Напоминание

1 класс. Литературное чтение. Обучение грамоте с применением фронтально- парных циклов. Звук [Щ]. Буква Щ щ.


Автор: Газимьянова Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: город Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: 1 класс. Литературное чтение. Обучение грамоте с применением фронтально- парных циклов. Звук [Щ]. Буква Щ щ.
Раздел: начальное образование





Назад




Класс: 1

Литературное чтение. Обучение грамоте.

Звук [Щ]. Буква Щ щ

Газимьянова Е.Н., учитель начальных классов МОБУ «СОШ № 2»

Цель: Формирование у обучающихся знаний о согласном глухом мягком звуке [щ’], о

букве Щ.

Задачи:

- содействовать формированию фонематического слуха:

выделять звук [Щ] из слов,

устанавливать с помощью учителя, что звук [Щ] согласный, всегда мягкий, глухой;

характеризовать его, обозначать буквой;

- читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что

звук [Щ] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами;

способствовать развитию у обучающихся желания и умения принимать участие в парной

работе.

Ожидаемый результат:

Обучающиеся дают полную характеристику звуку [Щ].

Произносят правильно слоги в сочетании с гласными. Осуществляют решение учебной

задачи под руководством учителя. Умеют воспроизводить информацию по схеме, слушать

и слышать собеседника. Задавать вопросы на до понимания.

Фрагмент урока:

Урок начинаем с актуализации знаний (фронтально). На данном этапе урока

обучающиеся вспоминают какие гласные указывают на твердость, мягкость согласного.

Выделяют группы согласных звуков [ш], [ж]-, которые всегда твердые, а звук [ч] – всегда

мягкий.

Постановка темы урока.

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране

«АБВГДейка» с тетушкой Совой, где выясним, к какой группе будет принадлежать

следующий звук.

ФПЦ 1.

Вброс информации

Говорит учитель

Информация на доске

Фонетическая зарядка. Найдите одинаковый

звук в словах: клещи, ящерица, щука, щетка,

ящик.

С какого звука начинаются слова: щи, щавель,

щенок, щегол, щека.

С каким звуком и буквой будем знакомиться?

Какую цель можно поставить перед собой?

Идет диалог на выяснения к какой группе

звуков будет принадлежать [Щ]. (составляем

схему на доске)

1) Гласный или согласный.

Если гласный,

- то ударный или не ударный,

-

указывает

на

твердость

или

мягкость

согласного.

2) Если согласный –

твердый или мягкий,

При совместной работе на доске

создается схема:

звонкий или глухой,

парный, непарный.

С

данной

схемой

работаем

фронтально,

корректируем её, оставляем только то, что

характеризует данный звук

Давайте произнесем звук [щ] и понаблюдаем за

положением языка, губ, зубов.

Хором произносим [Щ], выясняем, что он

согласный. Один ученик делает вывод.

Так как воздух встречает препятствие при

произношении,

значит,

он

согласный.

Повторяют

несколько

человек

-

это

утверждение. (Повтори за мной. Повтори, что

сказал Дима и т.д.). Затем произносим хором.

На

доске

схема

изменяется

происходит

процесс

преобразования

Дальше выясняем твердый или мягкий. Читаем

слоги индивидуально, хором ща, щу, ще, щё,

щи.

Давайте произнесем звук [щ] сначала с

гласными

указывающие

на

твердость

согласного, а потом с гласными указывающие

на мягкость согласного.

По произношению

делаем

вывод,

что

звук

[Щ]

слышится

одинаково, всегда мягкий, его мягкость не надо

показывать гласными.

Вывод делает ученик. Повторяют несколько

учеников - это утверждение. Затем произносим

хором.

Схема корректируется

Запуск парной работы.

Учитель обучающимся дает установку на работу по

вариантам.

1 вариант. Произносит звук и доказывает, что он согласный.

2 вариант. Читает слоги и делает вывод, что он мягкий.

Могут задать вопрос друг другу на до понимания. Например: Как располагались

губы, зубы, язык при произношении данного звука? Прочитай сначала слоги с гласными

указывающие на твердость согласного, затем с гласными указывающие на мягкость

согласного.

Отладка. Идет отработка двух утверждений. В процессе парной работы ученики

восстанавливают

полученную

информацию

и

в

диалоге

обнаруживают

места

недопонимания, проводят коррекцию новой информации с помощью товарища. Учитель

проходит по классу, прислушивается к диалогу в паре, задает вопросы: Что делал

напарник, чтобы доказать, что звук согласный? Как тебе товарищ доказывал, что он

всегда мягкий? С помощью своих вопросов учитель учит детей строить диалог в паре.

Акцентирование. Учитель просит ответить пары на вопросы: Верно ли напарник

доказал и сделал вывод по данному звуку? Были ли ошибки в ответе напарника и какие?

Какой вопрос задал тебе напарник?

ФПЦ 2.

Вброс информации

Говорит учитель

Информация на доске

Следующий шаг выясняем глухой или звонкий.

Дети прикрывают уши ладошками и

произносят звук [Щ].

Делаем вывод, что глухой, голос не участвует в

произношении данного звука.

Парный или непарный. Есть у него пара по

звонкости или глухости.

Дети отвечают – нет.

На доске схема корректируется

Учитель дает полную характеристику звуку.

Затем индивидуально спрашивает несколько

учеников. (Повтори за мной. Повтори, что

сказала Даша и т.д.). И в заключении дети

хором по алгоритму дают характеристику

звуку.

Запуск парной работы.

Учитель обучающимся дает установку на работу по

вариантам опираясь на схему, делит на две части по вариантам.

1 вариант. Читает слоги и делает вывод, что он мягкий. Доказывает, что данный

звук непарный.

2- вариант. Произносит звук и доказывает, что он согласный, глухой.

Могут задать вопрос друг другу на до понимания. Например: Как располагались

губы, зубы, язык при произношении данного звука? Прочитай сначала слоги с гласными

указывающие на твердость согласного, затем с гласными указывающие на мягкость

согласного.

Отладка. Идет отработка двух утверждений. В процессе парной работы ученики

восстанавливают полученную информацию и в диалоге обнаруживают места

недопонимания, проводят коррекцию новой информации с помощью товарища. Учитель

проходит по классу, прислушивается к диалогу в паре и в случае необходимости задает

вопрос ученикам. Что делал напарник, чтобы доказать, что звук [Щ] непарный? Какое

действие сделал товарищ, чтобы доказать, что он глухой? С помощью своих вопросов

учитель учит детей строить диалог в паре, задавать вопросы друг другу.

Акцентирование. Учитель просит ответить пары на вопросы: Верно ли напарник доказал

и сделал вывод по данному звуку? Были ли ошибки в ответе напарника и какие? Какой

вопрос задал тебе напарник? Правильно ли произнес звук [Щ] в слогах?



В раздел образования