Автор: Быкова Екатерина Павловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Выльгортская СОШ №1"
Населённый пункт: Республика Коми, Сыктывдинский район, с.Выльгорт
Наименование материала: Разработка урока биологии с применением технологии развития критического мышления
Тема: Разработка урока по теме «Моховидные» с применением технологии развития критического мышления
Раздел: среднее образование
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение
«Выльгортская Средняя Общеобразовательная школа №1»
Разработа урока биологии в 6 классе по теме «Моховидные» с применением технологии развития критического
мышления
Выполнила: Быкова Е.П
учитель биологии
2023г.
Паспорт урока «Моховидные» в 6
классе
ФИО учителя
Быкова Екатерина Павловна
Целевой
компонент
Тема урока:
Моховидные
УМК:
Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В, Суматохин С.В, Калинова Г.С. Просвещение, 2019.
Образовательная цель
Сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении,
особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить с их ролью в природе и жизни
человека; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в
процессе работы с различными источниками информации.
Планируемые
образовательные
результаты
По окончании изучения темы ученик:
ЛР: познакомится с моховидными (появление органов и спор)
Сравнивает строение водоросли и мха
Понимает причину их отличия (растения суши)
Описывает строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума
МР:
умеет работать с источниками информации, выделяет главное и делает краткие записи,
-решает учебные задачи в сотрудничестве;
-самостоятельно контролирует свое время и управляет им
ПР: выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов как просто устроен-
ных растений; сравнение мхов с другими представителями царства растений; объяснение роли
мхов в природе и жизни человека.
Программные
требования
к
образовательным
результатам
раздела
«Высшие
споровые
растения»
Ученик научится:
-распознавать моховидных
-отличать гаметофит от спорофита
-описывать строение мхов
Ученик получит возможность научиться:
-соотносить строение и значение мхов;
-сравнивать мхи с другими представителями царства растений
- применять полученные знания в жизни
одержательны
й компонент
Программное
содержание
мхи, значение мхов в природе и жизни человека. Усложнение растений в процессе эволюции.
Мировоззренческая идея
природа жизненно необходима для всего живого, но она ранима, нужно знать об этом и беречь её
красоту и гармонию. Мхи - составляющая часть природы.
Ценностно-смысловые
ориентиры
Знание свойств мхов поможет использовать их в медицине, химической промышленности и
топливно-энергетическом комплексе.
План изучения учебного
материала
1. вызов
2. осмысление
3. рефлексия
Основные понятия
Ткани, органы, гаметофит, спорофит, протонема, торф.
Организацио
нно-
деятельностн
ый
компонент
Тип урока
Комбинированный урок объяснения нового материала
Форма урока
Фронтальная работа
Образовательная
технология
Технология развития критического мышления
Оснащение урока
Проектор, ноутбук, учебник, раздаточный материал- гербарий.
Мизансцена урока
Традиционная
Предварительная
подготовка
к
уроку
учащихся
§13,14. Тема «Водоросли»
Домашнее задание
§15. Тема «Мхи», прочитать, заполнить рабочую тетрадь по теме, ответить на вопросы после
параграфа.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
урока
I.
ОРГАНИЗАЦИО
ННЫЙ МОМЕНТ
УРОКА
Приветствие. Проверка отсутствующих.
Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой на урок.
Приготовление к уроку. Приветствие
учителя
II. ЭТАП «ВЫ-
ЗОВ»
Учитель задает вопросы классу:
1)Какие нам уже известны царства живой
природы?
2) Где обитают водоросли?
3) Какое строение имеют водоросли?
4)Почему водоросли относятся к низшим
споровым растениям?
5) Какое значение имеют водоросли для
обитателей водоема?
6) На какие группы мы можем разделить
водоросли?
7) Как человек использует водоросли?
Учитель записывает на доске термины из
темы «Водоросли» и предлагает составить
синквейн.
Отвечают на заданные вопросы,
показывают на плакатах строение
многоклеточных
зеленых, бурых, красных водорослей.
Учащиеся составляют и зачитывают
синквейны и
обсуждают, какие признаки низших
растений отражены в них.
- назовут изученные царства живой
природы;
- вспомнят строение водорослей;
- способ питания и дыхания;
- многообразие водорослей;
-значение водорослей в природе и
жизни человека;
III. ЭТАП
«ОСМЫСЛЕНИЕ
»
- Мы познакомились с низшими
растениями.
Так почему же водоросли относятся к
низшим растениям?
- Какие растения мы будем изучать
сегодня и какие задачи мы будем решать?
- Этот урок посвящен удивительным
растениям –
Отвечают на заданные вопросы,
формулируют тему, задачи урока,
рисуют схему
классификации мхов, заполняют
левую колонку «Бортового журнала»,
записывают новые
понятия в классные тетради, работают с
текстом и
- графически оформляют результаты
работы с текстом
- выделяют основные смысловые
единицы текста
- осознают своё знание и незнание
мхам. Они являются древнейшей группой
высших растений и существовали вместе с
динозаврами, которые вымерли 65
миллионов лет
назад. Мхи же успешно растут и в наши
дни. В их строении и особенностях много
общего с
водорослями, однако живут они на суше.
- Почему мхи относятся к высшим
растениям?
- Где распространены мхи?
- Что нам уже известно по данной теме?
Бортовой журнал
Что мне
известно по
данной теме
Что нового я
узнал из
текста
Моховидные
Печеночные
Листостебельные
(органы – стебли, листья, нет корней)
Один из самых широко распространенных
листостебельных мхов – кукушкин лен. У
него есть стебель, листья, но нет корней.
Вместо них – белые нити – ризоиды. У
этого мха есть
женские и мужские растения. На
верхушках мужских органы, в которых
развиваются
половые клетки (гаметы) – подвижные
сперматозоиды. На верхушках женских –
иллюстрациями учебника, сравнивают
женские и мужские
мхи кукушкиного льна по плакатам,
выполняют
лабораторную работу по
инструктивной карточке, результаты
оформляют в
рабочей тетради, делают вывод,
обсуждают. Работая с текстом и
рисунками учебника, плакатами,
сравнивают сфагнум с кукушкиным
льном.
Ознакомившись со значением мхов в
природе и жизни
человека, заполняют таблицу,
обсуждают результаты.
гаметы – яйцеклетки.
- Чем внешне отличается женское растение
от мужского?
- Как вам кажется, почему этот мох
назвали кукушкиным льном?
Знакомство со мхом сфагнум.
- Чем сфагнум отличается от кукушкиного
льна?
Самостоятельная работа с
текстом учебника.
Знакомство со значением мхов в природе и
жизни человека.
Детям предлагается заполнить таблицу:
(+)
(-)
интересно
IV. ЭТАП
«РЕФЛЕКСИЯ»
- Почему мхи высшие споровые растения?
- Чем сфагнум отличается от кукушкиного
льна?
- Чем мхи отличаются от водорослей?
- Что такое гамета?
- Что мы знали до этого урока о мхах?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Где и как это может пригодится в вашей
жизни?
Предлагается составить синквейн о мхах.
Отвечают на заданные вопросы,
обсуждают ответы, заполняют правую
колонку «Бортового журнала»,
составляют синквейны о мхах.
-определяют принадлежность мхов к
царству растений;
- устанавливают черты сходства и
различия у водорослей и мхов;
- различают изученные объекты в
природе, на таблицах;
- устанавливают черты
приспособленности организмов к
среде обитания;
- объясняют роль представителей
мхов в жизни человека.
V. ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ УРОКА
Оценивание активно работавших на уроке
обучающихся.