Автор: Сараева Ангелина Олеговна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Абаканская СОШ им. М.Е.Орлова"
Населённый пункт: Р.п.Усть-Абакан, Усть-Абаканский район, Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: Почему дети не читают?
Раздел: начальное образование
«Почему дети не читают?» или «Как заставить ребёнка читать?»
Мне хочется с вами поговорить о наболевшем. Работая в начальной
школе, я столкнулась с тем, что мои малыши не знают сказок, сказочных
героев, не знакомы со стихами известных детских поэтов, так любимых в
моем детстве и детстве родителей моих учеников. Я не провожу викторины
ни по сказкам, ни по стихам, казалось бы, знакомым с детства. Большинство
детей не знакомы ни с Золушкой, ни с Дюймовочкой, ни с Принцессой на
горошине, ни с Буратино. В лучшем случае они где-то слышали эти имена,
но ничего об этих героях не знают. На сегодняшний день потеря детьми
интереса к чтению одна из самых острых и трудно разрешенных проблем.
И причины этого вполне понятны:
1.Всевозможные гаджеты, где дети проводят всё свободное время.
2.Нехватка
времени.
Дети
перегружены
кружками,
тренировками,
репетиторами.
3. Нет примера родителей. Мама и папа сами сидят в телефонах.
4.Выбор мультфильма или фильма вместо прочтения. Это быстро и наглядно.
Можно найти и другие причины.
Я считаю, моя педагогическая задача – привить детям любовь к чтению,
к литературе.
Можно ли убедить ребенка читать? Стоит ли тратить время на
разговоры о пользе чтения или лучше жестко принуждать к нему? Что делать
родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает,
и в школе за ним закрепилась репутация лентяя?
В первом классе ребенок плохо читает, с трудом складывал буквы в
слова. Со временем выработается навык чтения, однако ни в десять, ни в
четырнадцать лет ребенок так и не имеет привычки читать. Что
делать?
Читать книги — это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать
время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом,
отличным от того, каким он был еще десять-пятнадцать лет назад. Раньше мы
читали книги, газеты и журналы — это был основной способ получения
информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета.
Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем
адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых.
Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих
ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать
выражения: «Почитаешь, пойдёшь гулять!», «Ты ведёшь себя безобразно!
Все каникулы будешь читать!». Силами родителей происходит подмена
смыслов. Вместо «читать — это интересно и большое удовольствие»,
получаем: «читать — это правильно, нужно».
Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает
протест. Именно поэтому очень многие родители и педагоги сталкиваются с
тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не
воспринимают.
Но есть же и другая сторона. Дети испытывают сложности с
чтением, легко утомляются. Разве не нужно их насильно заставлять
читать, чтобы через регулярность выработалась привычка?
Чтение — это один из навыков ребенка, который может приносить
удовольствие и является положительным моментом в его жизни.
Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие
всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и
естественным процессом. Ребенку должно нравиться читать. Ведь чтение это
занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны
пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть
трудности. Главный вопрос, который должен стjznm: не «как заставить?», а
«как помочь в чтении?»
Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с
книгой, то он непременно зачитает.
Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно
повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга — обычный и
нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам
получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет
получать эти эмоции — очень велика.
Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что
не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между
ребенком и взрослыми. Отношение к чтению должно быть нормальное, не
сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное.
Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок
наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются,
в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и
приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.
Почему дети не любят читать?
В последнее время очень актуальной проблемой становится нежелание
детей читать.
В борьбе за детскую любовь сильнейшим конкурентом книги стал
телевизор. Сражение это часто неравное. Сообщения, поступающие с
голубых экранов, требуют от нас меньших умственных, физических и
эмоциональных усилий для их восприятия. Нам не нужно в своей фантазии
конструировать образы того, о чём идёт речь. Кинематографами и
мультипликаторами всё уже сделано ранее. Так что с чистой ли совестью или
скрепя сердце, дети и взрослые тянутся к более лёгкому источнику знаний.
Читая и самостоятельно представляя себе персонажей и все перипетии
сюжета, мы делаем это так, как необходимо именно нашей личности,
нервной системе и разуму. А, просматривая фильмы и мультики, мы
наблюдаем за тем, в чём нуждалась психика режиссёров и аниматоров. Но,
даже осознавая это, предпочесть чтение захватывающему мельканию
картинок на экранах довольно трудно
В продолжение темы с телевизором, обычно всплывает тема проведения
многих часов за компьютером. Мы склонны обвинять его и «всемирную
паутину» в нежелании детей читать.
Но сам по себе компьютер не является «абсолютным злом» и врагом
детского воспитания. Проблемы, которые мы наблюдаем, обнаруживая своих
малышей с мышками у мониторов, всегда отражают нечто, сформированное
до того, как ребята там оказались. Часто, проанализировав собственное
раздражение на пребывание детей у компьютеров, перед нами встают
вопросы развития их интересов. Когда человек любит читать, то и во
всемирной сети он выберет это занятие. Если же в физическом мире он
предпочитает что-то иное, он останется верен своим пристрастиям и в
виртуальном пространстве.
На фоне информационного пространства телевидением,
компьютерными играми. Мы всё меньше внимания уделяем чтению
литературы. Отсюда возникают проблемы в школе: низкая техника чтения
текстов, сложность понимания условий задач на математике, ошибки при
выполнении письменных заданий по русскому языку. Есть дети, которые
бегло и толково читают уже в пятилетнем возрасте, другим в шестом классе
параграф по истории читает мама. Один выучивается читать сам, над другим
трое умных учителей бьются, а он так и не может толком научиться читать в
течение всего школьного обучения и неприятие печатного текста
распространяется у него до взрослого возраста.
Бывает так, что ребёнок не хочет читать, потому что ему просто скучен
сам процесс. Можно попробовать превратить чтение в игру. Разыграть
образы, ситуации, в которых требуется что – то прочесть.
Как можно помочь ребёнку научиться читать?
Ведущий вид деятельности ребёнка – это игра, поэтому и при чтении
создавайте игровые ситуации.
Например, чтение текста на время («Кто быстрее прочитает?)». Будут
интересны игры с применением карточек с напечатанными на них словами и
карточек с изображающими их предметами. Проведите конкурс на лучшего
чтеца. Это лишь малый перечень игр, которые вы можете провести с детьми.
Приобретённый навык нужно постоянно развивать. Главное – быть
терпеливыми, хвалить даже самые маленькие успехи. Ваша поддержка и
одобрение будут очень стимулировать интерес ребёнка к чтению, желание
научиться быстро и грамотно.