Напоминание

Технология развития критического мышления -как способ развития мыслительных навыков


Автор: Романенко Марина Евгеньевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г.Чита,Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Технология развития критического мышления -как способ развития мыслительных навыков
Раздел: среднее образование





Назад




Технология развития критического мышления -как способ развития мыслительных навы-

ков.

В период информационного общества умение работать с информацией является необхо-

димым. Технология критического мышления помогает решать данную задачу.

Выбор информации, которую осуществляет аудитория, зависит от ее предпочтений, ин-

тересов, ценностных ориентаций, возрастных особенностей и т.д. Одним из важных фак-

торов избирательности и оценки информации является критичность мышления. Критич-

ность «предполагает умение действовать в условиях выбора и принятия альтернативных

решений, умение опровергать заведомо ложные решения» [Столбникова, 2006, с.75].

Согласно технологии развития критического мышления ,на каждом уроке выделяются

3 стадии: вызов, осмысление и рефлексия. На стадии вызова происходит активизация уча-

щихся, актуализация их знаний. На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и

мотивы для изучения нового. Согласно ФГОС дети сами формулируют тему, свои цели и

задачи на уроке. На этапе осмысления ученик получает новую информацию и соотносит

её с собственными знаниями. На стадии рефлексии происходит обобщение, формирование

собственного мнения.На разных стадиях используются разнообразные приёмы. Наиболее

часто использую следующие приёмы данной технологии: кластер, концептуальная или

сравнительная таблица, «тонкие» и «толстые» вопросы, инсерт, «фишбоун», «бортовой

журнал»,

выбор

ключевых

фраз,

составление

плана,

«шесть

шляп».

Многие учащиеся не всегда могут найти необходимую информацию, проанализировать ее,

часто не умеют использовать приобретенные знания в практической деятельности, данная

технология

поможет

в

решении

этих

проблем.

Рассмотрим фазы технологии критического мышления. В данной технологии

выделяют три основных этапа:

Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний,

интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими

словами

«создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные

цели и мотивы для изучения нового.

Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации).

Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники

информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слу-

шать, задавать разнообразные вопросы.

Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель

проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли

проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возник-

шие вопросы.

На основе изученного материала, мною был взят за основу алгоритм формирования

критического мышления.

1.Какова цель? (Ученик должен обозначить, что какой продукт он желает полу-

чить,

определить способы, средства и пути достижения цели)

2.Что известно? (Это отправной пункт направленного или критического мышления.

Наметить главные источники нахождения недостающей информации)

3.Что делать? (Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели?

Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движу-

щая сила

критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформиро-

ванных

ранее интеллектуальных умений)

4.Достигнута ли цель? (Сравнить полученный результат с желаемым продук

том)

Результативность работы

Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что использование технологии

критического мышления позволило добиться определённых результатов:

- стабильного уровня обученности, повышения качества знаний обучающихся;

- повышения уровня познавательной активности учащихся;

- позитивное отношение учащихся к учебному предмету.

Использование технологии развития критического мышления стало неотъемлемым

элементом моей педагогической деятельности, это позволяет:

1) увеличить время на самостоятельную работу учащихся, что способствует углуб-

ленному и сознательному обучению, прочности усвоения знаний;

2) развивать самостоятельность и стремление учащихся к самообразованию;

3)разнообразить используемые формы организации обучения, способствующие

развитию у школьников интереса к географическим знаниям, познавательной ак-

тивности;

4)целенаправленно формировать умения и мыслительные навыки;

5)повысить успеваемость учащихся, качество образования, уровень коммуникатив-

ных умений школьников.

«Использование методики "Шесть шляп мышления" в рамках технологии

критического мышления на уроках истории»

Белая шляпа: информация. Белая шляпа используется для того, чтобы направить

внимание на фактическую информацию. В этом режиме мышления нас интересуют

только конкретные факты, цифры, события. Благодаря этому режиму можно стать

беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят ра-

зум».Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Красная шляпа: чувства и интуиция .В режиме красной шляпы у участников появ-

ляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно

рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто ви-

новат и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие,

явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Какие у меня по этому поводу

возникают чувства?

Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками.

Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явле-

ния, проблемы, она позволяет оценить риски. Сработает ли это? В чем недостатки?

Что здесь неправильно?

Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить

свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматри-

ваемой идеи, ситуации, явления, проблемы. Почему это стоит сделать? Каковы пре-

имущества?

Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем но-

вые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы способы реше-

ния проблемы. Происходит активизация творческого мышление человека, позволя-

ет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и

приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтерна-

тивы?

Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем,

что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления са-

мим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определе-

ния того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозна-

чить новые цели. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Примеры применения метода «Шести шляп мышления» на уроках истории.

1. Урок по теме: « Социально-экономическая политика Петра1».

Самостоятельная групповая работа обучающихся с историческим источником и

текстом параграфа. Каждая группа получает свое задание – свою «шляпу».

Белая шляпа– выделите фактические положения социально-экономической

политики.

Желтая шляпа- определите положительные изменения в положении дворян-

ства, экономической политике.

Черная шляпа– какие негативные изменения в жизни крестьян вы можете на-

звать.

Красная шляпа– в чем вы можете посочувствовать крестьянину того време-

ни.

Синяя шляпа– сделайте вывод о прогрессивности изменений в обществе и

экономике.

Зеленая шляпа- Какие поправки в социально-экономическую политику, на

ваш взгляд, можно внести?

Предполагаемые ответы учащихся

Факты:

Создание регулярной армии и флота. Введение рекрутской повинности и

разработка новых военных уставов сделали армию организованной и бое-

способной. Создание Балтийского флота позволило России выйти к Балтий-

скому морю, что укрепило её позиции в Европе.

Развитие образования и науки. Пётр I инициировал создание светских

учебных заведений, где дети обучались арифметике, геометрии, навигации и

другим прикладным наукам. Это способствовало появлению новых специа-

листов, которые помогали модернизировать страну.

Модернизация быта и общественной жизни. Внедрение европейской оде-

жды, мод, норм поведения и архитектурных стилей способствовали измене-

нию облика российской культуры.

Развитие промышленности. Пётр I активно поддерживал развитие ману-

фактур и фабрик, особенно в военной и морской отраслях. Это способствова-

ло созданию новых рабочих мест и увеличению производства товаров.

Политика протекционизма. Пётр I временно ограничивал ввоз иностран-

ных товаров и поддерживал отечественных производителей. Например, в

1724 году ввели Таможенный тариф, который устанавливал высокие тамо-

женные пошлины на иностранные товары, которые могли производиться в

России.

Плюсы:

Укрепление государственной власти. Пётр I реформировал систему управле-

ния, сделав её более централизованной и эффективной. Создание Сената,

коллегий и Табели о рангах укрепило вертикаль власти, обеспечив контроль

над всеми уровнями государственного аппарата.

Развитие торговли. Для развития торговли строились новые пути сообщения,

например, каналы, которые соединили Волгу и Неву. Возросла роль морских

портов: в Санкт-Петербург, Ригу и Архангельск поступали европейские това-

ры, через Астрахань торговали с Востоком (шёлк, различные ткани).

Минусы:

Расширение крепостного права. Крестьяне были прикреплены к земле и вла-

дельцам, крепостное право становилось наследственным. Например:

Указ 1714 года о единонаследии, по которому исчезала разница между вот-

чиной и поместьем

Введение подушной подати вместо подворной. Налог взимался с человека

(«души»), а не с крестьянского двора. Размер подушной подати в момент её

введения составлял:

74 копейки в год с крепостного крестьянина;

1 рубль 14 копеек — с государственного или казённого (лично свобод-

ного крестьянина, платившего только налоги в казну, без подати поме-

щику).

Введение паспортной системы — для передвижения по стране требовались

специальные документы, что прикрепило крестьян к месту проживания и

уплаты налогов.

Чувства:

Положение крестьян ухудшается, они несут всю тяжесть налогового бреме-

ни.

Прогресс:

Прогрессивное значение социально-экономических реформ Петра I состояло в мо-

дернизации экономики, изменении социальной структуры и укреплении системы

управления. Преобразования затронули разные сферы: экономику, социальную

сферу и управление.

Поправки к реформе: Д/З

Метод «Шести шляп» способствует структурированию работы с текстом, формиро-

ванию таких умений, как анализа исторической информации, установлению при-

чинно-следственных связей, делать выводы, работать в группе, критически мыс-

лить, а образ «шляп» - помогает повысить заинтересованность обучающихся и их

мотивацию.



В раздел образования