Автор: Танаева Ольга Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 107"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Урок математики - единство традиций и инноваций
Раздел: среднее образование
О.В.Танаева, МБОУ «СОШ № 107»
Урок математики - единство традиций и инноваций
Урок - это солнце,
вокруг которого, как планеты,
вращаются все другие формы учебных занятий
Н.Верзилин
Известно, что математика является наиболее трудоемким предметом,
требующим
от
учеников
кропотливой
и
значительной
по
объему
самостоятельной работы, весьма специфичной. Поэтому задача учителя
математики - формирование и развитие навыков изучения математики,
элементов культуры учения и мышления.
В общеобразовательных учреждениях сегодня учатся дети, которым
предстоит жить в информационном обществе. Одной из приоритетных задач
образования является создание эффективной системы информационного
обеспечения управленческой и учебно-воспитательной деятельности.
Недавно я слышала интересную поговорку: «Лучше всего учишь других
тому, чему лучше всего нужно научиться самому».
Лучший способ чему-нибудь научиться — когда приходится этому
учить другого.
Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект
обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий
такие, которые приведут обучающихся к усвоению понятийных компонентов
программы обучения, позволят развивать познавательные способности
обучающихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат
формирование и развитие коммуникативных компетенций обучающихся.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и
технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной
и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит
современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет
назад, встречаются участники образовательного процесса:
учитель и ученик.
Любой урок - имеет огромный потенциал для решения новых задач
.
Особенно – урок математики.
Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут
привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и
для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком
понимании этого слова.
Так уж мы устроены — нам интересно, что скрывается за покровом тайны.
Возникновение интереса у учащихся к математике зависит в большей
степени от методики ее преподавания, от выбранного стиля общения с учениками
и от того, насколько умело будет построена учебная работа.
Я постоянно озабочена тем, чтобы каждый ученик работал активно,
увлеченно, был любознательным.
И для меня актуален вопрос: Как же сделать так, чтобы процесс обучения
стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная
роль здесь, на мой взгляд, отводится новейшим образовательным технологиям,
так как в настоящее время именно внедрение данных технологий стало
неотъемлемой частью современного образования.
Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить»
учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно
добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую
деятельность.
Формирование
положительной
учебной
мотивации
посредством
внедрения
современных
образовательных
технологий
в
учебно-
воспитательном пространстве - одна из главных задач повышения качества
образовательных результатов у учащихся.
Цифровизация
образования
открывает
новые
возможности
для
раскрытия интеллектуального и творческого потенциала современных
учеников. Как показывает практика, полноценное и продуманное внедрение
цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс позволяет
дополнять и сочетать традиционные приемы и методы преподавания.
Современные
технологии
позволяют
объективно
оценивать
качество
обученности
и
результаты
образовательной
деятельности
каждого
обучающегося с учетом индивидуальных особенностей.
Основная образовательная ценность информационных технологий в
том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную
интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными
возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные
технологии
позволяют
не
только
насытить
обучающегося
большим
количеством
знаний,
но
и
развить
интеллектуальные,
творческие
способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые
знания, работать с различными источниками информации.
Среди используемых ресурсов можно назвать учебники и учебные
электронные
пособия,
методические
материалы
и
учебно-наглядные
материалы, интерактивные обучающие программы.
Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной
деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая
самостоятельность
и
повышая
самооценку.
Презентации
активно
используются и для представления ученических проектов.
Программы-тренажеры
выполняют
функции
дидактических
материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
Образовательная платформа «Моя школа» с качественным контентом
по всем темам общеобразовательных программ. Это единая витрина данных
для учителя, ученика и родителей.
Образовательная
платформа
Учи.ру
предоставляет
возможность
реализации дифференцированного подхода к детям, имеющим разную
степень
мотивации
к
учебной
деятельности
и
имеющим
разные
интеллектуальные
способности.
Так
детям,
имеющим
развитые
математические способности и склонность к освоению точных наук, можно
предложить участие в олимпиадах Учи.ру, которые проводятся неоднократно
в
течение
года.
Причем
сначала
детям
предлагается
пробный
тур,
включающий в себя не только задания, подобные тем, которые будут в
основном туре олимпиады, но и решение, разбор заданий, вызвавших
затруднения у детей. Следует отметить, что олимпиадные задания весьма
разнообразны: одни из них направлены на развитие логики, другие – на
развитие пространственного воображения, третьи – на развитие таких
мыслительных операций, как анализ и синтез.
При работе на любых дистанционных платформах у учителя нет
возможности отследить степень самостоятельности выполнения работ
обучающимися. Олимпиадные задания по математике на платформе Учи.ру
имеют очень высокую степень сложности, поэтому можно предположить, что
выполняются эти задания детьми совместно с родителями.
Современные технологии позволяют учителям использовать цифровые
средства в процессе обучения математике в основной школе. Это дает
возможность ученикам быстрее и легче освоить материал, а также сделать
процесс обучения более интересным и захватывающим.
Цифровая среда может быть использована для создания интерактивных
заданий, игр и квестов, которые помогут ученикам лучше понять математический
материал. Такие задания могут быть проведены как индивидуально, так и в
группе, что способствует развитию коммуникативных навыков.
Важно отметить, что использование цифровой среды не должно заменять
традиционную форму обучения математике. Она должна использоваться как
дополнительный инструмент для повышения эффективности образовательного
процесса.
Вся учебная деятельность на моих уроках математики строится на основе
деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности
учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок
не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно
собственное действие может стать основой формирования в будущем его
самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации
условий, провоцирующих детское действие.
На уроках математики мои ученики
•
защищают
свое
мнение,
приводя
аргументы,
доказательства,
используя приобретенные знания;
•
задают вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в
процесс познания;
•
помогают
другим
учащимся
при
затруднениях,
объясняя
им
непонятное;
•
выполняют задания, рассчитанные на изучение дополнительной
литературы;
•
ищут несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается
одним;
•
выбирают задания из поисковых и творческих задач;
•
осуществляют самопроверку анализ собственных познавательных и
практических действий.
Это способствует развитию активных самостоятельных действий.
А использование инновационных средств обучения выступает симбиозом
инновационного и традиционного обучения и значительно экономит время на
уроке, поддерживает дисциплину, активизирует учащихся, формирует интерес к
предмету, способствует развитию коммуникативных умений и навыков, то есть
повышает эффективность образовательного процесса, делает его современным.
Применение на уроках инструментов цифровой образовательной среды
позволяет организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, что:
способствует достижению более высоких качественных результатов обучения;
усиливает практическую направленность уроков; активизирует познавательную,
творческую деятельность обучающихся; формирует у учеников компетенции,
необходимые для продолжения образования.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с
другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности,
в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях –
умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения
эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-
компьютер”.
Цифровая среда может быть эффективным инструментом для обучения
математике, однако ее использование требует некоторых рекомендаций.
Во-первых, необходимо выбирать программы и приложения, которые
соответствуют возрасту и уровню подготовки учеников. Они должны быть
интерактивными и понятными детям.
Во-вторых,
следует
использовать
цифровые
инструменты
как
дополнение к традиционным методам обучения математике. Например,
можно применять игры или задания на планшетах или компьютерах в
качестве дополнительной работы после основного урока.
Третья
рекомендация
–
использовать
цифровую
среду
для
индивидуального
обучения.
Многие
приложения
предлагают
персонализированный подход к каждому ученику, помогая им заполнить
пробелы в знаниях и развиваться согласно своим потребностям.
Четвертое
–
создавайте
интересные
проекты
для
учеников
с
использованием цифровой среды. Это может помочь им лучше понять
математические концепции и стимулировать их творческое мышление.
Наконец, не забывайте об ограничении времени, проводимого в
цифровой среде. Умеренное использование цифровых инструментов для
обучения математике поможет ученикам получить наилучший результат.
Говорить о современном уроке математики можно много. Как не потеряться
в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках
одного урока?
Ответ - необходимость развития нового, инновационного с опорой на
сложившиеся, проверенные годами традиции прошлого.
Обязательным условием успешности педагогического процесса, по
моему мнению, является единство традиций прошлого и современных
инноваций. Только в этом случае, мне кажется, нашей работе обеспечен
успех!