Напоминание

Образовательная программа дополнительной образовательной деятельности «Лаборатория научных забав»


Автор: Файзуллина Гульнара Назимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 26 «Бэлэкэч» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: г. Бугульма
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Образовательная программа дополнительной образовательной деятельности «Лаборатория научных забав»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 26 "Бэкэкэч"

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Образовательная программа

дополнительной образовательной деятельности

«Лаборатория научных забав»

социально-педагогической направленности

на 2024 – 2025 учебный год

Руководитель:

Файзуллина Г.Н.

Пояснительная записка

Исследователи

отмечают,

что

для

успешного

развития

познавательных

способностей

необходимо

развитие

познавательной

активности.

Познавательная

активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому

человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе

развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется

стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи считают,

что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих

психическое

развитие

дошкольника.

Именно

уровень

развития

познавательной

деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы.

Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять

должное внимание их развитию в дошкольном детстве.

Познавательная

активность

ребенка

дошкольного

возраста

характеризуется

оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения

различных

способов

позитивного

достижения

результата,

опытом

творческой

деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной

жизни.

Метод

экспериментирования

один

из

эффективных

методов

познания

закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком

окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка

с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода

экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о

различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются

мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка

интерес к изучению чего-то нового, к дальнейшему исследованию природы, что

соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.

Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются

противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом

достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами,

ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее

достижения.

Дошкольникам свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,

следовательно,

метод

экспериментов

соответствует

возрастным

особенностям.

В

дошкольном возрасте он является ведущим. Понимая значения экспериментально-

исследовательской деятельности для развития ребенка, в нашей группе «Одуванчики»

разработана программа кружка «Лаборатория научных забав» для детей средней группы.

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к

самостоятельному

познанию

и

размышлению

посредством

экспериментальной

деятельности.

Задачи:

Обучающие

- формировать познавательные способности: наблюдательность, умение

выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;

- способствовать формированию социально-личностному развитию каждого

ребёнка: развивать коммуникативность, самостоятельность, инициативность,

творческий потенциал, аккуратность, фантазию, любознательность.

Развивающие

- расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и

экологические представления детей;

- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности

дошкольников;

- стимулировать интеллектуальную активность детей для разрешения

проблемной ситуации;

-развивать умения пользоваться приборами-помощниками при проведении

опытов и игр-экспериментов

Воспитательные

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;

- воспитывать положительное отношение к объектам живой и неживой

природы.

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы:

занятия проводятся один раз в неделю в четверг

4 раза в месяц во второй половине дня 16

20

- 16

40

37 занятий в год, продолжительностью 20 мин.

Количество часов в год - 11 ч.

Реализация данной дополнительной образовательной программы на бесплатной

основе.

Ожидаемый результат:

- высказывать предположения об ожидаемом результате;

- определять цель деятельности, условия её достижения;

- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;

- умеет сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;

- анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов,

особенности их взаимодействия;

- анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и

внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.

Методическое обеспечение программы

Форма проведения:

- наблюдения;

- создание проблемных ситуаций;

- экспериментирование;

- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;

- дидактические игры;

- моделирование;

- трудовые поручения.

Условия для реализации программы:

Материалы, оборудование:

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, весы, веревки, пипетки, линейки, фонарики,

венчики, щетки, губки, пищевые красители, песочные часы, ножницы, лоскутки ткани,

соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. д.

2. Емкости: пластиковые пробирки; пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы,

величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д.,

бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, глина, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

1- занятие

«Детская

лаборатория»

Вводное.

Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента. Дать

представления о правилах поведения в детской лаборатории.

2- занятие

«Вода –

растворитель.

Очищение воды».

Выявить вещества, которые растворяются в воде,

познакомить со способом очистки воды – фильтрованием,

закрепить знания о правилах безопасного поведения при

работе с различными материалами.

3- занятие

«Как добыть воду

для питья», «Как

напиться без рук».

Формировать представления о том, что уровень воды

повышается, если в воду погружать предметы.

4- занятие

«Как вытолкнуть

воду?», «Как достать

монету из воды, не

замочив руки?».

Формировать представления о том, что уровень воды

повышается, если в воду погружать предметы. Познакомить

детей на опытах с атмосферным давлением.

5- занятие

«Что такое пар?».

Формировать представление детей о таком состояние как

пар; показать, как образуется пар.

Октябрь

1-занятие

«Подводная лодка из

винограда и яйца».

Учить детей на основе опыта делать выводы о наличие

воздуха в воде.

2-занятие

«Яйцо в банке».

Показать расширение горячего воздуха и его движение.

3-занятие

«Картофель в

солёной воде».

Показать как картофель может сморщиться за несколько

минут.

4-занятие

«Газировка в

домашних условиях».

Показать один из самых простых способов газирования воды

– взаимодействие соды и уксуса.

Ноябрь

1-занятие

«Песок – природный

фильтр».

Продолжать знакомить детей со свойством песка (сыпучесть,

рыхлость, способность пропускать воду).

2-занятие

«Как сравнить сухой

песок и сухую

глину?.

На основе сравнения выявить отличительные свойства сухого

песка и сухой глины

3-занятие

«Что такое горы?

Почему разрушаются

горы?».

Сформировать элементарные представления об изменениях в

неживой природе, экспериментальным путём показать, как

разрушаются камни и горы.

4- занятие

«Вулкан».

Дать представление детям о реакции веществ (сода, вода,

уксус, соль). Пузырьки газа выталкивают всё наружу.

Декабрь

1-занятие

"Прозрачное, хрупкое

стекло".

Познакомить с основными свойствами и качествами стекла, а

также дать представления старшим дошкольникам о видах

стекла.

2-занятие

"Звук". Фокус

«Поющий бокал».

Познакомить с основными свойствами звука: сила звука,

источник звука, звонкий – глухой, как вода влияет на звук.

Продемонстрировать появление звука от бокала (громкость

звука зависит от силы нажатия).

3-занятие

"Пластмасс

".

Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами.

4-занятие

"Резина".

Познакомить со свойствами резины и её качествами.

Объяснить понятие «упругость».

5- занятие

Познакомить с

понятием «Световая

энергия».

Познакомить со свойствами света. Понять значения:

прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, яркость света.

Познакомить детей с образованием теней.

Январь

1-занятие

«Фокусы с

магнитами».

На практике исследовать магнитные силы, закреплять силу

притяжения магнитов.

2-занятие

«Дерево и его

свойства. Возраст

дерева».

Продолжать знакомить детей со свойствами дерева. Учить

определять возраст деревьев по кольцам.

3-занятие

«Мир ткани»

«Необычное

рисование на ткани».

Выявить сходство и различия видов тканей и учетом их

применения; повторить свойства тканей.

Февраль

1-занятие

«Что такое

микроскоп?».

Познакомить детей с исследовательским прибором -

микроскопом, инструментами для работы с микроскопом,

рассказать для чего он используется. Микроскоп,

прозрачные пластины, чашка Петри, пинцет, скальпель,

микрорезка.

2-занятие

«Исследуем репчатый

лук».

Закреплять приемы работы с микроскопом, познакомить

детей с новыми понятиями «Клетка», «Ядро», «Вакуоль»,

Цитоплазма», «Мембрана», выяснить: почему от лука

плачут. Микроскоп, закрытая пластина, скальпель, головка

репчатого лука, бумага и карандаши для фиксации опыта.

3-занятие

«Мир растений» «Как

они дышат» Опыт

«На свету и в

темноте».

Определить факторы внешней среды необходимые для роста

и развития растений. Определить какие части растения - 1 20

участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух,

установить, что растение выделяет кислород

4-занятие

«Где прячется воздух.

Свойства воздуха».

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых

ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской

деятельности.

Март

1-занятие

«Наши знакомые:

сахар и соль».

Расширить и углубить представления детей об окружающем

мире посредством знакомства со свойствами соли и сахара

(запах, вкус, цвет, форма кристаллов,

растворимость). Использование соли, сахара в быту.

2-занятие

«Соль. Сахар».

Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование

соли, сахара в быту.

3-занятие

«Откуда сахар к нам

пришёл?».

Систематизировать представление детей о сахаре и его

свойствах, о значении для человека. Расширить и уточнить

знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.

Упражнять детей в элементарном экспериментировании с

сахаром. Опытно-экспериментальная деятельность.

4-занятие

«Выращивание

кристаллов из

соды».

Показать детям как при остывании жидкости, сода оседает на

предмете.

Апрель

1-занятие

«Плавление

парафина».

Опыт «потухшая свеча» Уточнять знания детей о материалах,

из которых изготавливают свечи, их качествах.

2-занятие

«Почему океан

никогда не

замерзнет».

Продолжать расширить представление о подводном мире

морей и океанов и сравнить его с экосистемой рек.

3- занятие

«Секретное

послание».

Показать детям способы написания «невидимыми»

чернилами, опытным путем выяснить от чего это

происходит. Пробирки, палочка для смешивания, тонкая

кисть, лист бумаги, утюг, лимон, молоко, чай.

4-занятие

«Откуда берутся

вихри?».

Опытным путем дать возможность разобраться, как

образуется вихрь.

Май

1-занятие

«Где рождается

погода? Как

измеряют погоду?».

Систематизировать и углублять представление детей о

сезонных изменениях в природе, закрепить знания детей о

погодных явлениях, научить детей объяснять причины их

происхождения. Дать представления детям о термометре,

флюгере, барометре и их применении.

2-занятие

Опыт

«Распускающиеся

цветы».

Вы заметите, что цветы раскрываются, причем некоторые

раньше, чем другие, в зависимости от бумаги. Всё дело в

волокнах, из которых состоит бумага. Бумажные волокна

поглощают воду, они набухают и стремятся выпрямиться,

при этом лепестки открываются.

3-занятие

«Возрождение

цвета».

Показать на опыте, что все маркеры являются смесями

разных цветов.

4- занятие

Опыт «Красим цветок

без кисточки».

Формировать представления детей о процессе движения

воды по цветку.

Список используемой литературы.

1. Веракса Н. Е., ВераксаА. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для

педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008г.

2. Вершинина Н. Б. Диагностический журнал. Старшая группа. - Волгоград: Учитель,

2010. 8 Горшкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание 1989/6

3. Л. С., ДанилинаТ. А., Лагода Т. С. Проектный метод в деятельности дошкольного

учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: 2006г.

4. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание 2004/8.

5. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего

дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» -

2003г. - №3

6. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - М.: Педагогическое

общество России, 2003.

7. Павленко И. Н. Как организовать эксперименты в детском саду// Управление ДОУ

2004/4.

8. Приказ Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования».

9. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании//

Дошкольное воспитание 2005/12.

10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и

старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.



В раздел образования