Напоминание

Дифференциация звуков [с] и [з] в слогах и словах для старшего дошкольника 5 лет с диагнозом ОНР ||| уровня , обусловленное лёгкой степенью дизартрии


Автор: Максимова Юлия Анатольевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребёнка "Детский сад №45 "Дельфин"
Населённый пункт: Город Курган , Курганская область
Наименование материала: Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Дифференциация звуков [с] и [з] в слогах и словах для старшего дошкольника 5 лет с диагнозом ОНР ||| уровня , обусловленное лёгкой степенью дизартрии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр

развития ребёнка « Детский сад № 45 «Дельфин»

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации

звуков [с] и [з] в слогах и словах для старшего дошкольника 5 лет с

диагнозом: ОНР III уровня, обусловленное легкой степенью дизартрии

Подготовила:

учитель- логопед Максимова Ю.А.

Курган, 2025

Тема: конспект индивидуального логопедического занятия по

дифференциации звуков [с] и [з] в слогах и словах для старшего

дошкольника 5 лет с диагнозом: ОНР III уровня, обусловленное легкой

степенью дизартрии.

Цель: создать условия для дифференциации звуков [с] и [з] в слогах и словах

Задачи:

Коррекционные:

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтез

Образовательные:

Развитие навыков словоизменения

Воспитательные:

Воспитание положительного отношения к обучению, активности и

внимания к заданиям

Оборудование:

Две куклы, зеркало, лепестки со словами, картинки.

Ход занятия

Логопед

Ребенок

1.

Организационный

момент

-Здравствуй, дорогой друг!

-Рада видеть тебя сегодня

на занятии.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим

-Здравствуйте!

2. Артикуляционная

гимнастика

-Но перед тем, как мы

познакомимся с нашими

новыми гостями, давай

разомнем наши губки и

язычок, чтобы

произносить звуки

правильно и красиво!

-Хорошо!

3. Объявление темы -Смотри, кто сегодня

пришёл к нам на занятие?

Свистелочка Соня и

Звенелочка Зоя. Им так

понравилось, как ты вчера

свистела и звенела, что

сегодня они решили прийти

к нам со своими заданиями.

Давай послушаем, что же

-Давай!

они для тебя подготовили.

4. Изолированное

произношение

звуков

-Давай вместе произнесём

любимые звуки наших

друзей,

Звук С очень тихо, как

сдувается у нас шина, а

звук З громко, как летает у

нас комар.

Ребенок произносит

изолированно звуки

5. Характеристика

звука

-А теперь давай

расскажем Соне и Зое, что

же мы знаем о звуках [З] и

[С] и что мы делаем,

чтобы красиво и правильно

их произнести. В чем у нас

звук С и З похожи, а в чем

же все-таки они

различаются?

(Общее

то,

что

при

произнесении этих звуков

губы в улыбке, зубы почти

сомкнуты,

кончик

языка

упирается в нижние зубы.

А различаются тем, что при

произнесении

звука

С

горлышко

не

дрожит

(голосовые

связки

не

работают), звук глухой, а

при произнесении звука З

горлышко

дрожит

(голосовые

связки

работают), звук звонкий.)

Ребенок рассказывает

характеристику звуков

6. Развитие

речевого дыхания

Может покажем нашим

девочкам, как мы делаем

бурю?

-Да. Давай покажем!

7. Развитие

фонематического

звука

Игра

«Собери

цветок»

-Девочки

очень

любят

гулять по поляне и делать

полевые букеты.

Давай

поможем

им

собрать

цветы для букета.

На

столе

лежат

"серединки" цветов. На них

написаны буква З и С.

Рядом

выкладываются

-Да, давай поможем!

«цветочные лепестки», на

которых

нарисованы

картинки (или слова) со

звуками [с, з, ж, ш]. Надо

среди

этих

картинок-"лепестков"

выбрать те, где есть звук [з]

и звук [с] и собрать цветок.

-Еще одна игра, которую

приложили нам поиграть

девочки, называется

«Найди лишнее»

-Сейчас будут произносить

слова, а ты будешь

говорить какое слово

лишнее среди них и

почему.

«санки, забор, сова, сок;

роза, коза, ваза, нос»

Лишнее слово забор,

потому что

начинается на звук З.

Лишнее слово Нос,

потому что

заканчивается на звук

С.

8. Пальчиковая

гимнастика.

-Наши

пальчики

устали,

давай их разомнем

Игра «Ежик без иголок»

Ребенок помогает

ежику сделать

иголочки.

9. Дифференциация

[с] и [з] в слогах.

-Сейчас я буду произносить

тебе слоги со звуками [с] и

[з], а ты слушай

внимательно и повторяй.

СА – ЗА

ОС - ОЗ

СМА – ЗМА

УСУ – УЗУ

-А теперь мы нашим

девочками расскажем

небольшие чистоговорки с

их любимыми звуками.

За-за-за на лугу стоит

коза.

Са-са-са- укусила в нос

оса.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы, мало

травки у козы

Сы-сы-сы - есть лисята у

Ребенок повторяет

звуки.

Произносит

чистоговорки

лисы

Зо-зо-зо - зовут зайку

егозой

Со-со-со - Костя катит

колесо.

10.

Физкультминутка

Вечером девочка Мила

(Шагаем на месте.)

В садике клумбу разбила,

(Прыжки на месте.)

Брат ее мальчик Иван

(Приседания.)

Тоже разбил... стакан!

(Хлопаем в ладоши.)

Выполняет за

логопедом

11.

Дифференциация [с]

и [з] в словах.

-А теперь задание

посложнее, но Соня и Зоя

уверены, что ты

справишься! Слушай

внимательно и повторяй за

нами слова:

«замок-сапог, зов-сон,

зонтик-сонный, везу-несу,

арбузы-бусы, грозу-росу,

козёл-осёл, злой-слой,

козлик-ослик, резина-

трясина»

Дидактическое

упражнение «Доскажи

словечко».

-Послушай, какие

стихотворения-загадки

подготовили для тебя Соня

и Зоя. Сейчас я буду

читать тебе стишок, а

ты догадайся, какого слова

не хватает:

«На дне реки усатый сом

Сладко

спит

и

видит.... (сон).

Ребенок произносит

слова

Разгадывает загадки

На осину Костя влез,

С высоты он видит. (лес).

Помогать я маме буду,

Вымою сама. (посуду).

Я ключом открыть не мог

На

дверях

большой. (замок).

Не доела Зоя суп,

Заболел у Зои. (зуб).

Летом нас пугают грозы,

А

зимой

страшны. (морозы).»

Игра «Разложи картинки

по звукам»

-А теперь давай сделаем

подарок для наших кукол.

Перед

тобой

на

столе

лежат картинки, их нужно

разделить

картинки

для

Сони (со звуком [С]) и для

3ои (со звуком[З]).

Ребенок раскладывает

картинки в два

столбика

12. Итог занятия

-Тебе понравилось наше

сегодняшнее занятие?

-Давай вспомним, чему мы

учились сегодня на

занятии?

- Какое задание от

Свистелочки и Звенелочки

тебе понравилось больше

всего?

-Да!

-Сегодня мы

научились различать

звуки С и З

-Собрать букет

Артикуляционная гимнастика:

1. «Улыбка», «Заборчик» Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

2. «Трубочка» В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

3. «Улыбка» / «Трубочка» Если наши губки улыбаются,

Посмотри – заборчик появляется.

Ну, а если губки узкой трубочкой,

Значит, можем мы играть на дудочке

1. « Накажи непослушный язычок» Язычок твой – озорник,

Он не слушает тебя.

Накажи его скорее:

«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

2. «Блинчик» Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

3. «Чистим зубки» Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые!

4. «Киска сердится» Рассердилась наша киска:

Ей забыли вымыть миску.

Ты не подходи к ней близко-

Поцарапать может киска!

5. «Горка» Язычок за зубки опускается,

Его кончик к зубкам прижимается.

Спинка сильно-сильно выгибается-

Вот какая горка получается!



В раздел образования