Напоминание

Детский дом как среда формирования личности


Автор: Кротова Оксана Генриховна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ "Красногорский детский дом"
Населённый пункт: с. Красногорск
Наименование материала: статья
Тема: Детский дом как среда формирования личности
Раздел: высшее образование





Назад




Детский дом как среда формирования личности

Детский дом – это учреждение интернатного типа для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей. Основными задачами детских домов являются:

создание

благоприятных,

комфортных

условий,

приближенных

к

домашним,

способствующих нормальному развитию ребенка; обеспечение охраны здоровья детей;

обеспечение

социальной

защиты

ребенка,

его

медико-педагогической

и

социальной

адаптации; охрана интересов и прав воспитанников; получение достойного образования в

интересах

личности,

общества

и

государства;

формирование

общей

культуры

воспитанников, их адаптация к жизни; формирование потребностей у воспитанников к

саморазвитию

и

самоопределению;

создание

условий

для

осознанного

выбора

и

последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Следует отметить, что это особая жизненная среда, имеющая ряд специфических

особенностей. Проанализируем то, насколько существующие условия социальной среды в

детском доме соответствуют критериям, способствующим формированию и развитию

личности.

Первой специфической особенностью учреждений является то, что такие

учреждения в большинстве своём являются закрытыми. Это характеризуется тем, что, как

правило, воспитанники общаются с одним и тем же набором людей, живут в одной и той

же обстановке, зачастую не имеют возможности ходить в гости, «переходить» в другие

социальные пространства. Даже занятия какой-либо досуговой деятельностью, к примеру,

спортом, музыкой, воспитанники занимаются в детском доме. То, что дети и подростки,

воспитывающиеся в детских домах, живут в однообразной среде, не имеют свободного

деятельного и информационного обмена с другими средствами, не имеют возможности

свободного перехода в другие социальные пространства, в другие среды, не видят другого

способа и уклада жизни, приводит к заниженному объему знаний об окружающем. У этих

детей и подростков отсутствует отношение к условиям своей жизни. Незнание других

вариантов

поведения

приводит

к

некритичному

принятию

окружающего,

к

полному

совпадению с ним. То, что у них нет своего отношения к окружающему (предпочтений,

желаний,

стремлений)

отражается

негативным

образом

на

их

мотивационно-

потребностной сфере и изменяет ее.

Кроме того, у детей и подростков из детских домов, живущих на государственном

обеспечении, часто формируется иждивенческие черты «Нам должны», «Дайте» и т.п.,

отсутствуют

ответственность

и

бережливость,

стремление

добиться

чего-либо

самостоятельно.

Следующей специфической особенностью условий детского дома является строгая

регламентация

жизнедеятельности.

Эта

особенность

нарушает

такой

критерий,

способствующий

развитию

инициативности

у

детей

и

подростков,

как

свобода

и

возможность свободных, самостоятельных, авторских действий.

Личность начинается с осознания своего «Я», но детям и подросткам, растущим в

детских домах с самого малого возраста, твердят, что каждый не лучше и не хуже всех

остальных, наверное, они осознают чувство коллективизма (а чаще стада) лучше, чем

чувство собственного достоинства, самоэффективности.

Регламентация жизнедеятельности приводит к развитию у воспитанников протеста-

бунта,

«свободу

от»,

что

выражается

в

активном

произволе,

направленном

против

регламентации жизнедеятельности, попытке вырваться из стесняющихся условий. Это

искажает понятие свободы, так как ребенок становится не способным контролировать,

регулировать

свои

действия,

он

«высвобождается

от

условий»

и

это

высвобождение

зависит

от

этих

условий.

Заметим,

что

под

свободой

мы

понимаем

внутреннюю

самодисциплину,

способность

человека

управлять

своим

поведением,

готовность

к

изменениям, а регламентация жизнедеятельности извне это искажает.

Второй вариант, к которому приводит контроль извне, - это развитие у ребенка

приобретенной беспомощности, т.е. беспомощности и покорности в случае, если человек

не чувствует возможности контроля над повторяющимися неприятными событиями. В

детских домах «хорошие» воспитанники не задают много вопросов, не контролируют то,

что происходит, не участвуют в регламентации собственной жизни (выработки норм и

правил), не совершают самостоятельных, активных поступков и, тем более не посягают на

установленные правила и нормы.

Таким образом, наличие у ребенка, живущего в детском доме возможности

участвовать

в

регламентации

собственной

жизни

(выработке

норм

и

правил

жизнедеятельности), возможности изменить уже существующие правила и нормы – нет.

Заметим, что ребенок, воспитывающийся и живущий в детском доме, должен

адаптироваться к большему числу сверстников. Постоянное пребывание в коллективе,

поскольку

в

детском

доме

нет

помещений,

где

бы

воспитанник

мог

побыть

один,

отдохнуть от других людей, проанализировать свои поступки и т.п., создает напряжение,

тревожность, иногда вызывает агрессию, обостряет потребность в обособлении, которая

выражается в освоении чердаков, подвалов, побегами и т.д.

Авторство ребенка во временной организации собственной жизнедеятельности в

детском доме также не соблюдается. Сюда входит самостоятельная установка режима дня,

особенно

«свободного»

времени.

Воспитанники

утром

пробуждаются

по

команде

«Подъем» все разом, без учета потребностей, в строго определенное учреждением время

(даже в субботу и воскресенье). Им отводится некоторый промежуток времени, который

также

строго

ограничен,

чтобы

заправить

кровать,

одеться,

почистить

зубы

и

«выстроится» для похода в столовую, которая тоже работает по строго определенным

часам. «Свободное время», не занятое какой-либо обязательной деятельностью (учебой и

т.п.), также зачастую попадает под контроль извне. Оно расписывается педагогами и

предстает как данность.

Неконтролируемые неприятные события, постоянный внешний контроль, тотальная

регламентация

всех

сфер

жизнедеятельности,

ограничивая

свободу

и

возможность

самостоятельных

действий,

сильно

способствуют

ослаблению,

а

то

и

отсутствию

личностного

контроля,

произвольности,

осознанности

поведения,

способности

к

самодисциплине.

Это

приводит

к

формированию

у

воспитанников

приобретенной

беспомощности,

пассивности,

невозможности

и

отсутствию

желания

влиять

на

обстановку, изменять ее, нести ответственность за свою жизнь.

Еще одной специфической чертой условий детского дома является дефицит общения

и взаимодействия со взрослыми. И дело не в том – много или мало воспитанник общается

с взрослыми, а в том, какое содержание и форма такого общения.

Для формирования внеситуативности в сознании и поведении подрастающего

человека необходимо такое речевое общение, которое направляло бы его на осознание

собственных

действий,

на

организацию

своего

поведения,

на

формирование

его

отношения к окружающему.

Однако, в детских домах продолжительная, совместная направленная деятельность и

переживания ребенка со взрослыми практически отсутствует. Общение со взрослыми либо

имеет директивный характер, указания – что надо делать: «Принеси», «Убери», «Пойди» и

т.п.,

либо

вынесено

на

соответствующие

занятия,

поэтому

такое

развитие

речи

не

способствует

развитию

тех

психических

новообразований,

которые

способствуют

развитию ребенка в целом.

Таким образом, специфические особенности условий детского дома – это

закрытость,

регламентация

жизнедеятельности,

постоянный

внешний

контроль,

директивный характер общения со взрослыми – ограничивает свободу действий, а значит,

устанавливает

границу

личности,

не

позволяет

человеку

развиваться

свободно

и

самостоятельно.

Социальный педагог

Кротова Оксана Генриховна



В раздел образования