

2.Как

взаимодействуют

соли карбонаты с

кислотой?

3.Как протекает

реакция

нейтрализации?

фронтальная

Отвечают на вопросы.

Этап

самоконтроля.

Выполняют

письменно тест

Приложение 4.

Задание 7.

Домашнее

задание.

П.25. вопрос 6,7.

Приведенные на рисунке формулы кислот

распределите в следующем порядке:

Кислородсодержащие;

Бескислородные;

Одноосновные;

Двухосновные;

Трехосновные.

По желанию

вопрос.12

Приложение 1.

Задание 1.

Ученик восьмого класса узнал от своего прадедушки, что он служил партизаном в годы

Великой отечественной войны в Крыму. Известняковые пещеры-лабиринты Крыма были

партизанам убежищем. В этих пещерах происходит реакция превращения карбоната в

бикарбонат обратима, поэтому на потолке известняковой пещеры из капли воды,

насыщенной гидрокарбонатом кальция, выделяется диоксид углерода, и прежде чем капля

успеет упасть вниз, часть растворенного гидрокарбоната превращается в твердый

карбонат. Так зарождаются свисающие вниз сосульки сталактитов. Из воды, капающей со

сталактита, на полу пещеры тоже осаждается карбонат кальция, и с течением времени

навстречу свисающей сосульке поднимается такой же столб снизу – сталагмит. Иногда

сталактит и сталагмит срастаются и образуется сталагмат. Выберите уравнение реакции,

которое соответствует описанному процессу:

1) СаСО

3

+ Н

2

SO

4

CaSO

4

+ H

2

O + CO

2

2) СаСО

3

+ Н

2

О+ СО

2

Са(НСО

3

)

2

3) СаСО

3

СаО + СО

2

Задание 2.

Из предложенного перечня веществ:

H

2

SO

4,

CuBr

2

, Al(OH)

3

, CaOHCl,

KHCO

3

, Na

2

S, Mg(HSO

4

)

2

,

(CuOH)

2

CO

3,

Fe

2

O

3,

выберите

формулы

солей

и

классифицируйте и

Приложение 2

Задание 3.

Приложение 3.

Задание 4

Он заинтересовался химическими явлениями и решил провести опыт в домашних

условиях, он взял гранулы цинка и соляную кислоту. Получившиеся газ собрал в пустую

жестяную банку, к которой поднес лучинку. Раздался хлопок.

1.Какую гипотезу выдвигал ученик?

Задание 5.

На этом его интерес к науке не закончился, он прочитал в энциклопедии, что в 1620 г.

голландский учёный Ян ван Гельмонт действием кислоты на известняк, мел (карбонат

кальция) получил «лесной воздух» («воздухом» в те времена называли газ), который

образовывался также и при сжигании древесины.

1.Составьте уравнение реакции получения «лесного воздуха» на соляной кислоте и

карбоната кальция..

2.Какой газ называли «лесным воздухом».

Задание 6.

Метод нейтрализации используется в пищевой и химической промышленности. С его

помощью определяют количество кислоты или щёлочи в том или ином веществе,

продукте

или

жидкости.

Используя

предложенные

реактивы

провести

реакцию

нейтрализации. Запишите уравнение реакции и объясните полученный результат.

Приложение 4.

Задание 7.

Вариант 1

1. Формула двухосновной кислоты:

1)H

2

SO

4

2) HCl 3) HNO

3

4) H

3

PO

4

2. Ряд формул в котором все вещества одноосновные кислоты:

1)HCl, CaCl

2

, H

2

SO

4

3) HI, Н

2

SO

4

, H

3

PO

4

2) NaOH, H

2

S, H

2

CO

3

4) HNO

2

, HCl, HF

3. Формула кислородсодержащей кислоты:

1) HI

3) HNO

2

2) HCl

4) H

2

S

4. Вещество, с которым реагирует соляная кислота

1)серебро 2) медь 3) оксид углерода (IV) 4) Zn

5. Вещество, которое взаимодействуют с раствором серной кислоты

1) медь 2) хлорид бария 3) оксид азота (V) 4) оксид серы (VI)

Вариант 2

1. Формула кислородсодержащей кислоты:

1)H

2

3

2) HCl 3) HNO

3

4) H

3

PO

4

2. Ряд формул в котором все вещества – кислоты

1)HCl, H

3

PO

4

, H

2

SO

4

3) HI, P

2

O

5

, H

3

PO

4

2) NaOH, H

2

S, H

2

CO

3

4) HNO

2

, КCl, HF

3. . Формула двухосновной кислоты:

1) HI

3) HNO

2

2) HCl

4) H

2

S

4. Вещество, с которым взаимодействует раствор серной кислоты

1) ртуть 2) оксид кремния 3) карбонат кальция 4) кремниевая кислота

5. Вещество, с которым взаимодействует соляная кислота:

1) магний 2) хлорид бария 3) оксид азота (V) 4) оксид серы (VI)

Мы минутку отдыхаем,

Но урок не забываем.

Если я называю формулу основного оксида –

Наклоняем голову вправо, влево;

Кислотного – руки в сторону,

Кислоты – руки поднимаем вверх,

Основания – наклоны в сторону,

Формулу соли – вращаем головой.

Взгляд налево, взгляд направо,

Глаза закрыли и присели на свои рабочие места.

1.Опыт №1.

В пробирку поместите гранулу цинка (Zn) и прилейте 2 мл соляной кислоты (HCl. )Что

наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

2.Опыт 2.

В пробирку налейте 2 мл карбоната кальция (СаСО

3

), затем прилейте 2 мл соляной

кислоты (HCl).Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

3.Опыт 3.

В пробирку налейте 2 мл щёлочи (NaOH), затем добавить 3-4 капли фенолфталеина. Что

наблюдаете? Затем добавить 2 мл соляной кислоты (HCl) .Что наблюдаете? Как

называется эта реакция? Запишите уравнение реакции между NaOH и HCl.

Оценочный лист.

Ученика (цы) ____________________________________________________________

Этап урока

Выполняемое задание

Баллы за этап

Повторение

Задание 1.

Задание 2.

Изучение новой темы.

Задание 3.

Задание 4.

Задание 5.

Задание 6.

Повторение

Задание 7.

Всего баллов:

Задание 1.

«2 балла» – выбран правильный вариант ответа

«0» баллов – ответ выбран неверно

Задание 2.

«2 балла» - задание правильно выполнено

«1 балл» - допущена 1 ошибка

«0 баллов» - допущены 2 и более ошибок.

Задание 3.

«2 балла» - задание правильно выполнено

«1 балл» - допущена 1 ошибка

«0 баллов» - допущены 2 и более ошибок.

Задание 4,5,6.

«2 балла» - правильно записаны уравнения реакции.

«1 балл» - допущена ошибка в расставлении коэффициентов.

Задание 7.

«5 баллов» - ошибок не допущено.

«4 балла» - допущена 1 ошибка.

«3 балла» - допущено 2 ошибки.

«0 баллов» - 3 и более ошибок.

Перевод баллов в оценку:

13-12 баллов – оценка «5»

11 – 9 баллов – оценка «4»

8 – 6 баллов – оценка «3»



В раздел образования