Автор: Файзуллина Гульнара Назимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 26 «Бэлэкэч» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: г. Бугульма
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Образовательная программа дополнительной образовательной деятельности «Лаборатория научных забав»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 26 "Бэкэкэч"
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Образовательная программа
дополнительной образовательной деятельности
«Лаборатория научных забав»
социально-педагогической направленности
на 2024 – 2025 учебный год
Руководитель:
Файзуллина Г.Н.
Пояснительная записка
Исследователи
отмечают,
что
для
успешного
развития
познавательных
способностей
необходимо
развитие
познавательной
активности.
Познавательная
активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому
человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе
развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется
стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи считают,
что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих
психическое
развитие
дошкольника.
Именно
уровень
развития
познавательной
деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы.
Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять
должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
Познавательная
активность
ребенка
дошкольного
возраста
характеризуется
оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения
различных
способов
позитивного
достижения
результата,
опытом
творческой
деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной
жизни.
Метод
экспериментирования
один
из
эффективных
методов
познания
закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком
окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка
с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода
экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о
различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются
мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка
интерес к изучению чего-то нового, к дальнейшему исследованию природы, что
соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются
противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом
достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами,
ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее
достижения.
Дошкольникам свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,
следовательно,
метод
экспериментов
соответствует
возрастным
особенностям.
В
дошкольном возрасте он является ведущим. Понимая значения экспериментально-
исследовательской деятельности для развития ребенка, в нашей группе «Одуванчики»
разработана программа кружка «Лаборатория научных забав» для детей средней группы.
Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному
познанию
и
размышлению
посредством
экспериментальной
деятельности.
Задачи:
Обучающие
- формировать познавательные способности: наблюдательность, умение
выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;
- способствовать формированию социально-личностному развитию каждого
ребёнка: развивать коммуникативность, самостоятельность, инициативность,
творческий потенциал, аккуратность, фантазию, любознательность.
Развивающие
- расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и
экологические представления детей;
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности
дошкольников;
- стимулировать интеллектуальную активность детей для разрешения
проблемной ситуации;
-развивать умения пользоваться приборами-помощниками при проведении
опытов и игр-экспериментов
Воспитательные
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
- воспитывать положительное отношение к объектам живой и неживой
природы.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
занятия проводятся один раз в неделю в четверг
4 раза в месяц во второй половине дня 16
20
- 16
40
37 занятий в год, продолжительностью 20 мин.
Количество часов в год - 11 ч.
Реализация данной дополнительной образовательной программы на бесплатной
основе.
Ожидаемый результат:
- высказывать предположения об ожидаемом результате;
- определять цель деятельности, условия её достижения;
- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;
- умеет сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;
- анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов,
особенности их взаимодействия;
- анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и
внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.
Методическое обеспечение программы
Форма проведения:
- наблюдения;
- создание проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;
- дидактические игры;
- моделирование;
- трудовые поручения.
Условия для реализации программы:
Материалы, оборудование:
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, весы, веревки, пипетки, линейки, фонарики,
венчики, щетки, губки, пищевые красители, песочные часы, ножницы, лоскутки ткани,
соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. д.
2. Емкости: пластиковые пробирки; пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы,
величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д.,
бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, глина, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.
Тема занятия
Задачи
Сентябрь
1- занятие
«Детская
лаборатория»
Вводное.
Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента. Дать
представления о правилах поведения в детской лаборатории.
2- занятие
«Вода –
растворитель.
Очищение воды».
Выявить вещества, которые растворяются в воде,
познакомить со способом очистки воды – фильтрованием,
закрепить знания о правилах безопасного поведения при
работе с различными материалами.
3- занятие
«Как добыть воду
для питья», «Как
напиться без рук».
Формировать представления о том, что уровень воды
повышается, если в воду погружать предметы.
4- занятие
«Как вытолкнуть
воду?», «Как достать
монету из воды, не
замочив руки?».
Формировать представления о том, что уровень воды
повышается, если в воду погружать предметы. Познакомить
детей на опытах с атмосферным давлением.
5- занятие
«Что такое пар?».
Формировать представление детей о таком состояние как
пар; показать, как образуется пар.
Октябрь
1-занятие
«Подводная лодка из
винограда и яйца».
Учить детей на основе опыта делать выводы о наличие
воздуха в воде.
2-занятие
«Яйцо в банке».
Показать расширение горячего воздуха и его движение.
3-занятие
«Картофель в
солёной воде».
Показать как картофель может сморщиться за несколько
минут.
4-занятие
«Газировка в
домашних условиях».
Показать один из самых простых способов газирования воды
– взаимодействие соды и уксуса.
Ноябрь
1-занятие
«Песок – природный
фильтр».
Продолжать знакомить детей со свойством песка (сыпучесть,
рыхлость, способность пропускать воду).
2-занятие
«Как сравнить сухой
песок и сухую
глину?.
На основе сравнения выявить отличительные свойства сухого
песка и сухой глины
3-занятие
«Что такое горы?
Почему разрушаются
горы?».
Сформировать элементарные представления об изменениях в
неживой природе, экспериментальным путём показать, как
разрушаются камни и горы.
4- занятие
«Вулкан».
Дать представление детям о реакции веществ (сода, вода,
уксус, соль). Пузырьки газа выталкивают всё наружу.
Декабрь
1-занятие
"Прозрачное, хрупкое
стекло".
Познакомить с основными свойствами и качествами стекла, а
также дать представления старшим дошкольникам о видах
стекла.
2-занятие
"Звук". Фокус
«Поющий бокал».
Познакомить с основными свойствами звука: сила звука,
источник звука, звонкий – глухой, как вода влияет на звук.
Продемонстрировать появление звука от бокала (громкость
звука зависит от силы нажатия).
3-занятие
"Пластмасс
".
Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами.
4-занятие
"Резина".
Познакомить со свойствами резины и её качествами.
Объяснить понятие «упругость».
5- занятие
Познакомить с
понятием «Световая
энергия».
Познакомить со свойствами света. Понять значения:
прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, яркость света.
Познакомить детей с образованием теней.
Январь
1-занятие
«Фокусы с
магнитами».
На практике исследовать магнитные силы, закреплять силу
притяжения магнитов.
2-занятие
«Дерево и его
свойства. Возраст
дерева».
Продолжать знакомить детей со свойствами дерева. Учить
определять возраст деревьев по кольцам.
3-занятие
«Мир ткани»
«Необычное
рисование на ткани».
Выявить сходство и различия видов тканей и учетом их
применения; повторить свойства тканей.
Февраль
1-занятие
«Что такое
микроскоп?».
Познакомить детей с исследовательским прибором -
микроскопом, инструментами для работы с микроскопом,
рассказать для чего он используется. Микроскоп,
прозрачные пластины, чашка Петри, пинцет, скальпель,
микрорезка.
2-занятие
«Исследуем репчатый
лук».
Закреплять приемы работы с микроскопом, познакомить
детей с новыми понятиями «Клетка», «Ядро», «Вакуоль»,
Цитоплазма», «Мембрана», выяснить: почему от лука
плачут. Микроскоп, закрытая пластина, скальпель, головка
репчатого лука, бумага и карандаши для фиксации опыта.
3-занятие
«Мир растений» «Как
они дышат» Опыт
«На свету и в
темноте».
Определить факторы внешней среды необходимые для роста
и развития растений. Определить какие части растения - 1 20
участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух,
установить, что растение выделяет кислород
4-занятие
«Где прячется воздух.
Свойства воздуха».
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых
ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской
деятельности.
Март
1-занятие
«Наши знакомые:
сахар и соль».
Расширить и углубить представления детей об окружающем
мире посредством знакомства со свойствами соли и сахара
(запах, вкус, цвет, форма кристаллов,
растворимость). Использование соли, сахара в быту.
2-занятие
«Соль. Сахар».
Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование
соли, сахара в быту.
3-занятие
«Откуда сахар к нам
пришёл?».
Систематизировать представление детей о сахаре и его
свойствах, о значении для человека. Расширить и уточнить
знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
Упражнять детей в элементарном экспериментировании с
сахаром. Опытно-экспериментальная деятельность.
4-занятие
«Выращивание
кристаллов из
соды».
Показать детям как при остывании жидкости, сода оседает на
предмете.
Апрель
1-занятие
«Плавление
парафина».
Опыт «потухшая свеча» Уточнять знания детей о материалах,
из которых изготавливают свечи, их качествах.
2-занятие
«Почему океан
никогда не
замерзнет».
Продолжать расширить представление о подводном мире
морей и океанов и сравнить его с экосистемой рек.
3- занятие
«Секретное
послание».
Показать детям способы написания «невидимыми»
чернилами, опытным путем выяснить от чего это
происходит. Пробирки, палочка для смешивания, тонкая
кисть, лист бумаги, утюг, лимон, молоко, чай.
4-занятие
«Откуда берутся
вихри?».
Опытным путем дать возможность разобраться, как
образуется вихрь.
Май
1-занятие
«Где рождается
погода? Как
измеряют погоду?».
Систематизировать и углублять представление детей о
сезонных изменениях в природе, закрепить знания детей о
погодных явлениях, научить детей объяснять причины их
происхождения. Дать представления детям о термометре,
флюгере, барометре и их применении.
2-занятие
Опыт
«Распускающиеся
цветы».
Вы заметите, что цветы раскрываются, причем некоторые
раньше, чем другие, в зависимости от бумаги. Всё дело в
волокнах, из которых состоит бумага. Бумажные волокна
поглощают воду, они набухают и стремятся выпрямиться,
при этом лепестки открываются.
3-занятие
«Возрождение
цвета».
Показать на опыте, что все маркеры являются смесями
разных цветов.
4- занятие
Опыт «Красим цветок
без кисточки».
Формировать представления детей о процессе движения
воды по цветку.
Список используемой литературы.
1. Веракса Н. Е., ВераксаА. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
2. Вершинина Н. Б. Диагностический журнал. Старшая группа. - Волгоград: Учитель,
2010. 8 Горшкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание 1989/6
3. Л. С., ДанилинаТ. А., Лагода Т. С. Проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: 2006г.
4. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание 2004/8.
5. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего
дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» -
2003г. - №3
6. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - М.: Педагогическое
общество России, 2003.
7. Павленко И. Н. Как организовать эксперименты в детском саду// Управление ДОУ
2004/4.
8. Приказ Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования».
9. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании//
Дошкольное воспитание 2005/12.
10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.