Напоминание

"Готовность ребёнка к школе"


Автор: Лапина Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ,,Детский сад № 40 города Ельца"
Населённый пункт: г. Елец, Липецкая обл.
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Готовность ребёнка к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №40» , г.ЕЛЬЦА

Консультация для родителей

«Готовность ребенка к школе»

Воспитатель:

Лапина Л.В.

2017г.

Нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его

ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с

учителями и сверстниками, насколько учение будет для него радостным и

полезным.

Что же могут и должны сделать родители, чтобы вступление детей в

новую пору жизни было не только безболезненным для всех (включая

родителей), но и радостным, результативным?

В каждой семье, где подрастает бедующий первоклассник, часто

возникают разговоры о школе. О том, как лучше подготовить ребенка, чтобы

он хорошо учился. В последние годы родители чаще всего этот вопрос

решают односторонне, заботясь лишь о том. Чтобы малыш научился читать,

усвоил элементарные математические знания. Нередко бывает так, когда

родители, подготавливая ребенка к школе, просто проходят с ним часть

программы первого класса. А вот это как раз и не следует делать! В первую

очередь следует позаботиться о нравственной психологической готовности

детей к школьному обучению.

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе

развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой

раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся

наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую

социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе

физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно

проходить образовательную программу. Физиологическая готовность

подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации

движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А

также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и

понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная

поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная

готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;

- он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в

школу и обратно, до магазина и так далее;

- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен

быть любознателен;

- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со

сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а

при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из

проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет

взрослых;

- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на

конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что –

плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно

выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен

адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые

имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но

этого требует учебная программа;

- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно

слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние

предметы и дела.

• Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать

определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для

успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в

шесть-семь лет?

1) Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати

минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить

на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.

Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила:

если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши,

если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: « », «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху,

внизу, над, под, за и т. п.

3) Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп

горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать,

сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку,

кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их

нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6) Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти,

солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы,

цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц,

месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и

место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Памятка для родителей будущих первоклассников

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых

знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие

вопросы

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Где они работают и кем?

5. Как называется город, в котором ты живёшь?

6. Какая река протекает в нашем городе?

7. Назови свой домашний адрес.

8. Есть ли у тебя сестра, брат?

9. Сколько ей (ему) лет?

10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?

11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?

12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?

13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь,

готовишься ко сну?

14. Сколько времён года ты знаешь?

15. Сколько месяцев в году и как они называются?

16. Где правая (левая) рука?

17. Прочти стихотворение.

18. Знания математики:

- счёт до 10 (20) и обратно

- сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)

- решение задач на сложение и вычитание

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе,

помогут следующие вопросы:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе?

4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

5. Как нужно вести себя на уроках в школе?

6. Что такое домашнее задание?

7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?



В раздел образования