Автор: Фролова Татьяна Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ВМР "ЦРР д/с 17 "Ладушки"
Населённый пункт: Саратовская область город Вольск
Наименование материала: статья
Тема: "Насыщение РППС с элементами говорящей среды"
Раздел: дошкольное образование
В
статье
рассматриваются
вопросы
организации
образовательной
деятельности
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования.
Представлен
первоначальный опыт работы по технологии «говорящая» среда.
Что же такое произошло в современном дошкольном образовании, что настала
пора переосмыслить имеющийся опыт работы и искать новые эффективные
способы решения образовательных задач? До сих пор мы только говорили о
«поддержке
индивидуальности
каждого
ребенка»,
«о
поддержке
детской
инициативы»,
«о
самостоятельности
воспитанников»,
а
на
самом
деле
преобладала
позиция
доминирующего
взрослого,
подход
«солирующей
педагогики», когда взрослый всё время куда-то «ведёт» детей за собой, задавая
тон, содержание того, что будут делать дети, лишая их возможности проявлять
свою собственную инициативу и самостоятельность.
А как же активность самого Ребёнка, как же его субъектная позиция, которые
декларирует ФГОС дошкольного образования? Совершенно очевидно, что при
таком подходе этого просто нет.
О технологии «говорящая» среда мы впервые услышали из вебинара Ю.В.
Илюхиной в начале 2021-2022 учебного года. Не могу утверждать, что все
содержание семинара стало для меня открытием, поскольку в развивающей среде
группы нами издавна использовались схемы, карточки-подсказки, алгоритмы и
другие дидактические пособия для самостоятельной деятельности детей. Однако,
подходы, которые использовала автор семинара, действительно показались нам
инновационными. В первую очередь, что было взято нами на вооружение - это
оптимальное включение ребенка в создание среды группы.
Поэтому, сразу после просмотра вебинара поставили себе целью - ознакомиться с
технологией «говорящей среды» и начать апробацию «действенности» ее
элементов в предметно-пространственной среде группы. Было приобретено
методическое пособие для педагога детского сада Ю.В. Илюхиной «Секреты
интересного занятия». Образовалась группа педагогов, работающих с детьми
старшего дошкольного возраста, заинтересованных данной технологией. Приемы,
описанные в книге, апробировались педагогами в практической деятельности, а
затем, обсуждалась их эффективность в работе с детьми. Такая система работы
помогла
обобщить
творческие
идеи
педагогов
по
индивидуализации
развивающей среды в брошюре «Организация «говорящей среды» как средство
индивидуализации дошкольного образования» с методическим рекомендациями
для педагогов.
В настоящей статье мне хотелось бы поделиться первичным опытом работы по
созданию «говорящей» среды в компенсирующей группе для детей 5–6 лет.
«Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент
обучения,
развития
и
воспитания
детей
дошкольного
возраста.
Такое
понимание предметно-пространственной среды в
группе, которая
создается
взрослыми для детей и вместе с детьми, позволяет нам считать среду третьим
педагогом, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и
воплощает свои идеи.
Она даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве,
проявить активность и инициативность, понять собственную значимость. Ребёнку
необходимо чувствовать себя хозяином в детском саду, где он проводит больше
времени, чем в семье. Воспитатель – не якорь, который сдерживает активность,
инициативность, эмоциональное развитие детей, а, напротив – маяк, устраняет
все препятствия, мешающие ребенку пойти и спокойно взять то, что ему
необходимо для творчества, для создания уголка, где он сможет побыть один,
воспользоваться любой мебелью в группе и т. д. Поэтому слово НЕЛЬЗЯ в
условиях «говорящей» среды является словом «паразитом».
Прежде
чем
сделать
среду
«говорящей»,
необходимо
подготовить
базу,
направленную на становление игры и формирование у детей мотивов обучения. В
первую
очередь,
мы
обратили
внимание
на
зонирование
пространства,
пересмотрели организацию центров активности. В целях избегания путаницы в
терминах «центр» и «уголок», нами определено, что «уголок» — это более узкое
понятие, нежели «центр». «Центр» может включать в себя множество уголков
одной направленности. В нашей группе создано шесть центров развития детской
активности с некоторым набором «уголков», поскольку их наполняемость по
предметному содержанию является полифункциональной и взаимодополняемой
для центра в целом и каждого уголка в частности.
Разделение среды на небольшие пространства (для игры и занятий 3-5 детей)
производилось с помощью мебели (в т.ч. и кроватей), ширм, секционных стоек,
больших цветочных горшков. Для соблюдения требований принципа доступности
пришлось в группах произвести настоящую перестройку. Все надписи, полки,
маркеры пространства, крепления для наглядности и демонстрации детских
работ, пособия и т. п. – ВСЁ установили на уровень глаз и рук детей. Теперь все
игры, игрушки, материалы для продуктивной деятельности доступны детям и не
требуют особого разрешения педагога. Следующим шагом перестройки стало
наполнение центров признаками «говорящей» среды.
Нами определены три группы элементов «говорящей» среды, а также продуман
примерный перечень содержащихся в них продуктов деятельности педагога и
детей.
Один из первых элементов «говорящей» среды – это присутствие в среде
значимых для детей материалов, действующих краткосрочно. Они вносятся в
среду в соответствии с темой недели, темой краткосрочного творческого или
исследовательского проекта, значимых для детей продуктов самостоятельной
творческой деятельности. Таких, как рисунки, аппликации, различные модели,
макеты, постройки, выполненных ребенком как индивидуально, так и в команде
со сверстниками, что даёт ребёнку ощущать себя частью коллектива, в котором
важен вклад каждого.
Важно обогащение «говорящей» среды продуктами совместной деятельности,
созданных в условиях семьи, и участие в образовательном процессе других
социальных образовательных ресурсов.
Уголки
каждого
центра
наполнены
картами-схемами
для
организации
индивидуальной
исследовательской
деятельности
картами
–
последовательностями,
карточками
–
подсказками
для
организации
индивидуальной творческой деятельности, дидактическими играми, карточками-
напоминаниями для проверки своих знаний, созданных как руками взрослого, так
и руками детей.
Активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений в
выборе содержания своего образования, подготовке наглядных пособий очень
важна – именно так формируется активная гражданская позиция, когда человек
может выбирать себе занятие по душе и нести ответственность за свой выбор.
Как
видно
из
вышесказанного,
первая
группа
краткосрочных
элементов
«говорящей» среды предусматривает большое количество продуктов детской
деятельности. У педагогов, трепетно относящихся к результатам совместного с
детьми труда, объективно возникает вопрос – куда их девать после завершения
темы недели или проекта? Вариантов на самом деле много – подарить родителям,
близким родственникам или детям младших групп, сохранить в портфолио и т. д.
Мы, например, сохраняем интеллект-карты до следующего года и достаем, когда
начинается
соответствующая
неделя.
Дети
с
интересом
начинают
ее
рассматривать, вспоминать, обсуждать и дополнять новыми сведениями, ведь
запас их знаний за год увеличился, а потом сравнить – что мы знали год назад и
что мы знаем теперь. «Обнуленная» таким образом среда с началом новой недели,
проекта или значимого события вновь становится «говорящей», а дети-практики
вновь начинают осваивать окружающий мир в самом тесном контакте с
предметами и объектами ближайшего и удалённого окружения.
Вторая группа элементов, это материалы, находящиеся в среде длительное время
и превращающие образовательное пространство в инструмент развития и
обучения. К ним относятся: схемы-последовательности и картинки-напоминалки
по
формированию
культурно-гигиенических
навыков,
навыков
безопасной
жизнедеятельности, ключевые слова, карты – подсказки, алгоритмы, схемы-
последовательности, правила поведения, определение своего эмоционального
состояния, а также трафареты, обводилки, фризы и т.д. и т.п.
Результаты
детской
исследовательской
деятельности,
зафиксированные
в
Дневниках
наблюдений,
также
становятся
своеобразными
обучающими
карточками.
Отдельное место в среде групп занимают модели и макеты. В большей части
макеты создаются в совместной деятельности педагога и детей, но основной
акцент делается на участие детей в их создании. Детям предлагаются на выбор
картинки задника, шаблоны для изготовления фигур, материалы для их
раскраски, таблички для заполнения ключевых слов (на примере макета
«Арктика» это: северное сияние, ледокол, чум, айсберг, нарты, упряжка и т.п.
Отдельные макеты создаются в интерактивной форме, когда дети «собирают»
детали
макета
в
определенной
последовательности,
например,
последовательностью круговорота воды в природе. Тематика макетов зависит не
только
от
обсуждаемых
исследовательских
проектов,
сезона,
но
и
от
индивидуального, личного интереса ребенка. Продукты совместной творческой
продуктивной деятельности детей и педагогов часто используются в макетах.
При разработке параметров оценки «говорящей» среды важное место занимает
присутствие
элементов
декора,
созданных
в
процессе
творческой
детской
деятельности, предметов обеспечения собственной игровой и театрализованной
деятельности и т. д. Дети самостоятельно определяют, элементы дизайна среды по
каждому времени года и сами оформляют группу.
И, наконец, третья группа признаков, это визуализация скрытых элементов
среды. Чтобы не перегружать центры развития группы, большинство материалов
убираются в контейнеры, которые подписываются. Сами центры активности
также визуализированы не только надписями, но и картинками для еще не
читающих
детей.
Дети
самостоятельно
визуализируют
свои
игровые
пространства, при этом место игры жестко не закреплено и может поменяться,
если маркер повесить на другой крючок. Таким образом уголок Стройка может
оказаться в уголке Математика. Для ориентировки в пространстве группы и
помещении
детского
сада
используются
маркеры-указатели.
Мы
создали
совместно с детьми указатель «направляйку», которая подскажет не только
ребенку, но и взрослому, что где находится в детском саду.
Личность развивается в деятельности. Можно уверенно сказать, что технология
«говорящей» среды – современная и актуальная форма работы, где качество труда
детского сада оценивается по качеству тех условий и процессов, в которых каждый
ребенок получает максимум возможностей для своего развития.