Автор: Белоглазова Галина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №26 имени Е.М.Бакуниной
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии"
Раздел: среднее образование
Формирование естественно-научной грамотности
на уроках биологии
Естественно
-
научная
грамотность —
это
компонент
функциональной грамотности,
который
подразумевает
способность
ребенка
занять
компетентную
общественную
позицию
по
вопросам,
связанным
с естественными науками,
интерес
к
естественно-научным фактам
и
идеям.
Такая грамотность позволяет человеку принимать решения на основе научных фактов,
понимать влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику,
культуру.
Поэтому в современных школах необходимо уделять значительное количество
времени для формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся посредством
различных приемов, заданий.
Для формирования естественнонаучной грамотности, я разрабатываю и активно
применяю на уроках биологии в 5-11 классах практико-ориентированные задачи, которые
обязательно должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, а также
уровню знаний: высокому, среднему, низкому.
Задания на применение естественно-научных знаний для объяснения явлений.
Рассмотрим на примере 6 класса:
- при изучении темы: «Передвижение воды и питательных веществ», можно
дать следующее задание:
Задание. Розы, срезанные в бутоне, поставили в вазу с водой. Через некоторое
время бутоны роз раскрылись.
Вопрос: Почему?
_____________________________________________________________________________
И тут, размышлений очень много, тем более это явление ученики неоднократно
видели у себя дома, но никогда не задумывались над этим с биологической точки зрения.
- при изучении темы: «Прорастание семян», можно дать следующее задание:
Задание. В сентябре 1940 г. в Британском музее произошел пожар. При его
тушении вода попала на семена шелковой акации, которые были собраны в 1793 г.
Семена, пролежавшие 147 лет, проросли.
Вопрос: Что является причиной сохранения в течение многих лет всхожести семян.
_____________________________________________________________________________
Здесь уже, учащиеся вспоминают, что всхожесть семян зависит от условий
выращивания (влажность, температура) и условий хранения.
- при изучении темы: «Прорастание семян».
Задание. Для прорастания семян ржи воды требуется 85% от их массы, пшеницы –
69%, кукурузы – 49%, а клевера красного – 145%.
Вопрос. Подсчитайте, сколько потребуется воды для прорастания 25 кг каждого
названного растения и для прорастания всех их вместе взятых.
________________________________________________________________________
_____
Здесь, учащиеся выделяют для себя из процесса решения полезные новые знания.
- при изучении темы: «Побег и почки».
Задание. Девочка прорастила в горшочке с землей два семени фасоли. Когда
стебли у растений достигли 7-10 см в высоту, она срезала у одного из них верхушку.
Следующие наблюдения зафиксировала через одну-две недели.
Вопросы. 1). С какой целью проводила ученица опыт? 2) Какой результат
получила девочка через одну-две недели? 3) Какой вывод сделала она по результатам
своего опыта?
__________________________________________________________________________
Здесь можно провести анализ и подвести к следующим выводам:
1). девочка наблюдала за ростом и развитием побега;
2) через одну-две недели у срезанного растения можно наблюдать боковое
ветвление (или развитие побегов из пазушных почек);
3) При удалении верхушечной почки побег перестает расти в длину, но начинается
рост боковых побегов из пазушных почек. Таким образом, ростом и развитием побегов
можно управлять.
- при изучении темы: «Фотосинтез».
Задание. Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте
слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.
Фотосинтез протекает в (хлоропластах, митохондриях). При этом углекислый
газ (поглощается, выделяется), кислород (поглощается, выделяется), а органические
вещества
(расходуются,
накапливаются)
и
масса
растения
(увеличивается,
уменьшается).
При
фотосинтезе
растение
(накапливает,
расходует)
энергию,
необходимую для его жизнедеятельности.
Вопросы по тексту:
- При фотосинтезе органические вещества расходуются или накапливаются?
- Углекислый газ поглощается или выделяется в процессе фотосинтеза?
По завершению опроса по тексту, можно задать вопрос: А в результате какого
процесса накапливается углекислый газ в воздухе? И, конечно, это наведет учащихся на
составление смысловых цепочек от растений к животным и человеку и наоборот.
- при изучении темы: «Фотосинтез»
Задание. Ученый – химик Джозеф Пристли провел следующий опыт. Он посалил
под
стеклянный
колпак
мышь.
Довольно
быстро
животное
погибло.
Тогда
экспериментатор поместил под такой же колпак другую мышь, но уже вместе с веткой
мяты. Этот опыт был поставлен в 1771 году. Так его описывает автор: «Через
восемнадцать дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в
которой росла ветка мяты. Побег мяты вырос почти на два дюйма…».
Вопрос. Сделайте выводы из данной ситуации. Приведите аргументы в пользу
ваших выводов.
_____________________________________________________________________________
Конечно, при анализе этого текста, много будет размышлений у учащихся, будет
представляться опыт, как бы, в реальном времени.
Для развития естественнонаучной грамотности на уроках биологии, считаю
необходимым включать в содержание любой темы школьного курса биологии задания на
развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть
поставленной цели – научить детей «учиться для познания жизни», то есть выходить за
пределы учебных ситуаций.