Автор: Погожих Татьяна Николаевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия № 6 Г.О. Донецк"
Населённый пункт: Донецк
Наименование материала: статья
Тема: Роль интерактивных технологий в развитии ключевых компетенций школьников на уроках химии
Раздел: среднее образование
Роль интерактивных технологий в развитии ключевых компетенций
школьников на уроках химии
Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить
Т. Эдисон
На сегодняшний день идет процесс совершенствования образовательного
процесса
за
счет
внедрения
новых
образовательных
технологий.
Древнегреческое выражение «Ученик – это не чаша, которую нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь» приобретает свой истинный смысл, ведь от
современной школы требуется формирование личности, высокообразованной,
социально активной, творческой, конкурентоспособной, использующей знания
как жизненный инструмент, генерирующей новые идеи, принимающей
нестандартные
решения,
умеющей
критически
мыслить,
обладающей
коммуникативными
навыками,
уверенно
отвечающей
на
вызов
нового
тысячелетия.
Одним
из
путей
обновления
содержания
образования
и
приведения его в соответствие с современными потребностями является акцент
на развитии компетенций и создании эффективных механизмов их реализации.
Процесс обучения и воспитания должен быть направлен на развитие
ключевых компетенций за счет использования интерактивных технологий.
Именно такая форма организации учебного процесса создает комфортные
условия,
при
которых
каждый
студент
чувствует
свою
успешность,
интеллектуальные
способности.
Интерактивные
методы
способствуют
овладению
учащимися
всех
уровней
познания,
развивают
критическое
мышление, умение рассуждать, решать проблемные ситуации.
В отечественной педагогике разработано понятие «общеобразовательные
умения и умения». Понятие «компетентность» является основным для
компетентностного
подхода.
Основное
отличие
«общеобразовательных
навыков и умений» от ключевых компетенций заключается в том, что первые
охватывают
образовательную
деятельность,
а
ключевые
компетенции
охватывают все виды деятельности, в том числе будущую профессию.
«Формируя «общеобразовательные умения и умения», школа готовит
человека, который умеет учиться, в то время как, формируя ключевые
компетенции, готовит человека, который умеет жить». (И. С. Сергеев)
Вышеизложенное позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как
наиболее
общие
(универсальные)
способности
и
навыки,
позволяющие
человеку понимать и достигать результатов в личной и профессиональной
жизни в условиях нарастающего динамизма современного общества.
Как правило, современная система образования требует от учителя охвата
большого объема информации и ориентирована на уровень «знаний» и
«понимания». Это вынуждает учителя использовать в основном пассивное
обучение. Бывали случаи, когда учитель имел возможность донести до своего
ученика весь объем известной на тот момент информации по какому-либо
предмету. Тогда применение пассивных приемов оказалось оправданным. В
современном мире невозможно, чтобы один человек знал все, даже в отдельной
области знаний. Студентам нужны и другие навыки: думать, понимать суть
вещей, уметь искать нужную информацию, интерпретировать ее и применять в
конкретных условиях. Именно этому способствуют интерактивные технологии.
Интерактивное обучение дает возможность повысить процент усвоения
материала, воздействует не только на сознание ученика, но и на его чувства,
волю (действия, практику). Наименьшие результаты могут быть достигнуты
при условии пассивного обучения (лекция – 5%, чтение – 10%), а наибольшие –
в условиях интерактивного обучения (дискуссионные группы – 50%, практика
через действие – 75%, непосредственное применение знаний – 90%). Практика
показала, что в ходе интерактивного обучения студенты узнают:
-
мыслить критически (проявлять интерес, применять исследовательские
стратегии, задавать вопросы и систематически искать ответы на них);
-
быть ответственным за собственное обучение (использовать исследования, а
не пассивное воспроизведение знаний);
-
Сотрудничайте с окружающими (внимательно слушайте, говорите уверенно
и вежливо, будьте терпимы, вносите свой вклад в общее решение).
Особенностью интерактивного обучения является подготовка учащихся к
жизни и гражданской активности в обществе. Для этого необходимо
активизировать образовательные возможности, а не пересказывать абстрактную
«готовую» информацию, оторванную от жизни и социального опыта. Уроки
должны формировать у учащихся основные когнитивные и социальные навыки,
навыки и модели поведения. Уроки должны увлекать,
пробуждать интерес и мотивацию, учить самостоятельному мышлению и
действию.
Эффективность и сила воздействия на эмоции и сознание учащихся в
значительной степени зависит от мастерства и стиля работы преподавателя.
Сейчас проблемы становятся все более острыми:
-
совершенствование форм организации учебного процесса;
-
нахождение ответа на вопросы «как учить», «как создать условия для
развития и самореализации в процессе обучения».
Использование
интерактивных
технологий
выдвигает
определенные
требования к структуре уроков, которые, как правило, состоят из 5 элементов:
-
мотивация;
-
объявление, презентация темы и ожидания по образовательным результатам;
-
предоставление необходимой информации;
-
интерактивное упражнение – центральная часть урока;
-
Подведение итогов, оценка результатов урока.
В зависимости от интерактивных форм студент учится обрабатывать
информацию, делать справочные схемы и конспекты, передавать свои знания
другим, выражать собственные мысли, решать и составлять различные
многоуровневые задачи, самостоятельно оценивать работу себя и других
студентов. Начиная работать в 7 классе, уже есть возможность постепенно
внедрять элементы интерактивного обучения, начиная с самых простых
интерактивных технологий, таких как мозговой штурм, работа в парах и малых
группах, открытый микрофон и другие, хочу остановиться на некоторых
интерактивных технологиях и показать их влияние на формирование ключевых
компетенций.
Развитию коммуникативной компетентности способствует метод
«Пресса».
Такой вид работы можно использовать, когда возникают спорные
вопросы, необходимо знать и аргументировать определенную позицию по
решаемой проблеме, убедить окружающих в своей правоте.
Например, на уроке «Роль химии в решении сырьевой проблемы» ученики
делятся на группы, каждая из которых получает задание – «Объяснить, почему
в Украине продолжается экономический кризис в сфере использования нефти и
газа». Каждая группа студентов представляет и отстаивает свою позицию по
следующему алгоритму:
1)… Я думаю, что... (должность); 2)… потому что... (пояснение);
3)… Например... (пример); 4) таким образом... (заключение).
Эффективен метод «Ассоциативный куст», который позволяет
воспринимать жизнь и науку как единое целое, что очень важно в развитии
социальной компетентности студента. На уроке «Строение атома» учащиеся,
обладая знаниями из уроков естествознания, физики, называют слова, которые
связаны с понятием «атом».
Атом: электрон, ядро, протон, мельчайшая
частица, нейтрон, химический элемент, молекула, порядковый номер. Далее эти
термины объединяются в две группы: строение атома, характеристики атома,
предлагается определение понятия «атом» и пишется наиболее полное.
В учебном процессе проектный метод может быть использован потому,
что он создает условия, при которых студент может самостоятельно
приобретать знания или применять полученные знания, а вместо действий по
шаблону используются поисковые и исследовательские действия, делается
акцент на развитии компетентности продуктивной творческой деятельности. К
175-летию со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева студенты могут
создать проект «Жизнь и творчество Д. И. Менделеева». Класс был разделен на
четыре творческие группы, перед тремя из которых были поставлены задачи по
сбору и систематизации информации о разных этапах жизни ученого: детские и
студенческие годы, педагогическая и научная деятельность, личная жизнь.
Четвертая группа искала информацию о чествовании памяти выдающегося
химика потомками (города, улицы, заводы, корабли, учебные заведения,
минерал, кратер на Луне, вулкан и т.д.). Результатом проделанной работы
может стать яркая мультимедийная презентация, которая всесторонне осветит
весь жизненный путь гения.
На разных этапах уроков можно использовать интерактивную доску.
Это одно из самых эффективных средств обучения, с помощью которого
реализуется старый, но все же верный принцип методики обучения – лучше
один раз увидеть, чем сто раз услышать. Использование мультимедиа с целью
усвоения
нового,
повторения,
обобщения
и
систематизации
материала
способствует формированию информационной компетентности. С помощью
компьютерной графики становятся более понятными процессы гибридизации
атомных орбиталей, их форма и ориентация в пространстве, электролитическая
диссоциация, фотосинтез. Анимированные 3D-модели молекул помогают
учащимся узнать о микромире, различать такие понятия, как молекула, атом,
химический элемент. Просмотр химических взаимодействий между моделями
веществ
значительно
упрощает
понимание
типов
химических
реакций,
механизмов взаимодействий. Для того, чтобы сэкономить время на уроке,
можно воспользоваться видеодемонстрациями. Конечно, они не могут заменить
реальные эксперименты, «живой» химический эксперимент, но в тех случаях,
когда вещества опасны для здоровья (галогены, белый фосфор), или
необходимо рассмотреть высокотемпературные процессы (цветная и черная
металлургия), без видеодемонстрации не обойтись. При изучении темы
«Периодический закон и Периодическая таблица химических элементов»
можно воспользоваться интерактивной таблицей Д. И. Менделеева, которая
содержит полную информацию обо всех химических элементах, свойствах
групп химических элементов, простых веществах, а также имеет онлайн-связь с
Википедией.
Одной из ключевых является компетентность в саморазвитии и
самообразовании, которая базируется на постоянном обучении в освоении
структуры
индивидуальной
деятельности.
Студенты
осуществляют
самообразование
поэтапно:
1)
постановка
целей;
2)
планирование;
3)
организация рабочего листа; 4) реализация; 5) отражение. Самостоятельная
работа школьников направлена на усвоение учебного материала, применение
его без участия учителя. Вы можете предложить следующие приемы и методы
самостоятельной работы на уроках химии: составление содержания темы урока;
работа
с
понятиями:
экзотермические,
эндотермические
реакции,
относительные атомные и молекулярные массы и т.д. (Вместе со студентами
мы переводим термины.) работа с тестами, что превращает их из инструмента
контроля в инструмент обучения.
Современное состояние общества, высокие темпы его развития
выдвигают новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Здоровье как условие свободы жизни является главным фактором в системе
важнейших общечеловеческих ценностей. Высокий уровень заболеваемости
школьников свидетельствует о необходимости и важности формирования у
учащихся, на мой взгляд, важнейшей ключевой – эколого-валеологической
компетентности на уроках и во внеурочной деятельности. Например, на уроке
«Химия в повседневной жизни» можно использовать метод групповой работы
«Ажурная
пила»,
с
помощью
которой
школьники
за
короткое
время
обрабатывают
большое
количество
важной
для
здоровья
информации.
Студенты объединяются в четыре «домашние группы», получают материал для
изучения по следующим темам: «Бытовая химия», «Правила обращения с
бытовой химией», «Признаки отравления бытовой химией», «Первая помощь
при
отравлении
и
химических
ожогах».
После
проделанной
работы
формируются экспертные группы, в которых происходит обмен информацией и
возврат в «домашние группы». Каждая группа формулирует и записывает
выводы.
При изучении вопроса парникового эффекта и физиологических
эффектов углекислого газа может быть применен метод «Микрофон». Эта
форма позволяет каждому быстро выразить свою позицию или мнение.
Студенты называют источники попадания углекислого газа в атмосферу и
предлагают способы снижения его концентрации в атмосфере.
Работая в образовательной сфере, мы всегда должны помнить, что
результатом нашей работы должно стать воспитание компетентного человека,
который обладает следующими качествами:
-
уверенность в себе, постоянное расширение собственных возможностей,
реализация намеченных целей;
-
умение адекватно действовать в динамичном мире, непредсказуемых
ситуациях, профессиональная мобильность;
-
способность к обучению на протяжении всей жизни;
-
адекватность оценки собственных сил, умение находить возможности для их
реализации;
-
умение принимать решения и добиваться результата в соответствии с
поставленной целью;
-
умение брать на себя ответственность за свои поступки, быть терпимым к
другим людям.
Литература
Интерактивные технологии на уроках химии. /Ударение. К. М. Задорожный /. –
Х.: Вид. Основа Групп, 2006. – (Б-ка журн. "Химия", Vol. 11).
Зайцева
И.И.
Реализация
компетентностного
подхода
в
условиях
общеобразовательной школы. - «Химия» (Харьков), No 5, 2009.
Худолий А. Особенности интерактивного обучения. - «Химия. Школьный
мир», No 2, 2011.
Набока
И.
А.
Формирование
ключевых
компетенций
учащихся
на
интегрированном
уроке
с
элементами
игры-соревнования
//
Журнал
российского права. - «Химия» (Харьков), No 9, 2010.