Автор: Майорова Олеся Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №43"
Населённый пункт: город Биробиджан, ЕАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Познавательное развитие дошкольников посредством игр и упражнений с палочками Кюизенера"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 43»
Методическая разработка
«Познавательное развитие дошкольников посредством игр и
упражнений с палочками Кюизенера»
Составитель: Майорова О. В.
воспитатель
г. Биробиджан, 2025 г.
Аннотация
В методической разработке дается представление о таком дидактическом
материале как палочки Кюизенера, есть обоснование, почему выбран именно
этот данный материал, подробно описано использование данного материала в
работе с детьми, а также предложены упражнения и игры с палочками
Кюизенера.
Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям
дошкольных учреждений.
2
Содержание
1.Пояснительная записка..........................................................................................4
2.Основной материал.................................................................................................6
2.1.Описание математического пособия..................................................................6
2.2.Использование палочек Кюизенера в работе с детьми...................................7
2.3.Упражнения с волшебными палочками «Знакомство»..................................9
2.4.Развивающие игры с палочками Кюизенера..................................................10
Заключение.................................................................................................................16
Литература..................................................................................................................17
Приложение................................................................................................................18
3
1.Пояснительная записка
«Научные понятия человеком не усваиваются
и не заучиваются, а складываются с помощью
величайшего напряжения всей активности
его собственной мысли».
Л.С. Выготский
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все
большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием
математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у
детей привычки полноценной логической аргументации окружающего.
Естественно, что основой познания и предпосылками формирования
элементарных математических представлений является сенсорное развитие. В
процессе чувственного познания формируются представления – образы
предметов, их свойств, отношений.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве
переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей
считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности
органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики
(Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители
отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В.
Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др.)
справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение
полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон
дошкольного образования.
Одной из задач Программы «Детство» является развитие у детей
математических способностей, интенсивное развитие мышления ребенка. Для
решения поставленных задач используется разнообразный материал как
раздаточный, так и демонстрационный.
Однако, наблюдая за интересом детей, можно сказать, что лучше всего из
изученного материала подходят палочки Кюизенера, т.к. только они
предполагают знакомство с числом в процессе моделирования.
С математической точки зрения, палочки - это множество, с помощью
которого в игровой форме дети легко усваивают параметры длины, ширины,
высоты, запоминают цвет палочек (сенсорика), усваивают количественный и
порядковый счет.
4
В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают
отношения «больше - меньше», «столько же», «большее - меньшее» на 1,2,3...,
деления целого на части и отношения частей, измерения условными мерками,
состав чисел из единиц и меньших чисел, начинают практически выполнять
действия сложения и вычитания.
Кроме этого, дети осваивают пространственные отношения (слева направо,
левее, вдоль, выше). Понятия «между», «каждый» и т. д. Использование «чисел
в цвете» позволяет развивать у детей представление о числе на основе счета и
измерения.
К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети
подходят на основе практической деятельности, в результате разнообразных
упражнений.
Целью методической разработки является создать условия для
математического развития детей с развивающих игр и упражнений с
использованием палочек Кюизенера.
Задачи:
Вызывать желание у детей осваивать математические понятия;
формировать знания детей о множестве, числе, величине в игровой
форме;
развивать у детей познавательные интересы и способности, логическое
мышление.
Перед началом использования палочек на занятиях проводится ряд
свободных игр, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать
палочки и просто поиграть. Знакомство с палочками начинаем с их
обследования, отмечая, что все они разного цвета и разной длины. Дети
находят самую длинную, короткую палочку.
Таким образом, в процессе игр и упражнений дети познают измерение
условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел. Благодаря этим
знаниям, дети с особым интересом моделируют различные постройки, проявляя
свои творческие способности.
В итоге игры и занятия с палочками положительно влияют на
самостоятельность ребенка, его самовыражение, самоконтроль; воспитывают
настойчивость, целеустремленность, силу воли. Игры и занятия с палочками
доставляют детям интеллектуальное удовлетворение, благодаря этому даже
самые пассивные дети вовлекаются в игру и достигают отличных результатов.
5
2. Основной материал
2.1. Описание математического пособия
Во
всем
мире
известен
дидактический
материал,
разработанный
бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения
математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная
с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки
Кюизенера
называются
еще
цветными
палочками,
цветными
числами,
цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала- абстрактность,
универсальность, высокая эффективность.
Палочки Кюизенера- это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной
от 1 до 10 см.
Эти палочки представляют следующие классы чисел :
-Класс белых чисел образует число 1. Он представлен белыми палочками.
-Класс красных чисел - числа, кратные двум (2, 4, 8). Это палочки розового (2),
красного (4), вишневого (8) цветов.
-Класс синих чисел - числа, кратные трем (3,6,9). Он представлен палочками
голубого (3), фиолетового (6), синего (9) цветов.
-Класс желтых чисел - числа, кратные пяти (5,10). Он представлен палочками
желтого (5) и оранжевого (10) цвета.
-Класс черных чисел образует число 7. Это палочки черного цвета.
Между длинами палочек, окрашенных в родственные цвета, существует связь.
Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим
пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие
числовой последовательности, состава числа, отношений «больше - меньше»,
«право - лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. Набор способствует
развитию
детского
творчества,
развития
фантазии
и
воображения,
познавательной
активности,
мелкой
моторики,
наглядно-действенного
мышления,
внимания,
пространственного
ориентирования,
восприятия,
комбинаторных и конструкторских способностей.
Данное пособие позволяет педагогу решать поставленные задачи в
интересной и увлекательной форме для детей.
6
2.2. Использование палочек Кюизенера в работе с детьми
Палочки можно предлагать детям с 2-3 лет для выполнения наиболее
простых упражнений. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или
по несколько человек, небольшими подгруппами. Возможно и фронтальная
работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве
ведущей. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это
основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать
палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически,
индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Сначала
детей
целесообразно
познакомить
с
набором
палочек,
рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можно предложить выложить палочки
на стол, перемешать их, показать по очереди красную, синюю и т.д. палочки.
Взять в правую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать,
назвать цвет каждой палочки; взять в левую руку столько палочек, сколько
ребенок сможет удержать и найти среди взятых палочек палочки одинакового
цвета и т.д.
В ходе свободного манипулирования и игры внимание детей надо
обратить на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они
соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они
наиболее устойчивы.
Палочки Кюизенера в начале используются как игровой материал. Дети
играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают
различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также
качественные характеристики материала- цвет, размер, форма. Однако, ужево
время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: одинаковость
длины палочек, одинаковость сечения и др. На это этапе можно проводить
следующие
игры:«Заборчик»,
«Зоопарк»,
«Жмурки»,
«Построим
мост»,
«Покажи такую же», «Назови цвет». В ходе этих игр детей учат различать
цвета, сравнивать палочки по цвету, по длине, расположению (т.е. формируют
такие понятия как «разные», «одинаковые», «короче», «больше», «меньше»,
«левее», «правее», «между» и т.д.)
На втором этапе проводят игры, которые помогают детям освоить
пространственно - качественные характеристики. Открыть их можно в
совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не
ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает
возможность выбирать действие самому ребенку.
Поможет ребенку установить соответствие между цветом, длиной и
числом игра «Разноцветные вагончики». В первом варианте этой игры детям
7
предлагается построить поезд из цветных палочек. Прежде чем посадить в
вагончики пассажиров, важно знать, сколько мест в каждом вагончике. Как это
узнать? Дети находят ответ практически: берут белые палочки и накладывают
на вагончики разного цвета. Белая палочка - это одно место. Выбранная мерка
позволяет ответить на вопрос: « Сколько мест в каждом вагончике?». В
результате этих манипуляций дети устанавливают, что у каждого цвета есть
свое число.
Второй вариант игры, наоборот, помогает детям установить, что каждое
число - это определенный цвет. Воспитатель строит вагончики из белых
полосок, а дети определяют, палочкой какого цвета можно заменить этот
вагончик.
Когда дети начинают знакомиться с цифрами, они узнают, что каждый
цвет можно обозначить своей цифрой. Детям раздается набор карточек с
цифрами. Цифра на карточке обозначает длину карточки и соответствующей ей
полоски. Цифры «ходили» гулять, а когда вернулись, забыли, где чей домик.
Нужно помочь цифрам найти домики. Дети пристраивают цифровые карточки
к
соответствующим
цветовым
крышам
-
палочкам.
Через
игру
дети
устанавливают связь между числом и длиной. Чем больше число, тем длиннее
палочка и наоборот.
Далее дети учатся с помощью палочек Кюизенера сравнивать числа и
приходят к выводу, что каждое следующее число больше предыдущего на
единицу. В этом им поможет игра «Разноцветные лесенки». Воспитатель
предлагает детям расположить палочки в порядке возрастания так, чтобы
каждое следующее число было больше предыдущего на один. Что получилось?
Получаются разные цветные лесенки. Поднимаясь и спускаясь по ступенькам,
дети сравнивают высоту ступеней и убеждаются, что красная выше голубой, но
ниже желтой, считают число ступеней в прямом и обратном направлении.
Помогут палочки Кюизенера и в освоении детьми состава числа. Детям
предлагается составить из белых палочек башенки разной высоты, а затем
подобрать цветные палочки равные по высоте башенкам. Так дети узнают, что
три
-
это
1
и
1
и
1,
а
четыре
-
это
1
и
1и
1
и
1
и
т.д.
Затем детям предлагается принять участие в плетении разноцветных ковриков.
Ребенок выбирает одну полоску для начала плетения. Следующий ряд должен
сплести из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой.
Последующие ряды должны быть разными. Заканчивается ковер бахромой из
белых полосок.
Когда ребенок заканчивает ковер, ему предлагается «
прочитать» ковер цветами и числами.
8
Палочки Кюизенера достаточно эффективно можно использовать в
индивидуально- коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии; для
выполнения диагностических заданий, а так же для занятий с детьми,
опережающими в своем математическом развитии программу детского сада.
Палочки Кюизенера могут помочь развить у них комбинаторные способности,
освоить действия умножения, деления, сравнения различных площадей,
понятие о четных и нечетных числах, арифметической прогрессии и т.д.
2.3. Упражнения с волшебными палочками «Знакомство»
1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите,
потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.
3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда,
квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
4. Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей
(оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки,
можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке (ребенку нужно найти место
для остальных палочек).
6. Раскладываем палочки по цвету, длине.
7. Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?
8. Положи столько же палочек, сколько и у меня.
9. Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в
дальнейшем ритм усложняется).
10. Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом,
пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек (ребенку нужно догадаться,
какая палочка исчезла).
11. Выложите несколько палочек и поменяйте их места (ребенку надо вернуть
все на место).
12. Выложите перед ребенком две палочки. Какая палочка длиннее? Какая
короче? Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.
13. Выложите перед ребенком несколько палочек и спросите: «Какая самая
длинная? Какая самая короткая?»
14. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.
15. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку (1
- белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок
9
называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными
на них точками или цифрами.
2.4. Развивающие игры с палочками Кюизенера
Игра «Какой палочки не стало?»
Цель. Развивать память, внимание, умение сосредотачиваться.
Материал. Цветные счетные палочки, карточки.
Описание: Ребенку дается карточка с изображением предмета. Педагог
предлагает ребенку сделать из палочек предмет, который изображен на
карточке. Ребенок смотрит и запоминает предмет, затем закрывает глаза.
Педагог убирает одну палочку. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какой
палочки не стало.
( Приложение № 1)
Игра «У кого больше»
Цель. Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить
составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать
воображение.
Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для
остальных по 3 красные.
Описание: Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.
Вопросы
– Какого цвета треугольники?
– У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?
– Какие треугольники по величине?
– Почему получились разные треугольники?
– Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы
(косынка, колпак, елка).
10
Игра «Поезд»
Цель.
Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить
работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком
поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).
Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на
каждого ребенка).
Описание: Дети сидят напротив друг друга.
У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая.
Вопросы и задания
– Сколько всего палочек на подносе?
– Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую.
– Сколько палочек каждого цвета?
– Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.)
Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка –
паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца.
По окончании работы педагог уточняет:
– Чей поезд длиннее?
– Назовите по порядку цвет каждого вагона.
– Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их?
– Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.
Игра «Построй домики»
Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины,
сравнивать
предметы
по
высоте.
Упражнять
в
счете;
в различении
количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько?
Который по счету?»
11
Материал.
Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4
розовые и 2 желтые; карточка.
Описание: Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и
сделать из них стены, пол и потолок.
Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу.
Вопросы и задания
– Что получилось? (Дом.)
– С одной стороны дома постройте большой дом, с другой – маленький. С
какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?
– Сколько всего домов?
– Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий?
– Между какими домами расположен голубой дом?
– Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?
– Сколько всего окон?
– Какие окна по величине?
( Приложение № 2)
Игра «Флажки»
Цель. Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении
отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 2 бордовые, 10 голубых, 10
красных.
Описание: Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек
«веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой
веревочке повесим “флажки”. Сделайте из трех палочек флажок треугольной
формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек –
флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком треугольной
формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет
следующий флажок?»
Вопросы
12
– Какой формы флажки?
– Из скольких палочек сделан флажок треугольной формы? А флажок
прямоугольной формы?
– Сколько всего фигур?
– Которые по счету флажки прямоугольной формы? А который по счету
флажок треугольной формы?
– Какие стороны треугольника? (Равные.) Как это проверить?
– Какая сторона длиннее – сторона прямоугольника или сторона треугольника?
Как это можно узнать?
( Приложение № 3)
Игра «Бусы для мамы»
Цель. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы
предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами
результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько).
Материал. Цветные счетные палочки: белые, розовые, голубые; карточка.
Описание: Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам. Проверяет
правильность выполнения задания, затем говорит: «Сегодня мы будем делать
из этих палочек бусы в такой последовательности: сначала положите белую,
потом розовую, голубую, снова белую. Продолжите ряд до конца».
Вопросы и задания
– Какого цвета «бусинки» в этой цепочке?
– Какое число обозначает каждый цвет?
– Какое число обозначает самая длинная «бусинка»?
– Цепочка разорвалась, и «бусы» рассыпались. Перемешайте все «бусинки».
Как узнать, каких «бусинок» больше? Меньше?
– Что для этого надо сделать?
Дети раскладывают палочки одну под другой и определяют, палочек какого
цвета больше.
13
После этого можно предложить детям собрать «бусы» снова в той же
последовательности, подумать и сказать, кому бы они хотели подарить их.
( Приложение № 4)
Игра «Домик для птиц»
Цель. Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по
длине; преобразовывать конструкцию предмета.
Материал.
Карточка; цветные счетные палочки: 2 желтые, 2 красные, 2
голубые, 1 черная и 1 белая.
Описание: Педагог просит детей вспомнить, как они выкладывали домик.
Уточняет: «Сколько у домика было стен? Какие палочки вы брали, чтобы их
построить? (Две палочки одной длины.) Одинаковые ли нужны палочки для
пола и потолка?» Предлагает детям руками показать, как выглядела крыша,
какой формы она была.
Воспитатель говорит детям: «Сделайте маленький домик». Когда домик будет
готов, читает загадку:
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только есть одно окошко,
Не пролезет даже кошка.
Воспитатель просит детей сделать так, чтобы из домика получилась отгадка, но
вслух отгадку пока не произносить.
Когда отгадка (скворечник) будет выложена на столе, дети озвучивают ее.
Вопросы
– Какое число обозначает желтая палочка? Красная? Голубая?
– Какое число самое большое из них?
– Если желтая палочка обозначает большое число, это значит, что голубая,
красная палочка… (Короче.)
Дальше педагог продолжает разговор о том, кто может жить в скворечнике:
14
– В какое время года вывешивают скворечники?
– Какие птички в них живут?
– Вы сначала сделали из палочек домик, а потом сделали из него скворечник.
Чем отличается скворечник от домика?
– А чем похожи скворечник и домик?
( Приложение № 5)
15
Заключение
Для организации более эффективной деятельности по развитию
логического мышления были использованы в работе цветные палочки
Кюизенера. Работа с палочками Кюизенера является актуальной, интересной и
нужной как для детей, поскольку математические и логические игры детства
влияют на дальнейшую учёбу ребёнка в школе, учат их принимать решения и
нести ответственность за них, проверяя их на практике. Дети приобретают
способность рассуждать, думать и побеждать, поверить в свои силы. Это и есть
составляющая
моей
работы,
главный
результат
которой
-
развитие
способностей к дальнейшему образованию.
В процессе игры дети тренируют навыки счета, конструктивные
способности, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, развивают
внимание, логическое мышление, воображение, память, мелкую моторику и
речь.
В итоге игры и занятия с палочками положительно влияют на
самостоятельность ребенка, его самовыражение, самоконтроль; воспитывают
настойчивость, целеустремленность, силу воли. Игры и занятия с палочками
доставляют детям интеллектуальное удовлетворение, благодаря этому даже
самые пассивные дети вовлекаются в игру и достигают отличных результатов.
Таким образом, использование палочек Кюизенера в работе с детьми
дошкольного возраста, способствует развитию логического мышления и
повышению уровня знаний по математическому развитию детей.
Значение
данной
методической
разработке
-
это
возможность
использования в практике работы других педагогов.
16
Список используемой литературы:
1. Беневольская Т. Цветная алгебра. Журнал «Обруч» № 3, 2001
2. Кларина Л.М., Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Разноцветные полоски.
Играем в детском саду, дома, и на улице. Для детей 2-4 лет. СПб, «Невская
жемчужина», 2002.
3. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. М. 2007.
4. Носова Е. А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников.
СПб, «Детство - Пресс», 2004.
5. Смоленцева А.А, Пустовойт О.В. Математика до школы. Пособие для
воспитателей детских садов родителей, СПб, «Детство - Пресс», 2003.
6. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для
маленьких детей. СПб, 2003.
7. ЧеплашкинаИ.Н.Математика это интересно. СПб «Детство - Пресс», 2004.
8. Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., 1981.
9. Финкельштейн Б.Б. Кростики. СПб., «Корвет» 2007.
10.Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце.СПб., «Корвет» 2003.
11.Финкельштейн Б.Б. Волшебные дорожки. СПб., «Корвет» 2007.
12.Финкельштейн Б.Бом. Дом с колокольчиком. СПб., «Корвет» 2007
17
Приложение № 1
Приложение № 2
18
Приложение № 3
19
Приложение № 4
20
Приложение № 5
21
22