Автор: Каллаур Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " СОШ № 3 им. В. Н. Щеголева"
Населённый пункт: ЗАТО Светлый
Наименование материала: методическая разработка
Тема: УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ УМК «Школа России», "Сантиметр и дециметр"
Раздел: начальное образование
УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ
УМК «Школа России»
Тема. Сантиметр и дециметр
Цель урока: познакомить с новой единицей длины – дециметром;
развивать умение соотносить дециметр и сантиметр.
Задачи урока:
1.
Образовательные:
учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью
линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции,
делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать
задачи;
2.
Развивающие:
осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе
принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал;
формировать умение работать в паре;
3.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, активность, ответственность,
культуру поведения на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные.
осознание практической важности изучаемой единицы измерения;
ценностное отношение к умению выявлять проблему;
определять цель урока; выбирать действия по достижению цели;
контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-
следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Предметные:
знание способов измерения длины с помощью единицы измерения – сантиметра и
дециметра;
умение измерять длину;
применение новых знаний в жизненных ситуациях.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран; линейка, цветные полоски у
каждого ученика.
Включить мультфильм Ход урока.
Улыбнитесь друг другу. Подарите гостям свои улыбки, мне. Спасибо. Ваши улыбки
располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
I.
Мотивация к учебной деятельности.
1 мин
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Щёлкаю слайд № 1
II
.
Актуализация опорных знаний
3 мин
-Ребята посмотрите, пожалуйста, на доску.
-Какое сегодня число? ( 18 марта)
- Что вы можете про него сказать?( Двузначное, состоит из одного десятка и 8 единиц,
четное)
- Какие арифмитические действия мы можем с ними выполнить?( Сложение и
вычитание)
-Какие можно придумать выражения с этими числами? (Первое слагаемое 1, второе
слагаемое 8, сумма равна 9.
-Как по другому можно прочитать выражения указав на выполнение арифмитического
действия?(Сумма чисел 8 и 1, разность чисел 8 и 1)
-Назовите последующее число числу 18 (19)
-Назовите предыдущее число числу 18. (Число 17)
Щёлкаю слайд№2.
Чистописание- работа в тетрадях. Откройте свои тетради, расположите
правильно. 4 мин
Щёлкаю слайд№3- повторение.
Щёлкаю слайд№4.
III
. Повторение 3 мин
- Посмотрите на слайд. Нужно определить, сколько десятков и единиц в данных числах.
Щёлкаю слайд№5- задание с величинами
- Вспомните, пожалуйста, и соотнесите следующие единицы
-Так что же такое величина?
-Единица длины- Сантиметры.
-Литр- вместимость сосудов или ёмкости.
-Килограмм - масса предметов .
Щёлкаю слайд№6- новый материал.
IV
.Новый материал. 5 минут
Попробуем поработать в парах и выполнить следующее задание.
- У вас в корзиночках лежат желтые мерки . Возьмите их и попробуйте измерить длину
крыши парты. Один прикладывает, другой пальчиком замечает и считает. На время.
Песочные часы.
- Удобно было измерять? Нет. Не хватает времени.
Как же выйти из этой ситуации и решить проблему? Нужна другая мерка, более
крупная.
-Попробуем взять зелёную мерку и измерить крышку стола ею. Удобно было? Да!
-Возьмите свои линейки и измерьте величину полосочек . Полоской какой величины
было удобнее работать? Какова её длина?
-Какой мы можем сделать вывод?
-Удобнее измерять более крупной меркой.
- В повседневной жизни для удобства используют сантиметр, рулетку, линейки.
ПОКАЗЫВАЮ.
-А как удобнее? В каких единицах? ( в см, дм,м).
Щёлкаю слайд№7 с понятием дециметр.
- Расположите числа в порядке возрастания, и вы узнаете,
с какой новой единицей измерения длины мы
познакомимся сегодня на уроке.
Щёлкаю Слайд №9.
Тема урока: «Измерение длины отрезка в разных единицах» Слайд №9. 1 мин
Цель:
-
Познакомиться с новой единицей измерения длины - дециметр.
-
Задачи:
- Будем учиться измерять длину отрезков, предметов.
-
Совершенствовать навыки перевода одних единиц измерения в другие.
- Сравнивать сантиметры с дециметрами.
Щёлкаю
Слайдов № 10-16.
- Раньше в старину измеряли предметы необычным способом. -Сегодня девочки
подготовили информацию из дополнительных источников и расскажут нам о
следующих древних величинах. (Аделина ,Самира, Саша). 2мин на доску их
сообщения
Щёлкаю
Слайдов № 17.
Физминутка 1 мин
Продолжаем нашу работу.
Щёлкаю Слайд № 18-20
.
На доску плакат
- В 1 дм умещается 10 единиц или 10 сантиметров. Дециметр более крупная единица
измерения длины .
Работа в тетрадях.
3 мин.
На доску плакат
-Построение отрезка величиной 12 см по слайду.
- Записали 12 см = 1дм 2 см равенство
Щёлкаю Слайд № 21
.
Работа в рабочих листочках.
Проверка работы.
Закрыли тетради.
- Где еще в вашей жизни может пригодиться дециметр ? (…)
- А как вы думаете можно ли этой меркой измерить рост?
Щёлкаю Слайд № 23
.
- В одном мультфильме удав измерял рост. Давайте вспомним этот мультфильм.
Сей час, я предлагаю Вам посмотреть мультфильм 38 попугаев. МУЛЬТФИЛЬМ. 2
мин
-Ребята , скажите ,удобно измерять длину предмета в попугаях или мартышках?
(Конечно, нет).
- Чему равен рост удава? (Рост удава = 38 попугаев = 5 мартышек = 2 слоненка)
- Почему в попугаях получилось больше? (…)
-О чем не знают герои этой сказки? (Длину (рост) можно измерять в см и дм.)
- Где можно узнать о длине удава? (Посмотреть в энциклопедии)
-А зачем нужно измерять длину?
- Где в жизни могут пригодиться ваши знания о единицах длины, умение измерять
длину?
V. Работа в группах.
1. Постановка проблемы.
- Хотите ли вы узнать свой рост?
- Зачем надо знать свой рост?
- Какие инструменты нужны для этого?
- Как измеряют рост? Покажите.
- Я вам сейчас предлагаю поработать в группах и выяснить рост каждого из вас.
-Вспомните правила работы в группах. ПОКАЗЫВАЮ.
2. Разберем план нашей работы.
1.
Измерение роста каждого участника группы.
2.
Ответственные заполняют таблицу.
3.
Анализ работы.
Проанализировать: что понравилось? Трудно было ? Не понравилось? Что оказалось
сложным? А что получилось быстро и легко? Над чем надо еще поработать?
Самооценка работы в группах
на доску встают по очереди.
ИТОГ УРОКА
- Какую новую единицу длины вы узнали?
- Что вы можете о ней рассказать?
- Что можно измерять в метрах?
Щёлкаю слайд № 24 последний.
– Оцените свою работу на уроке. Если вам было легко работать на уроке, поднимите
зеленый кружок. Если вы испытывали некоторые трудности, кружок должен быть
желтым. Если вам нужна помощь товарищей и учителя, покажите красный кружок.
IX. Домашнее задание
Выполнить задание в рабочем листке.
-Оцените свою деятельность на уроке, используя сигналы светофора.
- желтый (не было ошибок);
-зелёный (были ошибки);
-красный (не смог выполнить ни одного задания).