Напоминание

Научно-методические рекомендации по изучению индивидуальности младших школьников


Автор: Багашева Олеся Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования № 89"
Населённый пункт: городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Научно-методические рекомендации по изучению индивидуальности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Научно-методические рекомендации по изучению

индивидуальности младших школьников

Одна из заметных тенденций нашего времени - это

признание

важности

человеческой

личности,

учет

индивидуальности человека во всех сферах жизнедеятельности.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального общего образования второго поколения создает

условия

для

максимально

полной

реализации

участников

образовательного процесса, и предназначен для удовлетворения

образовательных

потребностей

и

потребностей

индивидуального

развития

человека

младшего

школьного

возраста. Данный стандарт нацелен на развитие ребенка как

субъекта

отношений

с

людьми,

миром

и

собой,

предполагающий успешность и самореализацию учащихся в

образовательных видах деятельности, а также сохранение и

поддержку индивидуальности каждого ребенка [3].

Но в настоящее время учителя начальных классов не

обладают достаточными знаниями и умениями для выявления

индивидуальности младших школьников. Что в свою очередь

приводит к противоречию между заявленной в федеральном

государственном образовательном стандарте начального общего

образования

второго

поколения

необходимостью

изучать

индивидуальность

младшего

школьника

и

недостаточной

подготовленностью

самих

учителей

начальной

школы

к

данному виду деятельности.

В данной статье мы предлагаем научно-методические

рекомендации

по

изучению

индивидуальности

младших

школьников.

1.

Основной путь исследования индивидуальности - это

системный подход, который требует установления многомерных

связей между большим количеством различных показателей.

2.

Своеобразие

личности,

ее

генетические

данные,

способности, интересы и склонности, опыт обучения, общения,

самопознания могут быть поняты только в контексте реальной

жизнедеятельности.

3.

Изучение

индивидуальности

младшего

школьника

происходит при накапливании данных - его предпочтениях,

интересах, круге друзей, отношении к какому-либо учебному

предмету, поступке, решению, позиции и т.д. [2,5].

4.

Изучение

индивидуальности

через

деятельность

ребенка.

Многие

индивидуальные

особенности

личности

вскрываются непосредственно на уроке, другие - в работе дома.

Уже в том, как учащиеся выполняют домашние задания,

выявляются их индивидуальные особенности.

5.

Индивидуальные

особенности

ученика

можно

выяснить через выявление отношения коллектива к ученику и

ученика к коллективу. При этом определяется, как относится

ученик к коллективу класса в целом (его успехам и неудачам),

чувствует ли ответственность за класс, за порученное дело, с

кем дружит, каковы мотивы создания малых коллективов,

членом которых он

является; как относится коллектив к данному ученику.

6 Основную группу методов изучения индивидуальности,

ее особенностей составляет конструирование диагностических

ситуаций в естественных условиях образовательного процесса.

Можно начать с определения круга вопросов, по которым

складывается общее представление об ученике: Как учится?

Каковы мотивы учения? Каково самочувствие ученика? Как

реагирует

на

происходящие

события?

Что

ценит

в

неформальных

объединениях?

В

чем

проявляется

его

активность за пределами обучения? и т.д.

7.

Изучению индивидуальных особенностей личности

помогут оценочные методики, с помощью которых можно

выявить и соотнести оценку, самооценку и взаимооценку

важнейших личностных образований. Это могут быть закрытые

и открытые вопросники (анкеты). В каждом конкретном случае

их

применение

связано

с

необходимостью

изучить

круг

вопросов, опираясь не только на свои суждения, но и на

общественное мнение класса, соотнести оценку с самооценкой,

уточнить данные наблюдения.

8.

Изучить

индивидуальность

младшего

школьника

можно при получении словесной информации от самого

ребенка. Это позволит выяснить представление школьника о

нравственных нормах, поступках, отношениях между людьми, а

также их нравственные оценки, в которых выражено отношение

учащихся к различного рода общественным ситуациям и

поступкам [2,16-17].

9.

Часто

«разгадка»

индивидуальных

особенностей

личности ребенка содержится в условиях семейного воспитания.

При этом необходимо выяснить у родителей и самого ученика:

а) Общие данные о домашних условиях (состав семьи, занятия

родителей, наличие условий для занятия ученика дома, краткие

биографические сведения об ученике, перенесенные болезни,

переезды семьи, переход из школы в школу, и так далее);

б) Кто принимает наиболее активное участие в его воспитании?

В чём состоит воспитание в семье? Есть ли система в

воспитании, авторитетны ли для ребёнка те люди, которые его

воспитывают, существуют ли единые требования, правильно ли

переменяются поощрения и наказания? В какой мере ребёнок

предоставлен самому себе? Отношение к ребёнку в семье;

в)

Отношение ребёнка к родителям (проявление уважения,

заботы, и т.д.). Отношение к старшим и младшим братьям и

сёстрам. Отношение к другим членам семьи, соседям;

г)

Участие ребёнка в домашнем труде. Есть ли у него

определённые трудовые обязанности, какие именно? Как он их

выполняет? Напоминают ли ему о них? Отношение ребёнка к

вещам;

д)

Ребёнок садится за уроки: самостоятельно или по

требованию взрослых? Справляется сам или нуждается в

помощи?

Сколько

затрачивает

времени?

Работает

сосредоточенно

или

отвлекается?

Контролируют

ли

его

родители в подготовке уроков: следят за тем, чтобы ученик

регулярно в определённое время готовил уроки, чтобы не

откладывал приготовление на ночное время и так далее?;

е)

Как ребёнок проводит свободное от учебных занятий

время? Занимается ли спортом, посещает технические кружки,

музеи, театры, кино? Есть ли у него какое-либо увлечение?

Когда и при каких условиях оно возникло? Любит ли ребёнок

читать и что главным образом читает? Бывают ли у ребёнка

дома школьные товарищи, ходит ли он к ним, чем они заняты

при встрече? С кем дружит ученик, и в чём выражается его

дружба?;

ж)

Как проявляется отношение ребенка к школе? Любит ли

он школу, в чём это проявляется? Как реагирует ученик на

полученные отметки, как относится к учителю, отдельным

предметам, своим товарищам?

10. Длительное и внимательное наблюдение позволяет учителю

проследить

тенденцию

преобладания

положительных

или

негативных проявлений в классе и оценить направленность

каждой личности. Анализ конкретных поступков, действий,

суждений позволяет объяснить, какие проявления преобладают

у каждого ученика и почему, в каких сферах самореализация

наиболее выражена в отношении к реальным ценностям, к себе,

одноклассникам и т.д. [1]

11. Учителю при изучении индивидуальных особенностей

личности ученика в условиях учебной деятельности необходимо

выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик,

которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной

деятельности. В качестве таких личностных характеристик

выделяются:

а)

отношение

к

предмету,

содержанию,

процессу,

результату

учебно-познавательной

деятельности,

выражающееся в мотивации учения;

б)

характер

взаимоотношений

ученика

с

участниками

образовательного

процесса,

который

проявляется

в

эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя друг к

другу, учащихся между собой;

в) способности саморегуляции учебных действий, состояний и

отношений как показатель развития самосознания [2,21].

12.

Работу

с

трудными

детьми

необходимо

начинать

с

тщательного

изучения

их

индивидуально-психологических

особенностей, стараясь понять, что привело их на путь

асоциального поведения, каковы причины столь серьезных

исправлений их личности.

Таким образом, мы считаем, что данные рекомендации по

изучению индивидуальности младших школьников помогут

учителю

начальных

классов

строить

эффективней

образовательный процесс.

Список литературы

1. Гуткина, Н.И. Младший школьный возраст [Текст]; р

абочая

книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной.- М.,

1991.- 66с.

2. Изучение личности школьника учителем [Текст] / Под ред.

З.И.Васильевой, Т.В.Ахаян, М.Г.Казакиной, Н.Ф.Радионовой и

др., М.: Педагогика. 1991.-136с.

3, Федеральный государственный образовательный стандарт

общего образования (Текст]: Начальное общее образование

( проект рабочей группы Института проблем образовательной

политики «Эврика» , М., 2009.



В раздел образования