Напоминание

Специфика урока химии в сельской малокомплектной школе


Автор: Рахматуллина Мария Евсеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Хадарская средняя общеобразовательная школа имени С.Д.Флегонтова"
Населённый пункт: село Юрюнг-Кюель, Чурапчинского улуса, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика урока химии в сельской малокомплектной школе
Раздел: среднее образование





Назад




Специфика урока химии в сельской малокомплектной школе

Рахматуллина М.Е., учитель химии

Хадарская СОШ Чурапчиснкого улуса

Основной формой организации учебно – воспитательного процесса в школе является урок. В практике

работы

учителей

малокомплектных

школ

до

сих

пор

преобладает

четырехэлементная

структура

урока

(проверка знаний учащихся, изучение нового материала, закрепление пройденного, постановка домашнего

задания). Вместе с тем содержание предмета химии позволяет учителям этих школ значительно шире

использовать все многообразие сложившихся в методике видов урока, например, проводить уроки-семинары,

уроки-лекции,

уроки-экскурсии,

уроки

самостоятельной

работы

учащихся

с

учебником,

уроки

практические

занятия

и

т.д.

Современный

урок

химии

характеризуется

разнообразным

сочетанием

структурных элементов.

Результаты наблюдений и анализ уроков химии малокомплектных сельских школ показывает, что в

условиях малой наполняемости класса образуется некоторый резерв времени. Обычно учителя экономят

время за счет организационного момента, а также при опросе, поскольку в классах с малым числом учащихся

меньше времени затрачиваются на проверку знаний и умений. Использование резерва времени позволяет

выполнить на уроке несколько больший обьем работы, чем предусмотрено в существующих методических

рекомендациях. В настоящее время для сельского учителя химии особую актуальность приобретает вопрос

об усилении обучающей функции урока по сравнению с контролирующей. Такая перестановка акцентов

позволяет

включать

некоторый

дополнительный

материал

на

том

или

ином

этапе

урока,

например,

появляется возможность шире использовать на уроке книги для чтения по химии, химические справочники и

т.д.

В условиях малой наполняемости классов за счет резервного времени возможно некоторое углубление и

расширение содержательного компонента урока и прежде, всего включение в урок материала, знакомящего

учащихся с научными основами химизации современного сельскохозяйственного производства.

Для усиления профориентационной работы целесообразно использовать уроки-экскурсии. Семинарские

занятия

и

обобщающие

уроки

по

темам.

При

проведении

такого

рода

занятий

традиционная

четырехэлементная структура урока изменяется, отдельные его этапы выпадают, акценты смещаются в

сторону обучающей и воспитательной функций урока.

Другое важное направление совершенствование урока химии в малокомплектной школе – усиление

обучающей

и

воспитывающей

роли

химического

элемента.

Малая

наполняемость

класса

позволяет

увеличить

долю

самостоятельной

деятельности

школьников

на

уроке

и

создает

возможности

для

индивидуального выполнения учащимися в лабораторных опытов и практических работ, предусмотренных

программой.

Малая наполняемость класса требует четкого отбора, методов преподавания и их рационального

сочетания, т.к. некоторые общепринятые в обычном классном коллективе методы здесь не «срабатывают».

Как

показывает

наблюдение,

а

на

уроках

химии

в

условиях

малого

количества

учащихся

в

классе

коллективные

формы

работы

являются

недостаточно

эффективны:

труднее

осуществляется

лекции

и

теоретические беседы, сложно организовать фронтальный опрос. Зато с большим успехом реализуется

поэтапное обьяснение нового материала с расчленением его на отдельные порции, сочетание сообщений

учащихся с самостоятельной работой.

Таким образом, среди многообразных элементов урока для малокомплектных школ наиболее важны

следующее: различные виды самостоятельной работы учащихся; беседа, строго дозированная по времени и

ступени трудности; разумное сочетание изложения учителем нового материала и самостоятельной работы с

учебником; применение индивидуального подхода к учащимся.



В раздел образования