Автор: Труфанова Олеся Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Основные модели введения «Основ финансовой грамотности» в курс математики"
Раздел: среднее образование
Основные модели введения «Основ финансовой грамотности» в курс
математики.
Здравствуйте, коллеги!
Слайд1.
Наряду с такими видами функциональной грамотности как читательская,
математическая, естественно-научная, глобальные компетенции и креативное
мышление, выделяется финансовая грамотность.
Слайд2.
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на
2017- 2023 годы определяет
«Финансовая грамотность» – результат процесса финансового образования,
который определяется как сочетания осведомлённости, знаний, умений и
поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых
решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.
«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого
детства, со школы. Введение новых образовательных стандартов позволит
каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для
жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими
доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников.
Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые
проблемы, а значит повышать уровень благополучия своей семьи и населения в
целом», — сказал первый зампред Банка России Сергей Швецов.
Перед школой стоит задача формирования экономической грамотности
выпускников школ как важного элемента воспитания подрастающего поколения.
Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе
которой целесообразно поэтапно формировать финансовую грамотность или,
проще говоря, умение рационально распоряжаться финансами.
Слайд3.
На сегодняшний момент можно выделить несколько моделей внедрения
финансовой грамотности в образовательную практику общеобразовательных
организаций.
Контекстная модель предполагает формирование финансовой грамотности как
элемент предмета учебного плана.
Предметная модель подразумевает формирование финансовой грамотности в
рамках отдельного предмета, а также элективных и факультативных курсов по
финансовой грамотности.
Но стоит большой вопрос, может ли школа выделить тот или иной час на этот
предмет. С данным временем часто возникают трудности.
Если нет места ни в основной части, ни в части, формируемой участниками
образовательного процесса, то есть ещё и третий вариант.
Внеурочная модель основана на включении финансовой грамотности в план
воспитательной работы как курс внеурочной деятельности.
В 10-11 классах существует так же вариативная часть, где участники
образовательного процесса сами могут сформировать тот набор курсов, который
им необходим.
Слайд4.
Изучение финансовой грамотности в 5-7 классах в нашей школе проводиться
как отдельный курс за счет часов части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений. На уроке использую различные
материалы и задания: задачи, практические задания, тесты, игры, построение
диаграмм и т.д.
Формированию привычки к анализу вариантов и последствий перед принятием
финансовых решений помогает интерактивный развлекательно-
просветительский мульт-сериал «Богатый бобрёнок».
Главный герой – Бобрёнок – в каждой серии сталкивается с выбором: купить
водные лыжи или отложить деньги на образование? А нужно ли составлять
бюджет? Может можно обойтись и без него? Отличительной особенностью
является то, что есть возможность выбрать развитие сюжета каждой серии и
посмотреть наглядно, к каким результатам могут привести те или иные принятые
решения
.
После просмотра определённой серии мы с ребятами решаем задачи разных
типов (в том числе на проценты, доли и части, движение, работу, цену товаров и
стоимость покупок и услуг, налоги, задачи из области управления личными и
семейными финансами.)
Слайд5.
Примеры задач:
Серия «Сбережения»
• Клиент положил 230 тыс руб. в банк под 3% годовых. Какой доход он
получит через два года?
• Клиент положил 3400 руб. в банк на два года. В конце срока у него на счету
оказалось 37485 руб. Определите процентную ставку.
Серия «Доходы»
Два плотника заработали вместе 280 р. Один из них работал 14 дней по 7 ч
в день, а другой — 7 дней по 6 ч. Сколько заработал каждый из них, если они за
1 ч работы получают поровну?
Серия «Бизнес»
Нужно перевезти 160 тонн груза. Данные о грузоподъёмности автомобиля
и стоимости рейсов указаны в таблице. Сколько рублей будет стоить самый
дешёвый способ перевозки?
Автомобиль
Грузоподъемность, т Стоимость одного рейса, руб.
Газель
2
800
5-тонный грузовик
5
1800
10-тонный
грузовик
10
3500
20-тонный
грузовик
20
7200
В магазин привезли 250 коробок, в каждой коробке по 54 пачки печенья.
Сколько денег выручит магазин от продажи этого печенья, если одна пачка
печенья стоит 32 к.?
Слайд6.
Серия «Бюджет»
На диаграмме представлен отчет о тратах семьи за прошедший месяц. По
данным
диаграммы,
определите,
сколько
рублей
потратила
семья
на
развлечения, если известно, что на одежду было истрачено 9750 рублей
В магазине продаётся мёд разного вида в разных банках и по различной
цене. Нужно купить 3 кг мёда одного вида. Во сколько рублей обойдётся самая
дешёвая покупка?
Мёд
Масса мёда в банке Цена банки
Гречишны
й
750 г
480 руб.
Луговой
500 г
310 руб.
Липовый
250 г
170 руб.
Горный
200 г
140 руб.
Слайд7.
В 8-9 классах использую на уроках математики дополнительный материал для
формирования экономической и финансовой грамотности учащихся. На задачи с
финансами уделяю 20 минут урока или чаще даю домашним заданием. На
следующем уроке обсуждаем решение. Использую первые 5 заданий ОГЭ, а так
же задания открытого банка «Института развития стратегии образования» по
финансовой грамотности.
Слайд8.
В качестве устного счёта включаю задачи:
1)Баба Яга очень мечтает о новом корыте. Определи, через сколько месяцев Яга
сможет порадоваться обновке, если корыто мечты стоит 3 500 рублей, а пенсия
бабы Яги составляет 13 600 рублей в месяц, 3 800 рублей старуха тратит на
оплату коммунальных платежей, 10 200 рублей уходит на питание и подарки
внукам, а ещё 2 400 рублей она зарабатывает сдачей в аренду летающей ступы?
2)Зебра Маша победила в конкурсе «Самая очаровательная лошадь» и получила
денежный приз в размере 10 000 рублей!
Счастливая она решила не тратить деньги, а положила их в банк, на депозит.
Какую сумму увидит на своём счету зебра Маша через год, если положит свой
приз на депозит с процентной ставкой 11% годовых?
Задачи с экономическим содержанием позволяют формировать у учащихся
навыки математического моделирования, а в свою очередь математические
модели таких задач направлены на расширение и углубление знаний учащихся
по математике.
Интеграция финансовой грамотности и предметного содержания дисциплин
может осуществляться через организацию проектной деятельности. Сюжетами
для формирования финансовой грамотности с использованием проектной
деятельности могут стать организация семейного бизнеса, формирование
бюджета семьи, долгосрочное и краткосрочное планирование семейного
бюджета, деньги в истории, налоги и налогообложение граждан и др.
Слайд9.
В рамках внеурочной деятельности можно обратиться к игре. Не секрет, что
игра- самый эффективный способ чему то научиться, в том числе грамотно
управлять деньгами. Популярная настольная игра «Монополия», любые
компьютерные стратегии с необходимостью добывать и распределять ресурсы
для развития – все они заставляют детей думать, считать, планировать и учиться
на ошибках. Тем и хороша игра - что всё это происходит в виртуальном мире.
В заключение необходимо отметить, что знание ключевых финансовых понятий
и умение их применять на практике дает возможность человеку грамотно
управлять своими денежными средствами. Низкий уровень таких знаний
приводит к негативным последствиям не только для потребителей финансовых
услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому
разработка уроков по повышению финансовой грамотности в курсе математики
позволит вести учет доходов и расходов, избегать избыточной задолженности,
планировать личный бюджет, формировать сбережения, а также
ориентироваться в сложных
продуктах, предлагаемых финансовыми
институтами, и приобретать их на основе осмысленного выбора.
Слайд10.
Спасибо за внимание!