Автор: Рахматуллина Мария Евсеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Хадарская средняя общеобразовательная школа имени С.Д.Флегонтова"
Населённый пункт: село Юрюнг-Кюель, Чурапчинского улуса, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика урока химии в сельской малокомплектной школе
Раздел: среднее образование
Специфика урока химии в сельской малокомплектной школе
Рахматуллина М.Е., учитель химии
Хадарская СОШ Чурапчиснкого улуса
Основной формой организации учебно – воспитательного процесса в школе является урок. В практике
работы
учителей
малокомплектных
школ
до
сих
пор
преобладает
четырехэлементная
структура
урока
(проверка знаний учащихся, изучение нового материала, закрепление пройденного, постановка домашнего
задания). Вместе с тем содержание предмета химии позволяет учителям этих школ значительно шире
использовать все многообразие сложившихся в методике видов урока, например, проводить уроки-семинары,
уроки-лекции,
уроки-экскурсии,
уроки
самостоятельной
работы
учащихся
с
учебником,
уроки
–
практические
занятия
и
т.д.
Современный
урок
химии
характеризуется
разнообразным
сочетанием
структурных элементов.
Результаты наблюдений и анализ уроков химии малокомплектных сельских школ показывает, что в
условиях малой наполняемости класса образуется некоторый резерв времени. Обычно учителя экономят
время за счет организационного момента, а также при опросе, поскольку в классах с малым числом учащихся
меньше времени затрачиваются на проверку знаний и умений. Использование резерва времени позволяет
выполнить на уроке несколько больший обьем работы, чем предусмотрено в существующих методических
рекомендациях. В настоящее время для сельского учителя химии особую актуальность приобретает вопрос
об усилении обучающей функции урока по сравнению с контролирующей. Такая перестановка акцентов
позволяет
включать
некоторый
дополнительный
материал
на
том
или
ином
этапе
урока,
например,
появляется возможность шире использовать на уроке книги для чтения по химии, химические справочники и
т.д.
В условиях малой наполняемости классов за счет резервного времени возможно некоторое углубление и
расширение содержательного компонента урока и прежде, всего включение в урок материала, знакомящего
учащихся с научными основами химизации современного сельскохозяйственного производства.
Для усиления профориентационной работы целесообразно использовать уроки-экскурсии. Семинарские
занятия
и
обобщающие
уроки
по
темам.
При
проведении
такого
рода
занятий
традиционная
четырехэлементная структура урока изменяется, отдельные его этапы выпадают, акценты смещаются в
сторону обучающей и воспитательной функций урока.
Другое важное направление совершенствование урока химии в малокомплектной школе – усиление
обучающей
и
воспитывающей
роли
химического
элемента.
Малая
наполняемость
класса
позволяет
увеличить
долю
самостоятельной
деятельности
школьников
на
уроке
и
создает
возможности
для
индивидуального выполнения учащимися в лабораторных опытов и практических работ, предусмотренных
программой.
Малая наполняемость класса требует четкого отбора, методов преподавания и их рационального
сочетания, т.к. некоторые общепринятые в обычном классном коллективе методы здесь не «срабатывают».
Как
показывает
наблюдение,
а
на
уроках
химии
в
условиях
малого
количества
учащихся
в
классе
коллективные
формы
работы
являются
недостаточно
эффективны:
труднее
осуществляется
лекции
и
теоретические беседы, сложно организовать фронтальный опрос. Зато с большим успехом реализуется
поэтапное обьяснение нового материала с расчленением его на отдельные порции, сочетание сообщений
учащихся с самостоятельной работой.
Таким образом, среди многообразных элементов урока для малокомплектных школ наиболее важны
следующее: различные виды самостоятельной работы учащихся; беседа, строго дозированная по времени и
ступени трудности; разумное сочетание изложения учителем нового материала и самостоятельной работы с
учебником; применение индивидуального подхода к учащимся.