Напоминание

Формы взаимодействия педагогов и родителей


Автор: Жмыхова Инна Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 11
Населённый пункт: городской округ Кашира микр-н Ожерелье Московской области
Наименование материала: доклад
Тема: Формы взаимодействия педагогов и родителей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад на тему: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и

современность».

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего

– люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко.

Необходимость

и

важность

взаимодействия

детского

сада

и

семьи

очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет

на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и

дома,

поэтому

важно,

чтобы

взаимодействие

педагогов

и

родителей

не

противоречили

друг

другу,

а

положительно

и

активно

воспринимались

ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и

единомышленниками,

заинтересованно

и

согласовано

будут

решать

проблемы

воспитания.

Педагоги

являются

специалистами

в

области

образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с

родителями,

приводящее

обе

стороны

к

сотрудничеству.

Возникает

необходимость

в

создании

модели

взаимодействия

с

семьёй

на

основе

сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с

родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-

педагогической

компетентности.

Надо

стремиться

развивать

и

обучать

родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество

образовательного процесса. Но ДОУ не может, ни заменить, ни полностью

компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей.

Мы

можем

и

должны

педагогически

целенаправить,

обогатить,

усилить

положительные

влияния,

включить

их

в

систему

своей

воспитательной

деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные

влияния, используя профессиональные возможности.

Работа

с

родителями

это

сложная

и

важная

часть

деятельности

педагогов. Поэтому, когда я начала работать в детском саду воспитателем,

столкнулась

с

такой

проблемой,

как

взаимодействие

педагога

и

семьи.

Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитателем и детьми

веду, как в традиционных формах: родительские собрания, наглядные формы

работы (стенды, папки – передвижки, выставки детских работ), беседы с

родителями, консультации, анкетирование и т.д., так и в нетрадиционных

формах.

Как показала моя практика, в современных условиях традиционные

формы работы не дают больших результатов, так как невозможно разглядеть

проблемы

каждой

семьи

индивидуально.

Поэтому

в

своей

работе

с

родителями я использую не только их, но и нетрадиционные формы, такие

как: наглядно – информационные, познавательные, досуговые.

Из

нетрадиционных

форм

досуговое

направление

в

моей

работе

с

семьёй оказалось самым привлекательным, востребованным и полезным. В

ходе таких мероприятий, устанавливается положительный эмоциональный

контакт между педагогом, родителями и детьми. В моей группе ежегодно

проводятся:

праздники,

развлечения,

досуги,

посвящённые

8

марта,

23

февраля, дню семьи и др., в которых активно принимают участие родители:

Спортивное развлечение «Мой папа самый лучший друг»;

Досуг ко дню матери «Мамочка моя милая»;

Спортивное мероприятие к 8 марта «А ну – ка мамочки»;

Все

эти

мероприятия

проходят

в

стенах

нашего

учреждения:

спортивном

и

музыкальном

зале,

на

спортивной

площадке

и

просто

на

участке в беседке.

С

большим

интересом

родители

отнеслись

к

участию

в

непосредственно образовательной деятельности своих детей, где они могут

самостоятельно подготовить материал по теме, предварительно обсудив его с

воспитателем,

и

организовать

интересное

образовательное

событие

для

детей. Такая совместная образовательная деятельность очень интересна и

родителям, и детям. Например, у нас проходило интересное мероприятие с

мамой «Урок вежливости».

Также в своей работе с родителями провожу мастер – классы, круглые

столы, на разнообразные темы, такие как:

Круглый стол «Мальчики и девочки – два разных мира»;

Мастер-класс «Сенсорное развитие и воображение детей дошкольного

возраста в домашних условиях»;

Мастер – класс «Объёмная снежинка из бумаги»;

Мастер – класс «Новогодние хлопушки».

Находясь в группе в тихой, мирной обстановке все родители могут

окунуться в мир детства, снова почувствовать себя ребенком и осуществить

свои нереализованные детские мечты, проявив фантазию и творчество. Во

время

мастер-классов

родители

могут

поговорить

в

дружеской,

непринуждённой обстановке о своих детях, обсудить друг с другом и с

воспитателем, интересующие их вопросы.

Таким образом, семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут

заменить

друг

друга.

Важным

условием

преемственности

является

установление доверительного делового контакта между семьей и детским

садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей,

педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу. Семья

является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему

опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой

институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно

связаны между собой. В настоящее время необходимость общественного

дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Современные

подходы

к

организации

взаимодействия

дошкольного

образовательного

учреждения

с

семьей

должны

быть

основаны

на

сотрудничестве

и

взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение

родителей

в

образовательный

процесс

детского

сада)

и

наружу

(сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными

институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными и т.д.).

Параллельное

использование

традиционных

и

нетрадиционных

форм

взаимодействия

дошкольного

образовательного

учреждения

с

семьей

способствует повышению эффективности работы с родителями.



В раздел образования