Напоминание

Конспект урока в соответствии с ФГОС


Автор: Хазиева Гульсия Ханифовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №20 "Гармония"
Населённый пункт: РТ г. Казань
Наименование материала: Согласованные и несогласованные определения
Тема: Конспект урока в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: Согласованные и несогласованные определения

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: формировать умения различать согласованные и несогласованные определения

через поиск, выделение и систематизацию информации, через решение языковых задач

Задачи:

в совместной деятельности определить роль определения в устной и письменной

речи, в художественном тексте;

формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

развивать навык употребления определений в речи, составлять текст, с включением

согласованных и несогласованных определений;

прививать любовь к родному слову, понимание необходимости точности

словоупотребления, умения различать виды связи в словосочетаниях (в рамках

подготовки к ОГЭ)

Планируемые результаты:

Личностные:

самостоятельно ставить цели на определенном учебном этапе;

понимать многогранность и ценность русского языка;

стремиться к речевому эталону;

Предметные:

знать о видах определения;

различать на практике согласованные и несогласованные определения;

развивать умения использовать в речи согласованные и несогласованные

определения;

Метапредметные:

осуществлять самоконтроль;

уметь работать в парах;

участвовать в общей беседе;

задавать вопросы, отвечать на вопросы;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

Межпредметные: литература.

Оборудование урока: презентация; раздаточный материал, аудиозапись.

Ход урока

I.

Этап мотивации.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Наступила осень, опали листья. Художники, писатели,

поэты разных эпох воспевали в своих произведениях красоту русской осенней природы.

Давайте вспомним известные стихотворения об осени.

(слайд)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблекнуть ещё не успели,

Желты и свежи лежат, как ковёр.

Учитель: Кому принадлежат эти строки? (Н.А. Некрасову)

Учитель: А теперь посмотрите на следующие строки.

(слайд)

осень! ночи,

дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И болота, и пни —

Все хорошо под сиянием,

Всюду Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам,

Думаю думу свою…

Учитель: Понятна ли эта часть стихотворения? Передаёт ли она красоту осени? Как вы

думаете, чего не хватает в этих строках? (Имён прилагательных)

Учитель: Давайте их восстановим.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

А каким членом предложения является имя прилагательное? (определением)

(Проверка по эталону - актёрскому чтению)

II. Формулирование темы и цели урока учащимися.

Учитель: Как вы думаете, чему же будет посвящён наш урок? (определению)

Учитель: Какие цели, исходя из темы урока, мы перед собой поставим? Сформулируйте

любую из них с опорой на ключевые слова.

(слайд)

обобщить материал…

узнать, какова роль…

научиться правильно…

учиться работать в…

узнать о видах определений.

Учитель: Давайте сравним с эталоном.

(слайд)

III.

Актуализация знаний учащихся.

Учитель: А теперь вспомним, что вам известно об определении. Перед вами

таблица второстепенных членов. Найдите соответствия. Обозначьте их стрелками.

Второстепенные

члены

предложения

Какой частью речи могут

быть выражены?

На

какие

вопросы

отвечают?

Определение

Наречие, существительное с

предлогом

Вопросы

косвенных

падежей

Дополнение

Прилагательное, причастие,

местоимение,

порядковое

числительное

Где,

откуда,

как,

куда,

почему, зачем, когда?

Обстоятельство

Существительное,

Какой, чей, который?

местоимение

Учитель: Опираясь на таблицу, расскажите об особенностях определения как

второстепенного члена предложения.

IV.

Организация познавательной деятельности

Учитель: Перед вами два текста.

Текст №1

Изменение окраски листьев имеет видовую специфичность: листья березы, ясеня, липы

становятся светло-желтыми. Дуб окрашивает свои листья в буровато-желтый цвет, а у

молодой поросли цвет бывает красным. В яркие пунцово-красные оттенки окрашиваются

листья вишни, груши, рябины и барбариса. В красоте осеннего наряда с деревьями

соревнуются наши кустарники: у бересклетов листья могут быть от розового до

фиолетового или лилового цвета, кроме того ветки украшают плоды – замысловатые

сережки, свисающие на тонких нитях.

Текст №2

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде…

Учитель: Как вы понимаете значение слова «праздный»? В каком словаре мы можем

посмотреть значение слова? Прочитайте словарную статью и определите значение, в

котором это слово употреблено в тексте. (ПРАЗДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна.

1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий.

2. перен. Бесцельный, пустой).

- Какое другое слово можно ошибочно употребить вместо праздного? (праздничный)

- Правда. Действительно, праздный и праздничный – паронимы.

- Вернемся к текстам. Как бы вы их озаглавили?

- Выявите в текстах черты сходства и различия. Обратите внимание на стиль и тип речи.

Обоснуйте своё мнение.

- Как вы думаете, какая из репродукций И.И. Левитана могла бы стать иллюстрацией к

тексту №2? Обоснуйте своё мнение.

- Найдите и подчеркните в текстах определения.

- Выпишите из первого предложения текста №1 словосочетания со связью

управление. Замените их синонимичными словосочетаниями со связью согласование.

(Взаимопроверка по эталону)

(слайд)

Учитель: Посмотрите, в каком столбике существительное согласуется с определением?

Да, в первом столбике согласуются. Это согласованные определения. Во втором столбике

существительное не согласуется с определением. Это несогласованные определения.

(Изучение правила, запись правила в виде таблицы в справочники)

(слайд)

Учитель: У вас на столах карточки с заданием. Изучите и обсудите в парах, ответьте на

вопросы.

Ученикам было дано задание подобрать к несогласованным определениям

синонимичные согласованные. Вот что у них получилось.

Дима: яблочный пирог, осенние краски, дождливый сезон, птичьи крики.

Настя: яблочный пирог, осенние краски, дождливый сезон, осеннее ожидание, птичьи

крики.

- Совпадают ли ответы Димы и Насти?

- Как вы думаете, чей ответ верный? Объясните свою точку зрения.

Учитель: Да, действительно, некоторые несогласованные определения нельзя заменить

согласованными, потому что меняется смысл.

Учитель: Перед вами предложения. Запишите их в тетради. Подчеркните определения,

определите вид (согласованные\несогласованные)

(Фронтальная работа)

(слайд)

1)

Всюду лежат желтые, красные, оранжевые листья.

2)

Перед выходом из дома я натянул на голову шапку из меха, на шее завязал шарф из

шерсти.

3)

Дети дошкольного возраста собирают осенние листья для гербария.

4)

Вечером начался сильный дождь.

5)

Толстый ствол дерева как будто прошит нитками из серебра.

6)

На улице зажглись вечерние огни, люди вышли на прогулку по осеннему парку.

Учитель: Представьте, что вы синоптики, которые должны составить прогноз погоды.

Помните, что сейчас осень. В тексте прогноза необходимо использовать согласованные и

несогласованные определения.

V. Рефлексия

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие цели мы перед собой ставили в начале урока?

(слайд)

Учитель: Итак, я думаю, ребята, вы узнали, что определения бывают согласованные и

несогласованные, убедились, что определения действительно играют важную роль в нашей

речи.

Домашнее задание

1)

Прочитать параграф 25;

Согласованные

определения

Пирог из

яблок

Краски

осени

Сезон

дождей

Ожидание

осени

Крики птиц

2)

Написать небольшой текст (10-12 предложений) на тему «Осень в моём городе»,

используя согласованные и несогласованные определения, подчеркнуть.



В раздел образования