Напоминание

"Зимующие птицы"


Автор: Мирошникова Юлия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» городского округа Ступино Московской области (Дошкольное отделение: Детский сад «Зоренька»)
Населённый пункт: Московская область, город Ступино
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




городского округа Ступино Московской области

(Дошкольное отделение: Детский сад «Зоренька»)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Зимующие птицы»

Воспитатель: Мирошникова Ю. С.

г. Ступино 2023г.

Тип занятия : комплексное

Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы.

Задача:

- Образовательная:

Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка,

корм для птиц, заботится о птицах);

Продолжить укрепление мышечных тканей аппарата артикуляции, развитие силы,

а также гибкости и направленности движений органов, которые задействованы в

речи.

Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным

ответом;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Учить образовывать сложные прилагательные; существительные множественного

числа; притяжательные прилагательные;

Совершенствовать составление рассказа о птицах с помощьюмнемосхем;

- Развивающая:

Развивать у детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц

Развивать наблюдательность, познавательные способности - речь, память,

внимание, логическое мышление.

Развивать слуховое восприятие;

- Воспитательная:

Воспитывать умение слушать рассказы других детей;

Воспитывать заботливое отношения к зимующим птицам.

Оборудование: игрушка сороки, письмо, фигурки зимующих птиц, корм для

птиц, предметные картинки о птицах .

Словарная работа ;

Им существительные: снегирь, синица, кормушка, корм, перья, чешуйки;

Им прилагательные: перелетные, зимующие;

Глаголы : замерзают, покидают, улетают, кормить, ухаживать ,заботиться;

Синонимы : покидают – улетают, конверт- письмо;

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята иду, я сегодня в детский сад и мне на встречу летит сорока.

Трещит. Я, конечно, ничего не поняла. Не успела я, что-либо сказать, как она

бросила мне с высоты конверт, а сама улетела. Давайте прочитаем, что там

написано.

Я, Сорока Белобока живу в лесу. Сегодня в лесу переполох:

одни птицыулетели, другие остались. Ничего не пойму. И подпись:

Сорока Белобока.

Воспитатель: Давайте мы встанем, отправимся в лес и разберёмся, какие птицы

должны улететь, а какие остаться с нами и отправим письмо Сороке Белобоки в

лес.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись! Дети

поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучат трели птиц.

Вводная часть :

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво. Вы слышите, как

поют птицы? Это нас встречают друзья птицы Сороки Белобоки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько на опушке птиц. А вот и сама Сорока

Белобока, вернём ей письмо и точно узнаем, что случилось.

Воспитатель: Сорока Белобока, что случилось, что за переполох?

Ребята, она говорит, что не поймёт, какие птицы должны остаться, а какие

улететь. Давайте мы посмотрим и разберёмся все ли птицы, улетели или нет.

Основная часть:

Дети подходят, смотрят и называют птиц: ласточка, скворец, кукушка.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Перелётные.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что они улетают в тёплые края.

Воспитатель: Почему они улетают? Почему они не могут остаться здесь с нами?

Дети: Они замёрзнут от голода и холода. Давайте мы их отправим.

Воспитатель: Ребята, а какие птицы остались? Давайте мы назовём их.

Дети называют птиц: синица, голубь, снегирь, воробей, дятел.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети:Потому что одни прилетают к нам на зиму, а другие остаются всегда снами.

Воспитатель: Сорока Белобока, поняла, какие птицы должны остаться с нами, а

какие улететь.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель:Сейчас мы в месте с Сорокой Белобокой поиграем в игру

«Кто какой?»

.

Воробей какой? –

маленький, серый, шустрый

. Если у воробья короткий клюв,

значит воробей какой? –

короткоклювый.

Если у воробья короткие лапки, значит

воробей какой?

–коротколапый.

Если у воробья короткийхвост, значит воробей

какой?

–короткохвостый.

Как подает голос воробей?

–чик-чирик.

Что делает

воробей?

–чирикает.

Где живет воробей?

- в городе.

Вот какой замечательный

воробей

.

Посмотрите на снегиря. Если у снегиря толстый клюв, значит снегирь какой? –

толстоклювый

. Если у снегиря красная грудь, значит снегирь какой? –

красногрудый

. Если у снегиря черная голова, значит снегирь какой?-

черноголовый. Как подает голос снегирь? Фью, фью. Посвистывает. Где живет

снегирь? В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку. Вот какой

красивый снегирь.

Посмотрите внимательно на синицу. Если у синицы жёлтая грудь, значит какая

синица?

-Желтогрудая синица.

Если у синицы голова черная, значит какая синица?

–черноголовая. Как подает голос синица? –тинь-тинь. Что делает синица? –

тинькает. Где живет синица? -

В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к

человеку. Какая замечательная синичка.

Посмотрите внимательно на сороку. Сорока какая? –

ловкая, суетливая

. Если у

сороки белые бока, значит какая сорока?

–Белобокая.

Если у сороки длинный

хвост, значит какая сорока?-

длиннохвостая.

Как подает голос сорока? –тр-тр. Что

делает сорока? –

трещит.

Где живет сорока?-

в лесах, неподалеку от человека.

Какая еще зимующая птица изображена на картинке? –

дятел

. Дятел какой?

трудолюбивый, шумный.

Если удятла длинный клюв, значит какой дятел?-

длинноклювый

. Если удятла красная голоыв, значит какой дятел?-

красноголовый.

Если удятла белая грудь, значит какой дятел?-

белогрудый.

Как

подает голос дятел?-

кик-кик.

Что делает дятел?

-стучит

. Где живет дятел?

– в лесу.

Воспитатель:Вот какие замечательные зимующие птицы.

Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть?

(да).

Воспитатель: Ребята, Сарака Белобока еще хочет с вами поиграть.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание:

«Улетают птицы»--

И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий

вдох;

2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.

Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц

«Голодные птенчики».

Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне

ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-

ам-ам».

Упражнения для щек и губ

«Клювы разных птиц».

Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы

плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Сороке Белобоке , из каких частей,

состоят птицы?

Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы?

(Голова, туловище, хвост.)

- Что есть на голове?

- Есть ли уши?

(Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)

- Клюв птицы – это рот или нос?

Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.

- Какие конечности есть у птицы?

(Крылья, ноги.)

- Опишите крылья.

- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты

перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких

пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко

расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.

- Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?

- Рассмотрите и опишите хвост.

Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы.

(Перьями.)

- Везде ли эти перья одинаковы по размеру?

(Самые короткие – по голове, потом

они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)

- В какую сторону они направлены?

(Спереди на зад.)

- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает

птице?

(При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при

полете не выдувается из-под перьев тепло.)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, Сорока Белобока спрашивает,а кто заботится о

них в холодное время года?

(в холодное время года о птицах заботятся люди)

Как заботятся люди о птицах?

(люди для птиц делают кормушки,

подкармливают птиц. )

А чем можно угостить наших пернатых друзей?

– семечками, зерном, семенами,

ягодами.

А какой корм больше всего любит воробей?

–семечки.

А какое любимое блюдо у снегиря?-

ягоды рябины.

А чем бы полакомилась синичка?

–салом сырым, несоленым.

А что больше всего любит сорока?-

зерно.

А чем можно угостить дятла?

–семенами, ягодами.

Видите, ребята, насколько удивительны зимующие птицы: у каждой есть свое

любимое блюдо, лакомство. И человек, подкармливая птиц, помогает им

благополучно перезимовать.

Физкультминутка Игра «Столовая для птиц».

Воспитатель:Ребята, выходите на ковер, вставайте в рассыпную. Представьте,

что вы птицы. Я вам дам картинки с изображением зимующих птиц, прочитаю

стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на эту кормушку и

ставит свою птичку к кормушке.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три сороки были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

а в четверг со всех краёв

Стая серых воробьев.

В пятницу в столовой нашей дятел лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

Воспитатель:Молодцы, птички. Все собрались возле кормушки полакомиться

семечками, ягодами.

А теперь садитесь на свои места.

Воспитатель:Сейчас вы будете рассказывать о своей птичке, а поможет

рассказать вам вот эта мнемосхема.

Остальные ребята должны внимательно слушать рассказ своего товарища.

Каждый ребенок составляет рассказ о своей птице.

- Молодцы, ребята, интересные рассказы вы составили о своих пернатых друзьях.

Воспитатель:Ребята давайте скажем, Сороке Белобоки спасибо, что она всё это

время была с нами. Надолго мы с ней не прощаемся, кто ещё не рассказал,

рассказ о птицеобязательно ей расскажет. А сей нам пора возвращаться. Раз, два,

три повернись, в группе снова окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и

оказываются в группе .

Заключительная часть:

Рефлексия:.Что вам понравилось сегодня делать больше всего.

Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите? Что нового и интересного вы

сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах?

Им. Существ. Ласточка, скворец, кукушка,

Им. Прилог. Перелетные, зимующие

Глаголы замерзнут, перелетают, улетают

Синонимы, улетают- покидают , конверт-письмо.



В раздел образования