Напоминание

Почему дети не читают?


Автор: Сараева Ангелина Олеговна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Абаканская СОШ им. М.Е.Орлова"
Населённый пункт: Р.п.Усть-Абакан, Усть-Абаканский район, Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: Почему дети не читают?
Раздел: начальное образование





Назад




«Почему дети не читают?» или «Как заставить ребёнка читать?»

Мне хочется с вами поговорить о наболевшем. Работая в начальной

школе, я столкнулась с тем, что мои малыши не знают сказок, сказочных

героев, не знакомы со стихами известных детских поэтов, так любимых в

моем детстве и детстве родителей моих учеников. Я не провожу викторины

ни по сказкам, ни по стихам, казалось бы, знакомым с детства. Большинство

детей не знакомы ни с Золушкой, ни с Дюймовочкой, ни с Принцессой на

горошине, ни с Буратино. В лучшем случае они где-то слышали эти имена,

но ничего об этих героях не знают. На сегодняшний день потеря детьми

интереса к чтению одна из самых острых и трудно разрешенных проблем.

И причины этого вполне понятны:

1.Всевозможные гаджеты, где дети проводят всё свободное время.

2.Нехватка

времени.

Дети

перегружены

кружками,

тренировками,

репетиторами.

3. Нет примера родителей. Мама и папа сами сидят в телефонах.

4.Выбор мультфильма или фильма вместо прочтения. Это быстро и наглядно.

Можно найти и другие причины.

Я считаю, моя педагогическая задача – привить детям любовь к чтению,

к литературе.

Можно ли убедить ребенка читать? Стоит ли тратить время на

разговоры о пользе чтения или лучше жестко принуждать к нему? Что делать

родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает,

и в школе за ним закрепилась репутация лентяя?

В первом классе ребенок плохо читает, с трудом складывал буквы в

слова. Со временем выработается навык чтения, однако ни в десять, ни в

четырнадцать лет ребенок так и не имеет привычки читать. Что

делать?

Читать книги — это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать

время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом,

отличным от того, каким он был еще десять-пятнадцать лет назад. Раньше мы

читали книги, газеты и журналы — это был основной способ получения

информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета.

Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем

адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых.

Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих

ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать

выражения: «Почитаешь, пойдёшь гулять!», «Ты ведёшь себя безобразно!

Все каникулы будешь читать!». Силами родителей происходит подмена

смыслов. Вместо «читать — это интересно и большое удовольствие»,

получаем: «читать — это правильно, нужно».

Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает

протест. Именно поэтому очень многие родители и педагоги сталкиваются с

тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не

воспринимают.

Но есть же и другая сторона. Дети испытывают сложности с

чтением, легко утомляются. Разве не нужно их насильно заставлять

читать, чтобы через регулярность выработалась привычка?

Чтение — это один из навыков ребенка, который может приносить

удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие

всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и

естественным процессом. Ребенку должно нравиться читать. Ведь чтение это

занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны

пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть

трудности. Главный вопрос, который должен стjznm: не «как заставить?», а

«как помочь в чтении?»

Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с

книгой, то он непременно зачитает.

Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно

повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга — обычный и

нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам

получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет

получать эти эмоции — очень велика.

Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что

не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между

ребенком и взрослыми. Отношение к чтению должно быть нормальное, не

сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное.

Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок

наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются,

в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и

приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.

Почему дети не любят читать?

В последнее время очень актуальной проблемой становится нежелание

детей читать.

В борьбе за детскую любовь сильнейшим конкурентом книги стал

телевизор. Сражение это часто неравное. Сообщения, поступающие с

голубых экранов, требуют от нас меньших умственных, физических и

эмоциональных усилий для их восприятия. Нам не нужно в своей фантазии

конструировать образы того, о чём идёт речь. Кинематографами и

мультипликаторами всё уже сделано ранее. Так что с чистой ли совестью или

скрепя сердце, дети и взрослые тянутся к более лёгкому источнику знаний.

Читая и самостоятельно представляя себе персонажей и все перипетии

сюжета, мы делаем это так, как необходимо именно нашей личности,

нервной системе и разуму. А, просматривая фильмы и мультики, мы

наблюдаем за тем, в чём нуждалась психика режиссёров и аниматоров. Но,

даже осознавая это, предпочесть чтение захватывающему мельканию

картинок на экранах довольно трудно

В продолжение темы с телевизором, обычно всплывает тема проведения

многих часов за компьютером. Мы склонны обвинять его и «всемирную

паутину» в нежелании детей читать.

Но сам по себе компьютер не является «абсолютным злом» и врагом

детского воспитания. Проблемы, которые мы наблюдаем, обнаруживая своих

малышей с мышками у мониторов, всегда отражают нечто, сформированное

до того, как ребята там оказались. Часто, проанализировав собственное

раздражение на пребывание детей у компьютеров, перед нами встают

вопросы развития их интересов. Когда человек любит читать, то и во

всемирной сети он выберет это занятие. Если же в физическом мире он

предпочитает что-то иное, он останется верен своим пристрастиям и в

виртуальном пространстве.

На фоне информационного пространства телевидением,

компьютерными играми. Мы всё меньше внимания уделяем чтению

литературы. Отсюда возникают проблемы в школе: низкая техника чтения

текстов, сложность понимания условий задач на математике, ошибки при

выполнении письменных заданий по русскому языку. Есть дети, которые

бегло и толково читают уже в пятилетнем возрасте, другим в шестом классе

параграф по истории читает мама. Один выучивается читать сам, над другим

трое умных учителей бьются, а он так и не может толком научиться читать в

течение всего школьного обучения и неприятие печатного текста

распространяется у него до взрослого возраста.

Бывает так, что ребёнок не хочет читать, потому что ему просто скучен

сам процесс. Можно попробовать превратить чтение в игру. Разыграть

образы, ситуации, в которых требуется что – то прочесть.

Как можно помочь ребёнку научиться читать?

Ведущий вид деятельности ребёнка – это игра, поэтому и при чтении

создавайте игровые ситуации.

Например, чтение текста на время («Кто быстрее прочитает?)». Будут

интересны игры с применением карточек с напечатанными на них словами и

карточек с изображающими их предметами. Проведите конкурс на лучшего

чтеца. Это лишь малый перечень игр, которые вы можете провести с детьми.

Приобретённый навык нужно постоянно развивать. Главное – быть

терпеливыми, хвалить даже самые маленькие успехи. Ваша поддержка и

одобрение будут очень стимулировать интерес ребёнка к чтению, желание

научиться быстро и грамотно.



В раздел образования