Автор: Кузнецова Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «ЛЕДА»
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: У РЕБЁНКА ПОЯВИЛИСЬ ЗАПИНКИ В РЕЧИ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Раздел: дошкольное образование
У РЕБЁНКА ПОЯВИЛИСЬ ЗАПИНКИ В РЕЧИ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Консультация для родителей (рекомендации логопеда)
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок рос здоровым и с
удовольствием общался. Но когда речь малыша прерывается судорожными
остановками или повторениями звуков, это вызывает тревогу.
Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи,
сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное
судорогами артикуляционного аппарата.
Наиболее распространённая форма заикания возникает у детей, когда они
ещё только осваивают речь и языковые навыки. Такое нарушение речи
связано с тем, что речевых навыков ребёнка пока ещё недостаточно, чтобы
выразить то, что он хочет сказать. Важно своевременно распознать
появившийся дефект речи и начать лечение. Проблем можно избежать, если
подойти к их решению комплексно. Заикание относится к самым
распространённым детским неврозам. Задержка произношения звуков и
слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ,
гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.
Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.
Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в
начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой.
Встречается и тонико-клоническое заикание.
В каком возрасте появляется проблема?
Чаще в 3-4-летнем возрасте, когда формируется речевой аппарат и психика.
Однако логоневроз может проявиться в более позднем возрасте — вплоть до
подросткового. Примечательно, что значительно чаще нарушение возникает
у мальчиков, так как мозговое полушарие, отвечающее за речь, у них
развивается медленнее.
Дети с заиканием избегают общения, боятся публичных выступлений,
нередко выглядят расстроенными, глубоко переживают свою особенность.
При разговоре у них периодически появляются судорожные мышечные
сокращения на лице и шее, невольные гримасы и подергивания, внезапно
изменяется тембр голоса.
Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к
специалистам, которые занимаются проблемами заикания. Если вы увидели
первые признаки, то необходимо обращаться в поликлиники к логопедам,
психиатрам, неврологам и психологам.
Они дадут необходимые рекомендации, если нужно, то назначат
медикаментозное лечение и скажут, что делать на первых порах. Лучше
сначала обратиться к неврологу, получить лечение, и потом на базе этого
начинать занятия с логопедом. Физиотерапевтические процедуры также
важны в лечении. Это будут занятия в бассейне, массаж, электросон.
Логопед научит ребенка правильно дышать, разучит упражнения
дыхательной гимнастики, объяснит, как правильно использовать голос и
лицевые мышцы, чтобы говорить ритмично и без судорожных остановок.
Психолог после тестирования занимается с ребенком и окружающими его
родственниками, разбирается с семейными проблемами, учит преодолевать
конфликты.
Речевые правила для заикающихся
Планирование высказывания. Когда говорящий знает, о чём он хочет
сказать, у него снижается психологическое напряжение, а вместе с ним
и вероятность спазма.
Хороший результат дает предварительное проговаривание «про себя».
Контроль за дыханием во время речевого акта. Произносить фразу
нужно на выдохе. Запас воздуха нужно расходовать преимущественно
на произнесенные гласных звуков.
Паузы дают возможность набрать воздушный запас и обдумать
следующую фразу. Паузы делайте не только между смысловыми
отрезками текста, но и внутри длинного предложения.
Игры для профилактики заикания
Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох.
Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например,
вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка
неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие
занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и
чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы,
пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться
от судорожных моментов.
Упражнения для формирования правильного дыхания на глубокий вдох
через нос и медленный выдох через рот:
«Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри.
Задача - надуть их как можно больше;
«Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача - сдуть
шарик со стола первым.
«Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует
через неё в воду. Если дети постарше, то можно использовать дыхательную
гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом.
Дыхательные упражнения - один из общепринятых методов лечения. Они
развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому,
свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на
дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.
Логопедические упражнения формируют плавность речи, умение
планировать собственное высказывание.
Игры в молчанку
Целью этих игр является создание ребёнку так называемого режима
молчания. Фантазируйте, насколько сможете, чтобы убедить ребёнка в
необходимости молчать.
Расслабляющий массаж лица, шеи, плечевого пояса
Легко поглаживайте ребёнка, сопровождая поглаживания ласковыми
словами. Произносите их тихо, медленно, нараспев.
Счёт до 10 с постепенным увеличением количества числительных,
произносимых на одном выдохе
Например: одиииин (растягиваем гласный), одиндвааааа, одиндватрииии,
одиндватричетыыыыыре, одиндватричетырепяааааать и т.д.
Логоритмические упражнения, т.е. движения с речью
Попробуйте разучить с ребёнком следующие строки, сопровождая их
движениями. Мы ногами топ-топ-топ, мы руками хлоп-хлоп-хлоп, и туда, и
сюда повернёмся без труда. Можно приобрести диск Сергея и Екатерины
Железновых «Весёлая логоритмика».
Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем
больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Перейти на
замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот
темп и через 2 - 3 недели начинает отзеркаливать его.
Кузнецова Елена Владимировна, учитель – логопед