Автор: Газимьянова Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: город Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: 1 класс. Литературное чтение. Обучение грамоте с применением фронтально- парных циклов. Звук [Щ]. Буква Щ щ.
Раздел: начальное образование
Класс: 1
Литературное чтение. Обучение грамоте.
Звук [Щ]. Буква Щ щ
Газимьянова Е.Н., учитель начальных классов МОБУ «СОШ № 2»
Цель: Формирование у обучающихся знаний о согласном глухом мягком звуке [щ’], о
букве Щ.
Задачи:
- содействовать формированию фонематического слуха:
выделять звук [Щ] из слов,
устанавливать с помощью учителя, что звук [Щ] согласный, всегда мягкий, глухой;
характеризовать его, обозначать буквой;
- читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что
звук [Щ] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами;
способствовать развитию у обучающихся желания и умения принимать участие в парной
работе.
Ожидаемый результат:
Обучающиеся дают полную характеристику звуку [Щ].
Произносят правильно слоги в сочетании с гласными. Осуществляют решение учебной
задачи под руководством учителя. Умеют воспроизводить информацию по схеме, слушать
и слышать собеседника. Задавать вопросы на до понимания.
Фрагмент урока:
Урок начинаем с актуализации знаний (фронтально). На данном этапе урока
обучающиеся вспоминают какие гласные указывают на твердость, мягкость согласного.
Выделяют группы согласных звуков [ш], [ж]-, которые всегда твердые, а звук [ч] – всегда
мягкий.
Постановка темы урока.
Сегодня мы отправимся в путешествие по стране
«АБВГДейка» с тетушкой Совой, где выясним, к какой группе будет принадлежать
следующий звук.
ФПЦ 1.
Вброс информации
Говорит учитель
Информация на доске
Фонетическая зарядка. Найдите одинаковый
звук в словах: клещи, ящерица, щука, щетка,
ящик.
С какого звука начинаются слова: щи, щавель,
щенок, щегол, щека.
С каким звуком и буквой будем знакомиться?
Какую цель можно поставить перед собой?
Идет диалог на выяснения к какой группе
звуков будет принадлежать [Щ]. (составляем
схему на доске)
1) Гласный или согласный.
Если гласный,
- то ударный или не ударный,
-
указывает
на
твердость
или
мягкость
согласного.
2) Если согласный –
твердый или мягкий,
При совместной работе на доске
создается схема:
звонкий или глухой,
парный, непарный.
С
данной
схемой
работаем
фронтально,
корректируем её, оставляем только то, что
характеризует данный звук
Давайте произнесем звук [щ] и понаблюдаем за
положением языка, губ, зубов.
Хором произносим [Щ], выясняем, что он
согласный. Один ученик делает вывод.
Так как воздух встречает препятствие при
произношении,
значит,
он
согласный.
Повторяют
несколько
человек
-
это
утверждение. (Повтори за мной. Повтори, что
сказал Дима и т.д.). Затем произносим хором.
На
доске
схема
изменяется
происходит
процесс
преобразования
Дальше выясняем твердый или мягкий. Читаем
слоги индивидуально, хором ща, щу, ще, щё,
щи.
Давайте произнесем звук [щ] сначала с
гласными
указывающие
на
твердость
согласного, а потом с гласными указывающие
на мягкость согласного.
По произношению
делаем
вывод,
что
звук
[Щ]
слышится
одинаково, всегда мягкий, его мягкость не надо
показывать гласными.
Вывод делает ученик. Повторяют несколько
учеников - это утверждение. Затем произносим
хором.
Схема корректируется
Запуск парной работы.
Учитель обучающимся дает установку на работу по
вариантам.
1 вариант. Произносит звук и доказывает, что он согласный.
2 вариант. Читает слоги и делает вывод, что он мягкий.
Могут задать вопрос друг другу на до понимания. Например: Как располагались
губы, зубы, язык при произношении данного звука? Прочитай сначала слоги с гласными
указывающие на твердость согласного, затем с гласными указывающие на мягкость
согласного.
Отладка. Идет отработка двух утверждений. В процессе парной работы ученики
восстанавливают
полученную
информацию
и
в
диалоге
обнаруживают
места
недопонимания, проводят коррекцию новой информации с помощью товарища. Учитель
проходит по классу, прислушивается к диалогу в паре, задает вопросы: Что делал
напарник, чтобы доказать, что звук согласный? Как тебе товарищ доказывал, что он
всегда мягкий? С помощью своих вопросов учитель учит детей строить диалог в паре.
Акцентирование. Учитель просит ответить пары на вопросы: Верно ли напарник
доказал и сделал вывод по данному звуку? Были ли ошибки в ответе напарника и какие?
Какой вопрос задал тебе напарник?
ФПЦ 2.
Вброс информации
Говорит учитель
Информация на доске
Следующий шаг выясняем глухой или звонкий.
Дети прикрывают уши ладошками и
произносят звук [Щ].
Делаем вывод, что глухой, голос не участвует в
произношении данного звука.
Парный или непарный. Есть у него пара по
звонкости или глухости.
Дети отвечают – нет.
На доске схема корректируется
Учитель дает полную характеристику звуку.
Затем индивидуально спрашивает несколько
учеников. (Повтори за мной. Повтори, что
сказала Даша и т.д.). И в заключении дети
хором по алгоритму дают характеристику
звуку.
Запуск парной работы.
Учитель обучающимся дает установку на работу по
вариантам опираясь на схему, делит на две части по вариантам.
1 вариант. Читает слоги и делает вывод, что он мягкий. Доказывает, что данный
звук непарный.
2- вариант. Произносит звук и доказывает, что он согласный, глухой.
Могут задать вопрос друг другу на до понимания. Например: Как располагались
губы, зубы, язык при произношении данного звука? Прочитай сначала слоги с гласными
указывающие на твердость согласного, затем с гласными указывающие на мягкость
согласного.
Отладка. Идет отработка двух утверждений. В процессе парной работы ученики
восстанавливают полученную информацию и в диалоге обнаруживают места
недопонимания, проводят коррекцию новой информации с помощью товарища. Учитель
проходит по классу, прислушивается к диалогу в паре и в случае необходимости задает
вопрос ученикам. Что делал напарник, чтобы доказать, что звук [Щ] непарный? Какое
действие сделал товарищ, чтобы доказать, что он глухой? С помощью своих вопросов
учитель учит детей строить диалог в паре, задавать вопросы друг другу.
Акцентирование. Учитель просит ответить пары на вопросы: Верно ли напарник доказал
и сделал вывод по данному звуку? Были ли ошибки в ответе напарника и какие? Какой
вопрос задал тебе напарник? Правильно ли произнес звук [Щ] в слогах?