Автор: Клевцова Юлия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Г(О)БУ ППМСП-центр
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: "Автоматизация звука [Ш] в слогах, в словах"
Раздел: дошкольное образование
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:
«Автоматизация звука [Ш] в слогах, в словах»
Цель: закрепить навык правильного произношения звука [Ш] в слогах, в
словах.
Оборудование: картинки с изображением героев занятия (Бараш, Лосяш,
Крош, Нюша), игрушка — смешарик «Крош», картотека с артикуляционной
гимнастики, зеркало, предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с тобой вместе отправимся в путешествие.
-Ты знаешь, что означает слово «Путешествие»? Каким ты себе его
представляешь?
- Мы сегодня отправимся в страну «Смешариков».
(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки героев).
Живут в стране Смешариков
Шарики – смешарики.
Это баран, зовут его (Бараш),
Умный лось, зовут его (Лосяш),
Шустрый кролик, зовут (Крош),
До чего же он хорош!
Пухленькая хрюша, зовут ее (Нюша).
Развитие фонематического слуха.
-Послушай еще раз, как звучат имена наших героев. Что их объединяет?
Какой общий звук услышишь?
- Правильно, это звук [ш]. И сегодня мы будем играть с этим звуком. А
помощником в нашем с вами путешествии будет шустрый кролик Крош.
2. Артикуляционная гимнастика.
— Перед нашим путешествием, нам надо немного размяться (проводится
артикуляционная гимнастика). Выполняются упражнения «Часики»,
«Чашечка», «Качели», «Лошадка» перед зеркалом по картинкам, которые
выставляет логопед.
Автоматизация изолированного звука [ш].
3.Упражнение «Сильный ветерок»
— По дороге в страну подул сильный ветерок, ветки деревьев закачались,
листья зашелестели.
Давай, вместе покажем, как шелестят листья (длительно произносит звук
[ш]). Ручки у Кроша замерзли, давайте поможем ему согреться (ребенок
подносит ладошки ко рту и длительно произносит звук [ш]).
- А вот и звук [ш].
-Что делают губы, когда мы произносим звук [ш]? Что делают зубки, когда
мы произносим этот звук? А что делает наш язычок, когда произносим звук
[ш]? (губы «Трубочкой», зубы «Заборчиком» с небольшой щелкой, язык
поднят вверх в виде «Чашечки»). А какая воздушная струя у нас при
произнесении звука [ш]? (теплый воздух выходит, и подносят ладонь ко рту,
чтоб ощутить тепло).
— Кролик Крош предлагает нам поиграть в игру.
4.Игра «Повторялки». Мы с Крошем будем произносить слоги, а ты нас
внимательно слушай и повторяй за нами так, как мы их произнесем
ША – ША – ША АШ – АШ — АШ
ШО – ШО – ШО ОШ – ОШ — ОШ
ШУ – ШУ – ШУ УШ – УШ — УШ
ШИ – ШИ – ШИ ИШ – ИШ — ИШ
ША – ШО – ШУ – ШИ АШ – ОШ – УШ – ИШ
5.Упражнение «Помоги Крошу»
Шапка, шуба, шина, шахматы, шарф, шары, шиповник, шоколад.
6.Игра «Назови ласково»
Солнце – солнышко Шишка – шишечка
Вишня – вишенка Мишка – мишенька и т.д.
7. Игра «Рифмы»
«Послушай начало предложения, а в конце дополни его»
Ши-ши-ши – вот играют …..(малыши)
Уш-уш-уш – я приму горячий …..(душ)
Аш-аш-аш – это синий …..(карандаш)
Шок-шок-шок – разбудил нас…..(петушок)
-Скажи, а какие слова со звуком [ш] ты знаешь?
8. Игра «Жадина»
Завелась жадина,
Жадина – говядина.
Все игрушки забрала,
Никому не дала.
На чужое и своё
Всем кричит : «Моё!Моё!»
(мои малыши, мой душ, мой карандаш, …)
9.Задание «Посчитай картинки»
Что это за предмет? Сколько звуков [ш] в слове «шишки»? Давайте мы
попробуем их посчитать. Я начну, а вы продолжите. Одна шишка…..
(Учащиеся продолжают проговаривать две…., три….., четыре…., пять…..,
много……)
10.Итог занятия. Домашнее задание.