Напоминание

"Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии"


Автор: Белоглазова Галина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №26 имени Е.М.Бакуниной
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование естественно-научной грамотности

на уроках биологии

Естественно

-

научная

грамотность —

это

компонент

функциональной грамотности,

который

подразумевает

способность

ребенка

занять

компетентную

общественную

позицию

по

вопросам,

связанным

с естественными науками,

интерес

к

естественно-научным фактам

и

идеям.

Такая грамотность позволяет человеку принимать решения на основе научных фактов,

понимать влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику,

культуру.

Поэтому в современных школах необходимо уделять значительное количество

времени для формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся посредством

различных приемов, заданий.

Для формирования естественнонаучной грамотности, я разрабатываю и активно

применяю на уроках биологии в 5-11 классах практико-ориентированные задачи, которые

обязательно должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, а также

уровню знаний: высокому, среднему, низкому.

Задания на применение естественно-научных знаний для объяснения явлений.

Рассмотрим на примере 6 класса:

- при изучении темы: «Передвижение воды и питательных веществ», можно

дать следующее задание:

Задание. Розы, срезанные в бутоне, поставили в вазу с водой. Через некоторое

время бутоны роз раскрылись.

Вопрос: Почему?

_____________________________________________________________________________

И тут, размышлений очень много, тем более это явление ученики неоднократно

видели у себя дома, но никогда не задумывались над этим с биологической точки зрения.

- при изучении темы: «Прорастание семян», можно дать следующее задание:

Задание. В сентябре 1940 г. в Британском музее произошел пожар. При его

тушении вода попала на семена шелковой акации, которые были собраны в 1793 г.

Семена, пролежавшие 147 лет, проросли.

Вопрос: Что является причиной сохранения в течение многих лет всхожести семян.

_____________________________________________________________________________

Здесь уже, учащиеся вспоминают, что всхожесть семян зависит от условий

выращивания (влажность, температура) и условий хранения.

- при изучении темы: «Прорастание семян».

Задание. Для прорастания семян ржи воды требуется 85% от их массы, пшеницы –

69%, кукурузы – 49%, а клевера красного – 145%.

Вопрос. Подсчитайте, сколько потребуется воды для прорастания 25 кг каждого

названного растения и для прорастания всех их вместе взятых.

________________________________________________________________________

_____

Здесь, учащиеся выделяют для себя из процесса решения полезные новые знания.

- при изучении темы: «Побег и почки».

Задание. Девочка прорастила в горшочке с землей два семени фасоли. Когда

стебли у растений достигли 7-10 см в высоту, она срезала у одного из них верхушку.

Следующие наблюдения зафиксировала через одну-две недели.

Вопросы. 1). С какой целью проводила ученица опыт? 2) Какой результат

получила девочка через одну-две недели? 3) Какой вывод сделала она по результатам

своего опыта?

__________________________________________________________________________

Здесь можно провести анализ и подвести к следующим выводам:

1). девочка наблюдала за ростом и развитием побега;

2) через одну-две недели у срезанного растения можно наблюдать боковое

ветвление (или развитие побегов из пазушных почек);

3) При удалении верхушечной почки побег перестает расти в длину, но начинается

рост боковых побегов из пазушных почек. Таким образом, ростом и развитием побегов

можно управлять.

- при изучении темы: «Фотосинтез».

Задание. Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте

слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.

Фотосинтез протекает в (хлоропластах, митохондриях). При этом углекислый

газ (поглощается, выделяется), кислород (поглощается, выделяется), а органические

вещества

(расходуются,

накапливаются)

и

масса

растения

(увеличивается,

уменьшается).

При

фотосинтезе

растение

(накапливает,

расходует)

энергию,

необходимую для его жизнедеятельности.

Вопросы по тексту:

- При фотосинтезе органические вещества расходуются или накапливаются?

- Углекислый газ поглощается или выделяется в процессе фотосинтеза?

По завершению опроса по тексту, можно задать вопрос: А в результате какого

процесса накапливается углекислый газ в воздухе? И, конечно, это наведет учащихся на

составление смысловых цепочек от растений к животным и человеку и наоборот.

- при изучении темы: «Фотосинтез»

Задание. Ученый – химик Джозеф Пристли провел следующий опыт. Он посалил

под

стеклянный

колпак

мышь.

Довольно

быстро

животное

погибло.

Тогда

экспериментатор поместил под такой же колпак другую мышь, но уже вместе с веткой

мяты. Этот опыт был поставлен в 1771 году. Так его описывает автор: «Через

восемнадцать дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в

которой росла ветка мяты. Побег мяты вырос почти на два дюйма…».

Вопрос. Сделайте выводы из данной ситуации. Приведите аргументы в пользу

ваших выводов.

_____________________________________________________________________________

Конечно, при анализе этого текста, много будет размышлений у учащихся, будет

представляться опыт, как бы, в реальном времени.

Для развития естественнонаучной грамотности на уроках биологии, считаю

необходимым включать в содержание любой темы школьного курса биологии задания на

развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть

поставленной цели – научить детей «учиться для познания жизни», то есть выходить за

пределы учебных ситуаций.



В раздел образования