Напоминание

"Насыщение РППС с элементами говорящей среды"


Автор: Фролова Татьяна Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ВМР "ЦРР д/с 17 "Ладушки"
Населённый пункт: Саратовская область город Вольск
Наименование материала: статья
Тема: "Насыщение РППС с элементами говорящей среды"
Раздел: дошкольное образование





Назад




В

статье

рассматриваются

вопросы

организации

образовательной

деятельности

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

дошкольного

образования.

Представлен

первоначальный опыт работы по технологии «говорящая» среда.

Что же такое произошло в современном дошкольном образовании, что настала

пора переосмыслить имеющийся опыт работы и искать новые эффективные

способы решения образовательных задач? До сих пор мы только говорили о

«поддержке

индивидуальности

каждого

ребенка»,

«о

поддержке

детской

инициативы»,

«о

самостоятельности

воспитанников»,

а

на

самом

деле

преобладала

позиция

доминирующего

взрослого,

подход

«солирующей

педагогики», когда взрослый всё время куда-то «ведёт» детей за собой, задавая

тон, содержание того, что будут делать дети, лишая их возможности проявлять

свою собственную инициативу и самостоятельность.

А как же активность самого Ребёнка, как же его субъектная позиция, которые

декларирует ФГОС дошкольного образования? Совершенно очевидно, что при

таком подходе этого просто нет.

О технологии «говорящая» среда мы впервые услышали из вебинара Ю.В.

Илюхиной в начале 2021-2022 учебного года. Не могу утверждать, что все

содержание семинара стало для меня открытием, поскольку в развивающей среде

группы нами издавна использовались схемы, карточки-подсказки, алгоритмы и

другие дидактические пособия для самостоятельной деятельности детей. Однако,

подходы, которые использовала автор семинара, действительно показались нам

инновационными. В первую очередь, что было взято нами на вооружение - это

оптимальное включение ребенка в создание среды группы.

Поэтому, сразу после просмотра вебинара поставили себе целью - ознакомиться с

технологией «говорящей среды» и начать апробацию «действенности» ее

элементов в предметно-пространственной среде группы. Было приобретено

методическое пособие для педагога детского сада Ю.В. Илюхиной «Секреты

интересного занятия». Образовалась группа педагогов, работающих с детьми

старшего дошкольного возраста, заинтересованных данной технологией. Приемы,

описанные в книге, апробировались педагогами в практической деятельности, а

затем, обсуждалась их эффективность в работе с детьми. Такая система работы

помогла

обобщить

творческие

идеи

педагогов

по

индивидуализации

развивающей среды в брошюре «Организация «говорящей среды» как средство

индивидуализации дошкольного образования» с методическим рекомендациями

для педагогов.

В настоящей статье мне хотелось бы поделиться первичным опытом работы по

созданию «говорящей» среды в компенсирующей группе для детей 5–6 лет.

«Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент

обучения,

развития

и

воспитания

детей

дошкольного

возраста.

Такое

понимание предметно-пространственной среды в

группе, которая

создается

взрослыми для детей и вместе с детьми, позволяет нам считать среду третьим

педагогом, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и

воплощает свои идеи.

Она даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве,

проявить активность и инициативность, понять собственную значимость. Ребёнку

необходимо чувствовать себя хозяином в детском саду, где он проводит больше

времени, чем в семье. Воспитатель – не якорь, который сдерживает активность,

инициативность, эмоциональное развитие детей, а, напротив – маяк, устраняет

все препятствия, мешающие ребенку пойти и спокойно взять то, что ему

необходимо для творчества, для создания уголка, где он сможет побыть один,

воспользоваться любой мебелью в группе и т. д. Поэтому слово НЕЛЬЗЯ в

условиях «говорящей» среды является словом «паразитом».

Прежде

чем

сделать

среду

«говорящей»,

необходимо

подготовить

базу,

направленную на становление игры и формирование у детей мотивов обучения. В

первую

очередь,

мы

обратили

внимание

на

зонирование

пространства,

пересмотрели организацию центров активности. В целях избегания путаницы в

терминах «центр» и «уголок», нами определено, что «уголок» — это более узкое

понятие, нежели «центр». «Центр» может включать в себя множество уголков

одной направленности. В нашей группе создано шесть центров развития детской

активности с некоторым набором «уголков», поскольку их наполняемость по

предметному содержанию является полифункциональной и взаимодополняемой

для центра в целом и каждого уголка в частности.

Разделение среды на небольшие пространства (для игры и занятий 3-5 детей)

производилось с помощью мебели (в т.ч. и кроватей), ширм, секционных стоек,

больших цветочных горшков. Для соблюдения требований принципа доступности

пришлось в группах произвести настоящую перестройку. Все надписи, полки,

маркеры пространства, крепления для наглядности и демонстрации детских

работ, пособия и т. п. – ВСЁ установили на уровень глаз и рук детей. Теперь все

игры, игрушки, материалы для продуктивной деятельности доступны детям и не

требуют особого разрешения педагога. Следующим шагом перестройки стало

наполнение центров признаками «говорящей» среды.

Нами определены три группы элементов «говорящей» среды, а также продуман

примерный перечень содержащихся в них продуктов деятельности педагога и

детей.

Один из первых элементов «говорящей» среды – это присутствие в среде

значимых для детей материалов, действующих краткосрочно. Они вносятся в

среду в соответствии с темой недели, темой краткосрочного творческого или

исследовательского проекта, значимых для детей продуктов самостоятельной

творческой деятельности. Таких, как рисунки, аппликации, различные модели,

макеты, постройки, выполненных ребенком как индивидуально, так и в команде

со сверстниками, что даёт ребёнку ощущать себя частью коллектива, в котором

важен вклад каждого.

Важно обогащение «говорящей» среды продуктами совместной деятельности,

созданных в условиях семьи, и участие в образовательном процессе других

социальных образовательных ресурсов.

Уголки

каждого

центра

наполнены

картами-схемами

для

организации

индивидуальной

исследовательской

деятельности

картами

последовательностями,

карточками

подсказками

для

организации

индивидуальной творческой деятельности, дидактическими играми, карточками-

напоминаниями для проверки своих знаний, созданных как руками взрослого, так

и руками детей.

Активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений в

выборе содержания своего образования, подготовке наглядных пособий очень

важна – именно так формируется активная гражданская позиция, когда человек

может выбирать себе занятие по душе и нести ответственность за свой выбор.

Как

видно

из

вышесказанного,

первая

группа

краткосрочных

элементов

«говорящей» среды предусматривает большое количество продуктов детской

деятельности. У педагогов, трепетно относящихся к результатам совместного с

детьми труда, объективно возникает вопрос – куда их девать после завершения

темы недели или проекта? Вариантов на самом деле много – подарить родителям,

близким родственникам или детям младших групп, сохранить в портфолио и т. д.

Мы, например, сохраняем интеллект-карты до следующего года и достаем, когда

начинается

соответствующая

неделя.

Дети

с

интересом

начинают

ее

рассматривать, вспоминать, обсуждать и дополнять новыми сведениями, ведь

запас их знаний за год увеличился, а потом сравнить – что мы знали год назад и

что мы знаем теперь. «Обнуленная» таким образом среда с началом новой недели,

проекта или значимого события вновь становится «говорящей», а дети-практики

вновь начинают осваивать окружающий мир в самом тесном контакте с

предметами и объектами ближайшего и удалённого окружения.

Вторая группа элементов, это материалы, находящиеся в среде длительное время

и превращающие образовательное пространство в инструмент развития и

обучения. К ним относятся: схемы-последовательности и картинки-напоминалки

по

формированию

культурно-гигиенических

навыков,

навыков

безопасной

жизнедеятельности, ключевые слова, карты – подсказки, алгоритмы, схемы-

последовательности, правила поведения, определение своего эмоционального

состояния, а также трафареты, обводилки, фризы и т.д. и т.п.

Результаты

детской

исследовательской

деятельности,

зафиксированные

в

Дневниках

наблюдений,

также

становятся

своеобразными

обучающими

карточками.

Отдельное место в среде групп занимают модели и макеты. В большей части

макеты создаются в совместной деятельности педагога и детей, но основной

акцент делается на участие детей в их создании. Детям предлагаются на выбор

картинки задника, шаблоны для изготовления фигур, материалы для их

раскраски, таблички для заполнения ключевых слов (на примере макета

«Арктика» это: северное сияние, ледокол, чум, айсберг, нарты, упряжка и т.п.

Отдельные макеты создаются в интерактивной форме, когда дети «собирают»

детали

макета

в

определенной

последовательности,

например,

последовательностью круговорота воды в природе. Тематика макетов зависит не

только

от

обсуждаемых

исследовательских

проектов,

сезона,

но

и

от

индивидуального, личного интереса ребенка. Продукты совместной творческой

продуктивной деятельности детей и педагогов часто используются в макетах.

При разработке параметров оценки «говорящей» среды важное место занимает

присутствие

элементов

декора,

созданных

в

процессе

творческой

детской

деятельности, предметов обеспечения собственной игровой и театрализованной

деятельности и т. д. Дети самостоятельно определяют, элементы дизайна среды по

каждому времени года и сами оформляют группу.

И, наконец, третья группа признаков, это визуализация скрытых элементов

среды. Чтобы не перегружать центры развития группы, большинство материалов

убираются в контейнеры, которые подписываются. Сами центры активности

также визуализированы не только надписями, но и картинками для еще не

читающих

детей.

Дети

самостоятельно

визуализируют

свои

игровые

пространства, при этом место игры жестко не закреплено и может поменяться,

если маркер повесить на другой крючок. Таким образом уголок Стройка может

оказаться в уголке Математика. Для ориентировки в пространстве группы и

помещении

детского

сада

используются

маркеры-указатели.

Мы

создали

совместно с детьми указатель «направляйку», которая подскажет не только

ребенку, но и взрослому, что где находится в детском саду.

Личность развивается в деятельности. Можно уверенно сказать, что технология

«говорящей» среды – современная и актуальная форма работы, где качество труда

детского сада оценивается по качеству тех условий и процессов, в которых каждый

ребенок получает максимум возможностей для своего развития.



В раздел образования