Напоминание

"Словесные сокровища: погружение в малые жанры фольклора на уроках родного(русского) языка"


Автор: Пикулицкая Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ им. С.П. Восканова с. Пролетарского"
Населённый пункт: с. Пролетарское
Наименование материала: методическая разработка Мастер-класса
Тема: "Словесные сокровища: погружение в малые жанры фольклора на уроках родного(русского) языка"
Раздел: начальное образование





Назад




МКУ «Управление образования местной администрации

Прохладненского муниципального района»

Кабардино-Балкарской Республики

Республиканский

конкурс - фестиваль

«Родной язык – душа моя, мой мир»

МАСТЕР – КЛАСС

"Словесные сокровища: погружение в малые жанры

фольклора на уроках родного(русского) языка"

учителя начальных классов

МКОУ «СОШ им. С.П. Восканова с. Пролетарского»

Пикулицкой Елены Ивановны

2024 год

С мастерством люди не родятся,

а добытым мастерством гордятся

Цель: показать эффективные приемы и методы работы с произведениями

устного народного творчества, познакомить с многообразием малых

жанров фольклора в развитии речи детей.

Задачи: расширить представление коллег о вариантах использования малых

фольклорных жанров при организации уроков, внеклассных мероприятий;

Обобщить и систематизировать знания

по жанрам устного народного

творчества;

Побуждать интерес к народному творчеству, воспитывать любовь и

уважение к фольклору;

Развивать все виды народного творчества, выявлять таланты и дарования.

слайд1

Учитель: Гости важные у нас

Начинаю мастер-класс

К нам гости пришли,

Дорогие пришли,

Мы много мёда накачали

И блинов Вам напекли.

слайд2

Добрый день.

слайд 3 - чёрный

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Вы не замерзли в дороге, в пути? (Нет)

На мастер - класс вы спешили прийти? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам во всём и всегда помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Сказки мы помним с младенческих лет

А скучные сказки слушаем? (нет)

Тогда вас прошу мне во всем помогать,

Практическую часть мне пора начать.

- Отгадав загадку, вы узнаете, чему будет посвящен наш мастер-класс

Чуть ребёнок подрастёт,

Сказки он читать начнёт.

И загадки и дразнилки

И считалки и страшилки

Эта мудрость всех веков

Нам досталась от дедов

Это слово не родное,

А английского покроя

Скажем слово мы все хором

называется (фольклором) (дословный перевод - народная мудрость)

слайд 4

- Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?

Фольклор каждого народа уникален и своеобразен. Русское творчество - это

культурное наследие страны, которое передаётся от старшего поколения к

младшему. Фольклор - это зеркало души русского человека. Произведения,

относящиеся к фольклору, не имеют конкретного автора. Чтобы лучше

разобраться с искусством русского народа стоит поближе познакомиться с

его разновидностями, жанрами, которых огромное множество.

слайд 5 черный

Нашу встречу я начала с заклички - это один из жанров фольклора.

- Какие малые жанры фольклора знаете вы?

(пословицы и поговорки, приметы, сказки, былины, колыбельные песни,

заклички, потешки, считалки, скороговорки, частушки, прибаутки, загадки)

- Вы молодцы, много вспомнили жанров.

- Вот мы и собрали цветок. Вы его узнали? (ответ)

Хочу напомнить, что Ромашка — это Символ России и семьи, а так же это

словарное слово.

Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного

творчества является сказка. Давайте и мы с вами вспомним их.

- Назовите сказку по опорным словам

СЛАЙД 6, ЩЕЛЧОК

-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси - лебеди»).

СЛАЙД 7, ЩЕЛЧОК

-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).

СЛАЙД 8, ЩЕЛЧОК

-Дед, Баба, окно, лиса. («Колобок»).

СЛАЙД 9, ЩЕЛЧОК

-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).

СЛАЙД 10, ЩЕЛЧОК

- Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).

- И с этим задание вы справились

Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.

А теперь поговорим о пословицах. Угадайте и назовите пословицы,

изображенные на картинке.

- Вот и пословицами вы справились.

Слайд 11 чёрный

Засиделись мы, заскучали. Где песня льётся, там легче живётся. Какой

следующий жанр?

- Посмотрите, отдохните, подвигайтесь, повеселитесь, есть желание

подпевайте, на столах у вас слова.

1. У Егорки на задворках

Сочинили поговорки.

Мы девчонки вшестером

Их для вас сейчас споем.

2. Делу время, делу время,

А потехе только час:

"Любим петь для настроенья,

Полюбуйтесь-ка на нас!"

3. Чтобы лучше говорить,

Ты сумей-ка повторить:

"Как на всякого Егорку

Есть смешная поговорка".

4. Если сильно поспешишь,

То людей ты насмешишь.

Никогда не торопись,

Вдумчиво всему учись.

5. Дело мастера боится,

Дело покоряется

Лишь тому, кто его любит,

Тот с делами знается.

6. Делу время, делу время,

А потехе только час.

Вам частушки все пропели,

Громче хлопайте для нас!

- Это наши хохотушки пропоют для вас частушки!

Слайд 12 ЧАСТУШКИ (ВИДЕО)

Слайд 13 Черный

Вы прослушали частушки, а в них спрятался ещё один жанр народного

творчества. Назовите его.

- Какие поговорки вы нашли?

- Хорошо и поговорки вы знаете.

Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок.

Прошу Вас взять по одному листочку оранжевого или зелёного цвета.

Я читаю первую загадку, Вам необходимо её угадать, затем подобрать

загадку

одинаковую по отгадке, то есть найти загадку - близнеца и

прочитать.

Теперь читает тот, у кого загадка на зелёной карточке, отгадываете её и

читаете загадку-близнеца.

1. Нет ног, а хожу, 1. Час за часом, день за днём

Рта нет, а скажу. мы минуткам счёт ведём.

Когда спать,

Когда вставать.

ЧАСЫ

2. Белая морковка 2. Растёт она вниз головой,

Зимой растёт.

Не летом растёт, а зимой.

СОСУЛЬКА Чуть солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт.

3. Сидел на заборе, 3. Не ездок,

Пел да кричал, А со шпорами,

А как все собрались, Не сторож,

Взял да замолчал. А всех будит. ПЕТУХ

4. Дождь кончается - 4. Разноцветное коромысло

Она появляется, Над дорогою повисло.

Семицветная дуга РАДУГА

Под названьем ....

5. Не портной, а всю жизнь 5. Ползун ползёт,

с иголками ходит. Иголки везёт. ЁЖИК

- Молодцы, справились.

- В одной из загадок нам встретилось слово коромысло. Это слово

является устаревшим.

- Объясните его лексическое значение.

……..

Дословное значение этого слова -

палка к плечам.

(показать

коромысло)

- Написание этого слова нужно запомнить, это слово словарное.

А кто знает, что это за предмет??? (показать веретено)

Как его используют???

…….

- Это ещё одно устаревшее словарное слово.

Буквальное значение слова веретено - вертящаяся палочка.

- А это слово вам знакомо? (показываю напечатанное)

Вощина

Что значит вощина??? Дайте лексическое значение этому слову

Вощина - это пустые пчелиные соты из воска.

Пчёлы наполняют эти соты мёдом.

- Наша республика славится уникальным целебным мёдом, только на

высокогорных лугах произрастает более 100 видов редчайших целебных

растений.

Слайд 14

Сегодня я предлагаю вам сделать свечу своими руками.

Для изготовления нам понадобится вощина, фитиль, можно использовать

эфирные масла, сухие травы, но мы будем делать простую свечу.

- Фитилёк уже запаян воском. Возьмите вощину, согрейте её теплом

своих рук, вложите душу.

- Положите фитиль на самый край вощины и немного вдавите в неё,

затем сделайте первую свёртку и продолжайте скручивать.

- Следите за тем, чтобы края были ровные при закрутке,

- при необходимости возвращайтесь, приподнимайте и направляйте.

- По завершении заправьте хвостик, выровняйте донышко.

- Наша свеча готова. Покажите её.

- Довольны ли вы своей работой?

- Всё ли у вас получилось?

И в завершении я прошу вас назвать:

слайд 15

* 3 важных момента, сегодняшнего мастер-класса

* 2 новых знания, которые будете применять на своих уроках

* 1 вопрос, который возник в ходе мастер-класса

Слайд 16

Всем участникам - спасибо за плодотворную работу.

В память о нашей встрече хочу подарить вам небольшой сладкий

подарок и конечно же свечи, сделанные с душой и теплотой, остаются у

вас.



В раздел образования