Автор: Кротова Оксана Генриховна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ "Красногорский детский дом"
Населённый пункт: с. Красногорск
Наименование материала: статья
Тема: Детский дом как среда формирования личности
Раздел: высшее образование
Детский дом как среда формирования личности
Детский дом – это учреждение интернатного типа для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Основными задачами детских домов являются:
создание
благоприятных,
комфортных
условий,
приближенных
к
домашним,
способствующих нормальному развитию ребенка; обеспечение охраны здоровья детей;
обеспечение
социальной
защиты
ребенка,
его
медико-педагогической
и
социальной
адаптации; охрана интересов и прав воспитанников; получение достойного образования в
интересах
личности,
общества
и
государства;
формирование
общей
культуры
воспитанников, их адаптация к жизни; формирование потребностей у воспитанников к
саморазвитию
и
самоопределению;
создание
условий
для
осознанного
выбора
и
последующего освоения профессиональных образовательных программ.
Следует отметить, что это особая жизненная среда, имеющая ряд специфических
особенностей. Проанализируем то, насколько существующие условия социальной среды в
детском доме соответствуют критериям, способствующим формированию и развитию
личности.
Первой специфической особенностью учреждений является то, что такие
учреждения в большинстве своём являются закрытыми. Это характеризуется тем, что, как
правило, воспитанники общаются с одним и тем же набором людей, живут в одной и той
же обстановке, зачастую не имеют возможности ходить в гости, «переходить» в другие
социальные пространства. Даже занятия какой-либо досуговой деятельностью, к примеру,
спортом, музыкой, воспитанники занимаются в детском доме. То, что дети и подростки,
воспитывающиеся в детских домах, живут в однообразной среде, не имеют свободного
деятельного и информационного обмена с другими средствами, не имеют возможности
свободного перехода в другие социальные пространства, в другие среды, не видят другого
способа и уклада жизни, приводит к заниженному объему знаний об окружающем. У этих
детей и подростков отсутствует отношение к условиям своей жизни. Незнание других
вариантов
поведения
приводит
к
некритичному
принятию
окружающего,
к
полному
совпадению с ним. То, что у них нет своего отношения к окружающему (предпочтений,
желаний,
стремлений)
отражается
негативным
образом
на
их
мотивационно-
потребностной сфере и изменяет ее.
Кроме того, у детей и подростков из детских домов, живущих на государственном
обеспечении, часто формируется иждивенческие черты «Нам должны», «Дайте» и т.п.,
отсутствуют
ответственность
и
бережливость,
стремление
добиться
чего-либо
самостоятельно.
Следующей специфической особенностью условий детского дома является строгая
регламентация
жизнедеятельности.
Эта
особенность
нарушает
такой
критерий,
способствующий
развитию
инициативности
у
детей
и
подростков,
как
свобода
и
возможность свободных, самостоятельных, авторских действий.
Личность начинается с осознания своего «Я», но детям и подросткам, растущим в
детских домах с самого малого возраста, твердят, что каждый не лучше и не хуже всех
остальных, наверное, они осознают чувство коллективизма (а чаще стада) лучше, чем
чувство собственного достоинства, самоэффективности.
Регламентация жизнедеятельности приводит к развитию у воспитанников протеста-
бунта,
«свободу
от»,
что
выражается
в
активном
произволе,
направленном
против
регламентации жизнедеятельности, попытке вырваться из стесняющихся условий. Это
искажает понятие свободы, так как ребенок становится не способным контролировать,
регулировать
свои
действия,
он
«высвобождается
от
условий»
и
это
высвобождение
зависит
от
этих
условий.
Заметим,
что
под
свободой
мы
понимаем
внутреннюю
самодисциплину,
способность
человека
управлять
своим
поведением,
готовность
к
изменениям, а регламентация жизнедеятельности извне это искажает.
Второй вариант, к которому приводит контроль извне, - это развитие у ребенка
приобретенной беспомощности, т.е. беспомощности и покорности в случае, если человек
не чувствует возможности контроля над повторяющимися неприятными событиями. В
детских домах «хорошие» воспитанники не задают много вопросов, не контролируют то,
что происходит, не участвуют в регламентации собственной жизни (выработки норм и
правил), не совершают самостоятельных, активных поступков и, тем более не посягают на
установленные правила и нормы.
Таким образом, наличие у ребенка, живущего в детском доме возможности
участвовать
в
регламентации
собственной
жизни
(выработке
норм
и
правил
жизнедеятельности), возможности изменить уже существующие правила и нормы – нет.
Заметим, что ребенок, воспитывающийся и живущий в детском доме, должен
адаптироваться к большему числу сверстников. Постоянное пребывание в коллективе,
поскольку
в
детском
доме
нет
помещений,
где
бы
воспитанник
мог
побыть
один,
отдохнуть от других людей, проанализировать свои поступки и т.п., создает напряжение,
тревожность, иногда вызывает агрессию, обостряет потребность в обособлении, которая
выражается в освоении чердаков, подвалов, побегами и т.д.
Авторство ребенка во временной организации собственной жизнедеятельности в
детском доме также не соблюдается. Сюда входит самостоятельная установка режима дня,
особенно
«свободного»
времени.
Воспитанники
утром
пробуждаются
по
команде
«Подъем» все разом, без учета потребностей, в строго определенное учреждением время
(даже в субботу и воскресенье). Им отводится некоторый промежуток времени, который
также
строго
ограничен,
чтобы
заправить
кровать,
одеться,
почистить
зубы
и
«выстроится» для похода в столовую, которая тоже работает по строго определенным
часам. «Свободное время», не занятое какой-либо обязательной деятельностью (учебой и
т.п.), также зачастую попадает под контроль извне. Оно расписывается педагогами и
предстает как данность.
Неконтролируемые неприятные события, постоянный внешний контроль, тотальная
регламентация
всех
сфер
жизнедеятельности,
ограничивая
свободу
и
возможность
самостоятельных
действий,
сильно
способствуют
ослаблению,
а
то
и
отсутствию
личностного
контроля,
произвольности,
осознанности
поведения,
способности
к
самодисциплине.
Это
приводит
к
формированию
у
воспитанников
приобретенной
беспомощности,
пассивности,
невозможности
и
отсутствию
желания
влиять
на
обстановку, изменять ее, нести ответственность за свою жизнь.
Еще одной специфической чертой условий детского дома является дефицит общения
и взаимодействия со взрослыми. И дело не в том – много или мало воспитанник общается
с взрослыми, а в том, какое содержание и форма такого общения.
Для формирования внеситуативности в сознании и поведении подрастающего
человека необходимо такое речевое общение, которое направляло бы его на осознание
собственных
действий,
на
организацию
своего
поведения,
на
формирование
его
отношения к окружающему.
Однако, в детских домах продолжительная, совместная направленная деятельность и
переживания ребенка со взрослыми практически отсутствует. Общение со взрослыми либо
имеет директивный характер, указания – что надо делать: «Принеси», «Убери», «Пойди» и
т.п.,
либо
вынесено
на
соответствующие
занятия,
поэтому
такое
развитие
речи
не
способствует
развитию
тех
психических
новообразований,
которые
способствуют
развитию ребенка в целом.
Таким образом, специфические особенности условий детского дома – это
закрытость,
регламентация
жизнедеятельности,
постоянный
внешний
контроль,
директивный характер общения со взрослыми – ограничивает свободу действий, а значит,
устанавливает
границу
личности,
не
позволяет
человеку
развиваться
свободно
и
самостоятельно.
Социальный педагог
Кротова Оксана Генриховна