Автор: Мирошникова Юлия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» городского округа Ступино Московской области (Дошкольное отделение: Детский сад «Зоренька»)
Населённый пункт: Московская область, город Ступино
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
городского округа Ступино Московской области
(Дошкольное отделение: Детский сад «Зоренька»)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Зимующие птицы»
Воспитатель: Мирошникова Ю. С.
г. Ступино 2023г.
Тип занятия : комплексное
Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы.
Задача:
- Образовательная:
Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка,
корм для птиц, заботится о птицах);
Продолжить укрепление мышечных тканей аппарата артикуляции, развитие силы,
а также гибкости и направленности движений органов, которые задействованы в
речи.
Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным
ответом;
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Учить образовывать сложные прилагательные; существительные множественного
числа; притяжательные прилагательные;
Совершенствовать составление рассказа о птицах с помощьюмнемосхем;
- Развивающая:
Развивать у детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц
Развивать наблюдательность, познавательные способности - речь, память,
внимание, логическое мышление.
Развивать слуховое восприятие;
- Воспитательная:
Воспитывать умение слушать рассказы других детей;
Воспитывать заботливое отношения к зимующим птицам.
Оборудование: игрушка сороки, письмо, фигурки зимующих птиц, корм для
птиц, предметные картинки о птицах .
Словарная работа ;
Им существительные: снегирь, синица, кормушка, корм, перья, чешуйки;
Им прилагательные: перелетные, зимующие;
Глаголы : замерзают, покидают, улетают, кормить, ухаживать ,заботиться;
Синонимы : покидают – улетают, конверт- письмо;
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята иду, я сегодня в детский сад и мне на встречу летит сорока.
Трещит. Я, конечно, ничего не поняла. Не успела я, что-либо сказать, как она
бросила мне с высоты конверт, а сама улетела. Давайте прочитаем, что там
написано.
Я, Сорока Белобока живу в лесу. Сегодня в лесу переполох:
одни птицыулетели, другие остались. Ничего не пойму. И подпись:
Сорока Белобока.
Воспитатель: Давайте мы встанем, отправимся в лес и разберёмся, какие птицы
должны улететь, а какие остаться с нами и отправим письмо Сороке Белобоки в
лес.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись! Дети
поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучат трели птиц.
Вводная часть :
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво. Вы слышите, как
поют птицы? Это нас встречают друзья птицы Сороки Белобоки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько на опушке птиц. А вот и сама Сорока
Белобока, вернём ей письмо и точно узнаем, что случилось.
Воспитатель: Сорока Белобока, что случилось, что за переполох?
Ребята, она говорит, что не поймёт, какие птицы должны остаться, а какие
улететь. Давайте мы посмотрим и разберёмся все ли птицы, улетели или нет.
Основная часть:
Дети подходят, смотрят и называют птиц: ласточка, скворец, кукушка.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что они улетают в тёплые края.
Воспитатель: Почему они улетают? Почему они не могут остаться здесь с нами?
Дети: Они замёрзнут от голода и холода. Давайте мы их отправим.
Воспитатель: Ребята, а какие птицы остались? Давайте мы назовём их.
Дети называют птиц: синица, голубь, снегирь, воробей, дятел.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети:Потому что одни прилетают к нам на зиму, а другие остаются всегда снами.
Воспитатель: Сорока Белобока, поняла, какие птицы должны остаться с нами, а
какие улететь.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель:Сейчас мы в месте с Сорокой Белобокой поиграем в игру
«Кто какой?»
.
Воробей какой? –
маленький, серый, шустрый
. Если у воробья короткий клюв,
значит воробей какой? –
короткоклювый.
Если у воробья короткие лапки, значит
воробей какой?
–коротколапый.
Если у воробья короткийхвост, значит воробей
какой?
–короткохвостый.
Как подает голос воробей?
–чик-чирик.
Что делает
воробей?
–чирикает.
Где живет воробей?
- в городе.
Вот какой замечательный
воробей
.
Посмотрите на снегиря. Если у снегиря толстый клюв, значит снегирь какой? –
толстоклювый
. Если у снегиря красная грудь, значит снегирь какой? –
красногрудый
. Если у снегиря черная голова, значит снегирь какой?-
черноголовый. Как подает голос снегирь? Фью, фью. Посвистывает. Где живет
снегирь? В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку. Вот какой
красивый снегирь.
Посмотрите внимательно на синицу. Если у синицы жёлтая грудь, значит какая
синица?
-Желтогрудая синица.
Если у синицы голова черная, значит какая синица?
–черноголовая. Как подает голос синица? –тинь-тинь. Что делает синица? –
тинькает. Где живет синица? -
В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к
человеку. Какая замечательная синичка.
Посмотрите внимательно на сороку. Сорока какая? –
ловкая, суетливая
. Если у
сороки белые бока, значит какая сорока?
–Белобокая.
Если у сороки длинный
хвост, значит какая сорока?-
длиннохвостая.
Как подает голос сорока? –тр-тр. Что
делает сорока? –
трещит.
Где живет сорока?-
в лесах, неподалеку от человека.
Какая еще зимующая птица изображена на картинке? –
дятел
. Дятел какой?
–
трудолюбивый, шумный.
Если удятла длинный клюв, значит какой дятел?-
длинноклювый
. Если удятла красная голоыв, значит какой дятел?-
красноголовый.
Если удятла белая грудь, значит какой дятел?-
белогрудый.
Как
подает голос дятел?-
кик-кик.
Что делает дятел?
-стучит
. Где живет дятел?
– в лесу.
Воспитатель:Вот какие замечательные зимующие птицы.
Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть?
(да).
Воспитатель: Ребята, Сарака Белобока еще хочет с вами поиграть.
Артикуляционная гимнастика
Упражнение на дыхание:
«Улетают птицы»--
И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий
вдох;
2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.
Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц
«Голодные птенчики».
Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне
ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-
ам-ам».
Упражнения для щек и губ
«Клювы разных птиц».
Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы
плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Сороке Белобоке , из каких частей,
состоят птицы?
Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы?
(Голова, туловище, хвост.)
- Что есть на голове?
- Есть ли уши?
(Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)
- Клюв птицы – это рот или нос?
Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.
- Какие конечности есть у птицы?
(Крылья, ноги.)
- Опишите крылья.
- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты
перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких
пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко
расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.
- Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?
- Рассмотрите и опишите хвост.
Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы.
(Перьями.)
- Везде ли эти перья одинаковы по размеру?
(Самые короткие – по голове, потом
они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)
- В какую сторону они направлены?
(Спереди на зад.)
- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает
птице?
(При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при
полете не выдувается из-под перьев тепло.)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, Сорока Белобока спрашивает,а кто заботится о
них в холодное время года?
(в холодное время года о птицах заботятся люди)
Как заботятся люди о птицах?
(люди для птиц делают кормушки,
подкармливают птиц. )
А чем можно угостить наших пернатых друзей?
– семечками, зерном, семенами,
ягодами.
А какой корм больше всего любит воробей?
–семечки.
А какое любимое блюдо у снегиря?-
ягоды рябины.
А чем бы полакомилась синичка?
–салом сырым, несоленым.
А что больше всего любит сорока?-
зерно.
А чем можно угостить дятла?
–семенами, ягодами.
Видите, ребята, насколько удивительны зимующие птицы: у каждой есть свое
любимое блюдо, лакомство. И человек, подкармливая птиц, помогает им
благополучно перезимовать.
Физкультминутка Игра «Столовая для птиц».
Воспитатель:Ребята, выходите на ковер, вставайте в рассыпную. Представьте,
что вы птицы. Я вам дам картинки с изображением зимующих птиц, прочитаю
стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на эту кормушку и
ставит свою птичку к кормушке.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три сороки были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
а в четверг со всех краёв
Стая серых воробьев.
В пятницу в столовой нашей дятел лакомился кашей
А в субботу, воскресенье было общее веселье.
Воспитатель:Молодцы, птички. Все собрались возле кормушки полакомиться
семечками, ягодами.
А теперь садитесь на свои места.
Воспитатель:Сейчас вы будете рассказывать о своей птичке, а поможет
рассказать вам вот эта мнемосхема.
Остальные ребята должны внимательно слушать рассказ своего товарища.
Каждый ребенок составляет рассказ о своей птице.
- Молодцы, ребята, интересные рассказы вы составили о своих пернатых друзьях.
Воспитатель:Ребята давайте скажем, Сороке Белобоки спасибо, что она всё это
время была с нами. Надолго мы с ней не прощаемся, кто ещё не рассказал,
рассказ о птицеобязательно ей расскажет. А сей нам пора возвращаться. Раз, два,
три повернись, в группе снова окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и
оказываются в группе .
Заключительная часть:
Рефлексия:.Что вам понравилось сегодня делать больше всего.
Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите? Что нового и интересного вы
сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах?
Им. Существ. Ласточка, скворец, кукушка,
Им. Прилог. Перелетные, зимующие
Глаголы замерзнут, перелетают, улетают
Синонимы, улетают- покидают , конверт-письмо.