Автор: Щербакова Лиана Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида "Теремок"
Населённый пункт: Белгородская обл. пос. Борисовка
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Ознакомление с книгой и устным народным творчеством"
Раздел: дошкольное образование
«Ознакомление с книгой и устным народным творчеством»
Чтение, говорил В.А. Сухомлинский,- это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя.
Книга для детей является не только источником радости, но и
источником всестороннего воспитания. Она знакомит с окружающим миром,
обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле,
правде и справедливости.
К сожалению, современные дети редко просят
почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильма или компьютерные
игры. Да и родители для чтения им книг не всегда находят времени.
Любовь к книге, умение использовать в жизни, полученные из неё
знания не приходят к ребёнку сами по себе. Здесь необходима активная
помощь
взрослого.
Одним
из
важнейшим
способов
по
формированию
художественных
способностей
у
детей
младшего
возраста
является
рассматривание книг. Маленьких детей привлекает красочная обложка. им
нравятся яркие иллюстрации. Следует помнить, что книга в какой – то мере
выступает для ребёнка ещё как «игрушка».
Существенное значение имеет знакомство малышей с малыми формами
фольклора:
потешками,
загадками,
колыбельными,
сказками,
считалками.
Родителям необходимо знать, когда ребёнок начинает понимать содержание
первых
песенок,
потешек,
сказок,
стихов.
Это
необходимо
потому,
что
возникновение такой способности говорит о значительных успехах не только
в
развитии
понимания
речи
взрослых,
но
и
о
том,
что
она
начинает
восприниматься
ребёнком
в
форме
художественных
произведений.
Это
значит,
что
художественная
литература
становится
средством
познания,
окружающего и закрепления первоначального жизненного опыта.
Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому
рассказывание
предпочтительнее,
так
же
это
усиливает
эмоциональное
воздействие,
что,
в
свою
очередь,
способствует
лучшему
понимания
основного
смысла
потешки
или
сказки.
Читая
потешки
(«Курочка-
рябушечка», «Сорока – белобока», «Кисонька-мурысенька» и др.), можно
учить малышей звукоподражанию птицам и животным.
Если же детям
показывать
то,
о
чем
говорится
в
тексте
(как
бабка
пекла
оладушки
и
поливала их маслом «ладушки», мы тем самым воздействуем на чувства
ребенка,
способствуем
быстрому
запоминанию
текста,
развитию
речи,
воспитываем очень важное умение слушать,
но и обогащаем впечатления.
При этом важно смотреть ребёнку в глаза, давая возможность малышу видеть
выражение
лица
взрослого.
Ребёнок
должен
чувствовать
отношение
взрослого к описываемым событиям, ситуациям.
Для самых маленьких
следует
читать
произведения
наизусть,
как
бы
разговаривая
с
ним.
У
малышей
формируют
навык
совместного
слушания,
умение
отвечать
на
вопросы, бережное отношение к книге.
Чтение
книги
для
ребёнка
самого
раннего
возраста
должно
быть
праздником.
Это
достигается
определённым
тактом
и
художественным
вкусом
взрослого,
который
понимает
педагогическую
направленность
и
познавательную
ценность
детской
литературы
для
самых
маленьких.
Перечень необходимых произведений для малышей определён программой
воспитания. Родителям следует ознакомиться с ней.