Автор: Жмыхова Инна Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 11
Населённый пункт: городской округ Кашира микр-н Ожерелье Московской области
Наименование материала: доклад
Тема: Формы взаимодействия педагогов и родителей
Раздел: дошкольное образование
Доклад на тему: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и
современность».
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.
Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего
– люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко.
Необходимость
и
важность
взаимодействия
детского
сада
и
семьи
очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет
на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и
дома,
поэтому
важно,
чтобы
взаимодействие
педагогов
и
родителей
не
противоречили
друг
другу,
а
положительно
и
активно
воспринимались
ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и
единомышленниками,
заинтересованно
и
согласовано
будут
решать
проблемы
воспитания.
Педагоги
являются
специалистами
в
области
образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с
родителями,
приводящее
обе
стороны
к
сотрудничеству.
Возникает
необходимость
в
создании
модели
взаимодействия
с
семьёй
на
основе
сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с
родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-
педагогической
компетентности.
Надо
стремиться
развивать
и
обучать
родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество
образовательного процесса. Но ДОУ не может, ни заменить, ни полностью
компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей.
Мы
можем
и
должны
педагогически
целенаправить,
обогатить,
усилить
положительные
влияния,
включить
их
в
систему
своей
воспитательной
деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные
влияния, используя профессиональные возможности.
Работа
с
родителями
–
это
сложная
и
важная
часть
деятельности
педагогов. Поэтому, когда я начала работать в детском саду воспитателем,
столкнулась
с
такой
проблемой,
как
взаимодействие
педагога
и
семьи.
Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитателем и детьми
веду, как в традиционных формах: родительские собрания, наглядные формы
работы (стенды, папки – передвижки, выставки детских работ), беседы с
родителями, консультации, анкетирование и т.д., так и в нетрадиционных
формах.
Как показала моя практика, в современных условиях традиционные
формы работы не дают больших результатов, так как невозможно разглядеть
проблемы
каждой
семьи
индивидуально.
Поэтому
в
своей
работе
с
родителями я использую не только их, но и нетрадиционные формы, такие
как: наглядно – информационные, познавательные, досуговые.
Из
нетрадиционных
форм
досуговое
направление
в
моей
работе
с
семьёй оказалось самым привлекательным, востребованным и полезным. В
ходе таких мероприятий, устанавливается положительный эмоциональный
контакт между педагогом, родителями и детьми. В моей группе ежегодно
проводятся:
праздники,
развлечения,
досуги,
посвящённые
8
марта,
23
февраля, дню семьи и др., в которых активно принимают участие родители:
Спортивное развлечение «Мой папа самый лучший друг»;
Досуг ко дню матери «Мамочка моя милая»;
Спортивное мероприятие к 8 марта «А ну – ка мамочки»;
Все
эти
мероприятия
проходят
в
стенах
нашего
учреждения:
спортивном
и
музыкальном
зале,
на
спортивной
площадке
и
просто
на
участке в беседке.
С
большим
интересом
родители
отнеслись
к
участию
в
непосредственно образовательной деятельности своих детей, где они могут
самостоятельно подготовить материал по теме, предварительно обсудив его с
воспитателем,
и
организовать
интересное
образовательное
событие
для
детей. Такая совместная образовательная деятельность очень интересна и
родителям, и детям. Например, у нас проходило интересное мероприятие с
мамой «Урок вежливости».
Также в своей работе с родителями провожу мастер – классы, круглые
столы, на разнообразные темы, такие как:
Круглый стол «Мальчики и девочки – два разных мира»;
Мастер-класс «Сенсорное развитие и воображение детей дошкольного
возраста в домашних условиях»;
Мастер – класс «Объёмная снежинка из бумаги»;
Мастер – класс «Новогодние хлопушки».
Находясь в группе в тихой, мирной обстановке все родители могут
окунуться в мир детства, снова почувствовать себя ребенком и осуществить
свои нереализованные детские мечты, проявив фантазию и творчество. Во
время
мастер-классов
родители
могут
поговорить
в
дружеской,
непринуждённой обстановке о своих детях, обсудить друг с другом и с
воспитателем, интересующие их вопросы.
Таким образом, семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут
заменить
друг
друга.
Важным
условием
преемственности
является
установление доверительного делового контакта между семьей и детским
садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей,
педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу. Семья
является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему
опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой
институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно
связаны между собой. В настоящее время необходимость общественного
дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Современные
подходы
к
организации
взаимодействия
дошкольного
образовательного
учреждения
с
семьей
должны
быть
основаны
на
сотрудничестве
и
взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение
родителей
в
образовательный
процесс
детского
сада)
и
наружу
(сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными
институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными и т.д.).
Параллельное
использование
традиционных
и
нетрадиционных
форм
взаимодействия
дошкольного
образовательного
учреждения
с
семьей
способствует повышению эффективности работы с родителями.