Напоминание

"Основные модели введения «Основ финансовой грамотности» в курс математики"


Автор: Труфанова Олеся Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Основные модели введения «Основ финансовой грамотности» в курс математики"
Раздел: среднее образование





Назад




Основные модели введения «Основ финансовой грамотности» в курс

математики.

Здравствуйте, коллеги!

Слайд1.

Наряду с такими видами функциональной грамотности как читательская,

математическая, естественно-научная, глобальные компетенции и креативное

мышление, выделяется финансовая грамотность.

Слайд2.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на

2017- 2023 годы определяет

«Финансовая грамотность» – результат процесса финансового образования,

который определяется как сочетания осведомлённости, знаний, умений и

поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых

решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.

«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого

детства, со школы. Введение новых образовательных стандартов позволит

каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для

жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими

доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников.

Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые

проблемы, а значит повышать уровень благополучия своей семьи и населения в

целом», — сказал первый зампред Банка России Сергей Швецов.

Перед школой стоит задача формирования экономической грамотности

выпускников школ как важного элемента воспитания подрастающего поколения.

Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе

которой целесообразно поэтапно формировать финансовую грамотность или,

проще говоря, умение рационально распоряжаться финансами.

Слайд3.

На сегодняшний момент можно выделить несколько моделей внедрения

финансовой грамотности в образовательную практику общеобразовательных

организаций.

Контекстная модель предполагает формирование финансовой грамотности как

элемент предмета учебного плана.

Предметная модель подразумевает формирование финансовой грамотности в

рамках отдельного предмета, а также элективных и факультативных курсов по

финансовой грамотности.

Но стоит большой вопрос, может ли школа выделить тот или иной час на этот

предмет. С данным временем часто возникают трудности.

Если нет места ни в основной части, ни в части, формируемой участниками

образовательного процесса, то есть ещё и третий вариант.

Внеурочная модель основана на включении финансовой грамотности в план

воспитательной работы как курс внеурочной деятельности.

В 10-11 классах существует так же вариативная часть, где участники

образовательного процесса сами могут сформировать тот набор курсов, который

им необходим.

Слайд4.

Изучение финансовой грамотности в 5-7 классах в нашей школе проводиться

как отдельный курс за счет часов части учебного плана, формируемой

участниками образовательных отношений. На уроке использую различные

материалы и задания: задачи, практические задания, тесты, игры, построение

диаграмм и т.д.

Формированию привычки к анализу вариантов и последствий перед принятием

финансовых решений помогает интерактивный развлекательно-

просветительский мульт-сериал «Богатый бобрёнок».

Главный герой – Бобрёнок – в каждой серии сталкивается с выбором: купить

водные лыжи или отложить деньги на образование? А нужно ли составлять

бюджет? Может можно обойтись и без него? Отличительной особенностью

является то, что есть возможность выбрать развитие сюжета каждой серии и

посмотреть наглядно, к каким результатам могут привести те или иные принятые

решения

.

После просмотра определённой серии мы с ребятами решаем задачи разных

типов (в том числе на проценты, доли и части, движение, работу, цену товаров и

стоимость покупок и услуг, налоги, задачи из области управления личными и

семейными финансами.)

Слайд5.

Примеры задач:

Серия «Сбережения»

• Клиент положил 230 тыс руб. в банк под 3% годовых. Какой доход он

получит через два года?

• Клиент положил 3400 руб. в банк на два года. В конце срока у него на счету

оказалось 37485 руб. Определите процентную ставку.

Серия «Доходы»

Два плотника заработали вместе 280 р. Один из них работал 14 дней по 7 ч

в день, а другой — 7 дней по 6 ч. Сколько заработал каждый из них, если они за

1 ч работы получают поровну?

Серия «Бизнес»

Нужно перевезти 160 тонн груза. Данные о грузоподъёмности автомобиля

и стоимости рейсов указаны в таблице. Сколько рублей будет стоить самый

дешёвый способ перевозки?

Автомобиль

Грузоподъемность, т Стоимость одного рейса, руб.

Газель

2

800

5-тонный грузовик

5

1800

10-тонный

грузовик

10

3500

20-тонный

грузовик

20

7200

В магазин привезли 250 коробок, в каждой коробке по 54 пачки печенья.

Сколько денег выручит магазин от продажи этого печенья, если одна пачка

печенья стоит 32 к.?

Слайд6.

Серия «Бюджет»

На диаграмме представлен отчет о тратах семьи за прошедший месяц. По

данным

диаграммы,

определите,

сколько

рублей

потратила

семья

на

развлечения, если известно, что на одежду было истрачено 9750 рублей

В магазине продаётся мёд разного вида в разных банках и по различной

цене. Нужно купить 3 кг мёда одного вида. Во сколько рублей обойдётся самая

дешёвая покупка?

Мёд

Масса мёда в банке Цена банки

Гречишны

й

750 г

480 руб.

Луговой

500 г

310 руб.

Липовый

250 г

170 руб.

Горный

200 г

140 руб.

Слайд7.

В 8-9 классах использую на уроках математики дополнительный материал для

формирования экономической и финансовой грамотности учащихся. На задачи с

финансами уделяю 20 минут урока или чаще даю домашним заданием. На

следующем уроке обсуждаем решение. Использую первые 5 заданий ОГЭ, а так

же задания открытого банка «Института развития стратегии образования» по

финансовой грамотности.

Слайд8.

В качестве устного счёта включаю задачи:

1)Баба Яга очень мечтает о новом корыте. Определи, через сколько месяцев Яга

сможет порадоваться обновке, если корыто мечты стоит 3 500 рублей, а пенсия

бабы Яги составляет 13 600 рублей в месяц, 3 800 рублей старуха тратит на

оплату коммунальных платежей, 10 200 рублей уходит на питание и подарки

внукам, а ещё 2 400 рублей она зарабатывает сдачей в аренду летающей ступы?

2)Зебра Маша победила в конкурсе «Самая очаровательная лошадь» и получила

денежный приз в размере 10 000 рублей!

Счастливая она решила не тратить деньги, а положила их в банк, на депозит.

Какую сумму увидит на своём счету зебра Маша через год, если положит свой

приз на депозит с процентной ставкой 11% годовых?

Задачи с экономическим содержанием позволяют формировать у учащихся

навыки математического моделирования, а в свою очередь математические

модели таких задач направлены на расширение и углубление знаний учащихся

по математике.

Интеграция финансовой грамотности и предметного содержания дисциплин

может осуществляться через организацию проектной деятельности. Сюжетами

для формирования финансовой грамотности с использованием проектной

деятельности могут стать организация семейного бизнеса, формирование

бюджета семьи, долгосрочное и краткосрочное планирование семейного

бюджета, деньги в истории, налоги и налогообложение граждан и др.

Слайд9.

В рамках внеурочной деятельности можно обратиться к игре. Не секрет, что

игра- самый эффективный способ чему то научиться, в том числе грамотно

управлять деньгами. Популярная настольная игра «Монополия», любые

компьютерные стратегии с необходимостью добывать и распределять ресурсы

для развития – все они заставляют детей думать, считать, планировать и учиться

на ошибках. Тем и хороша игра - что всё это происходит в виртуальном мире.

В заключение необходимо отметить, что знание ключевых финансовых понятий

и умение их применять на практике дает возможность человеку грамотно

управлять своими денежными средствами. Низкий уровень таких знаний

приводит к негативным последствиям не только для потребителей финансовых

услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому

разработка уроков по повышению финансовой грамотности в курсе математики

позволит вести учет доходов и расходов, избегать избыточной задолженности,

планировать личный бюджет, формировать сбережения, а также

ориентироваться в сложных

продуктах, предлагаемых финансовыми

институтами, и приобретать их на основе осмысленного выбора.

Слайд10.

Спасибо за внимание!



В раздел образования