Напоминание

Методологические основы применения средств информационно – компьютерных технологий на тренировках в учебно-тренировочных группах


Автор: Новикова Татьяна Борисовна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО СШ "ФРЯЗИНО"
Населённый пункт: г.о. Фрязино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методологические основы применения средств информационно – компьютерных технологий на тренировках в учебно-тренировочных группах
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Методологические основы применения средств информационно – компьютерных

технологий на тренировках в учебно-тренировочных группах».

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

«Прежде, чем сделать ребёнка умным

и сообразительным – сделайте его здоровым» Руссо.

Важнейшим условием повышения эффективности массовых форм организованного

физического воспитания является интенсивная разработка наукоемких технологий

тренировочного процесса по предмету «физическая культура» в образовательных

учреждениях.

В контексте обеспечения качества учебно-тренировочного и воспитательного процесса

она определяется:

1.

— масштабами использования в нем достижений педагогической и психологической

науки и смежных областей знания в области культуры управления процессом развития

кинезиологического

потенциала

обучающегося

с

опорой

на

фундаментальные

закономерности его возрастной эволюции для реализации здоровья — формирующей

функции массового физического воспитания;

2.

— оперативностью освоения тренерами передовых методов формирования физической

и спортивной культуры личности обучающегося, овладения им ценностями здорового

стиля жизни;

3.

уровнем

оснащенности

мест

занятий

диагностическим

оборудованием

и

использованием on line мониторинга психофизиологического состояния организма

обучающихся при физических нагрузках на тренировках, в том числе и в формате

технологий спортивно ориентированного физического воспитания;

4.

— уровнем содержания мероприятий по медико-биологическому контролю за

состоянием здоровья обучающихся, педагогической, социально психологической и

культурологической

оценке

их

поведения

и

организации

соответствующих

коррекционных воздействий.

5.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ — показать эффективность применения информационно –

компьютерных технологий на тренировках в учебно-тренировочных группах.

ОБЪЕКТ ПРОГРАММЫ: тренировочный процесс в учебно-тренировочных группах.

ПРЕДМЕТ ПРОГРАММЫ: содержание, технические средства, методика применения

информационно – компьютерных технологий на тренировках.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера

в свои силы…» В.А.Сухомлинский

1.

Установить

современное

состояние

вопроса

применения

информационно

компьютерных технологий на тренировках.

2. Определить основные принципы в организации и проведении тренировок с

применением информационно – компьютерных технологий.

3. Определить основные средства и методы применения информационно – компьютерных

технологий на тренировках.

4. Обосновать эффективность выявленной методики применения информационно –

компьютерных технологий на тренировках.

5. Разработать методические рекомендации для применения программы.

1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО –

КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ В

СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ.

В настоящее время в процесс обучения внедряется все большее количество новых

методов обучения. Только за последние три года в сети Интернета было представлено

более 500 работ по применению информационно – компьютерных технологий в учебном

процессе. К сожалению, в основном, эти технологии охватывают учебный процесс ВУЗов

по гуманитарным предметам. Применение же средств ИКТ на тренировках составляет

примерно 5-7% от изданных работ. Среди применяемых, наиболее распространенными —

являются методы с использованием информационно — компьютерных технологий, в

частности мультимедийных технологий, среди которых в первую очередь необходимо

выделить видеокомпьютерную циклографию, а так же мультимедиа-учебники на DVD-R

(RW) которые начали применяться в процессе обучения последние 2-3 года.

Так, среди мультимедиа-учебников наибольшее количество разработок можно выделить

в следующих областях: мультимедиа-учебники по различным предметам, а так же

большое количество энциклопедических словарей и справочников.

В сфере физической культуры мультимедиа-учебники представлены единичными

экземплярами: «История Олимпизма», а так же порядка 10 CD-ROM по фитнессу и

аэробике — не все высокого уровня информативности.

В связи с чем, передо мной стал вопрос: разработать и внедрить в тренировочный

процесс спортивной школы мультимедиа-учебники позволяющие усовершенствовать

тренировочный процесс. И первое, что было сделано в этом направлении – это

энциклопедический справочник – «В помощь тренеру-преподавателю» в который было

включены все разработки за последние годы:

1.

Программные и нормативные документы;

2.

Методические пособия, как написанные мной, так и изданные другими авторами

в наиболее читаемых изданиях;

3.

Календарно – тематическое планирование и примерные конспекты тренировок по

различной тематике;

4.

Модифицированные программы с углубленным изучением предмета;

5.

Вся документация по обеспечению судейства спортивных соревнований, карточки,

протоколы, наградные листы, заявки и многое, многое другое;

6.

Образцы документов для работы по оформлению и написанию справок, выписок,

аттестационных и конкурсных заявок;

7.

Образцы экзаменационных билетов, конкурсных и олимпиадных заданий,

материалов для проведения викторин, тематических вечеров;

8.

Формы для проведения различного вида тестовых заданий;

9.

Образцы написания характеристик, отчетов и многое, многое другое, всего более

250 файлов.

Следующим шагом было создание мультимедиа учебников по программе.

Мультимедиа-технология — позволяет представлять пользователю на экране монитора

возможность отображения фото и видео кадров наряду с текстовой, графической,

звуковой и цифровой информацией, обеспечивая ведение интерактивного диалога

пользователя с системой. Изучение использования мультимедиа-учебников, позволило

сделать вывод, что использование данной технологии в сфере учебно-тренировочного

процесса приведет к следующим положительным сдвигам:

— во много раз увеличит скорость и количество усваиваемого материала.

— использование видеоматериалов в сочетании со звуковым оформлением, позволит

более объективно рассматривать технические особенности спорта.

— наличие на мультимедиа-учебниках вопросника по разделам, позволит объективно

оценивать уровень знаний каждого обучающегося.

— наряду с прикладным значением мультимедиа-технологий, они позволяют гораздо

эффективнее (и, в конечном счете, дешевле) решать ряд наболевших проблем

современной общественной жизни, используя формы дистанционного обучения.

— использование возможностей,

предоставляемой сетью «Интернет»,

позволяет

занимающимся

проводить

самостоятельные

занятия

по

некоторым разделам

программы,

иметь возможность доступа к видеофайлам,

размещенным на сайте

спортивной школы.

На данный момент проделана такая работа:

1.

В спортивном спортивной школе установлено следующее оборудование:

— Компьютер (Pentium III), в полной конфигурации, а также современный Video Blaster,

способный воспроизводить на экране монитора видеоизображения и фотографии с

видеокамеры и фотоаппарата, а так же позволяющего обрабатывать необходимый

материал.

— Мультимедийный проектор.

— Плазменный телевизор с диагональю 50 дюймов.

— Видеокамера.

— Планшетный сканер.

— Лазерный принтер.

— Хорошая акустическая система, усилитель, микрофон.

— DVD – пишущий плейер с жестким диском 150gb.

1.

Собран достаточно большой объем необходимого материала в электронном виде.

Большая часть отобранного материала вошла в диск «В помощь тренеру-

преподавателю», о котором я уже рассказывала.

2.

Накоплен в достаточно большом количестве видеоматериал по различным видам

спорта, входящим в школьную программу, необходимый для изучения и освоения

элементов техники, изучаемых видов спорта.

В настоящее время завершен видеомонтаж фильмов по истории Олимпийских игр

(более 20полнометражных фильмов); а также по темам: «Спорт и политика»; «Звезды

зарубежного спорта»; «Спорт и личность».

3.

Создан банк видеоуроков лучших учителей, к сожалению пока не полный. Но

постоянно он пополняется.

ОСНОВЫ

ОРГАНИЗАЦИИ

ТРЕНИРОВОК

В

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ

ГРУППАХ

С ПРИМЕНЕНИЕМ

ИНФОРМАЦИОННО

КОМПЬЮТЕРНЫХ

ТЕХОЛОГИЙ.

Разберем теперь такой вопрос: каким должна быть современная тренировка? Моя

задача- как тренера — состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в

процесс обучения и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям,

способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности.

Только тогда в полной мере может быть реализована идея полноценного образования и

здоровьесбережения всех

участников

тренировочного

процесса.

Методологической

основой этого является концепция целостного педагогического сознания, принципов

информатизационного

взаимодействия,

а

инструментарий

дают

современные

гуманистические педтехники и педтехнологии. Вся сложность тренировочного процесса

заключается в том, что, кроме передачи обучающимся определенной суммы знаний,

мы должны привить ему определенные умения и навыки.

Кроме того решаются такие задачи:

1.

Проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня, тренировочного

процесса в тех группах, с которыми я работаю.

2.

Формирование осознанной потребности занимающихся в здоровом образе жизни.

3.

Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся.

4.

Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.

5.

Предупреждение (профилактика)

как

внутренних,

так

и

внешних

причин

неуспеваемости обучающихся, развитие мотивации к обучению.

6.

Создать методическую копилку по здоровьесберегающим технологиям.

С перспективой в дальнейшем

более глубокой разработки данной темы с применением ИКТ.

7.

Выступить

по

теме

«Здоровьесберегающие

технологии

в

практике

учебно-

воспитательного процесса спортивной школы» на педагогическом совете школы.

Общепринято, что здоровье спортсмена в норме, если:

1.

в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с тренировочной нагрузкой,

ребёнок умеет преодолевать усталость;

2.

в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

3.

в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

4.

в

интеллектуальном

плане –

обучающихся

проявляет

хорошие

умственные

способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

5.

в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Основной формой проведения занятий с применением ИКТ являются групповые

занятия. Это позволяет

тренеру увеличить двигательную плотность

тренировки,

использовать

фронтальный

метод,

осуществлять

контроль

за

выполнением,

корректировать

действия

спортсменов,

исправлять

ошибки,

распределять

занимающихся согласно их физической подготовки,

уровню развития качеств и

функционального состояния.

Для проведения тренировок с

применением ИКТ

необходима тщательная подготовка мест занятий,

проверка всех соединений на

компьютере, мониторе, видеокамере и другой технике, ибо в случае, какой либо

поломки нарушается вся стройная система проведения занятия. Отсюда и высокие

требования

к

подготовке

тренера

и его

совершенные

знания

применяемой

аппаратуры.

Характер применяемых упражнений и техника их выполнения, при

использовании фронтального группового метода,

должны быть предварительно

хорошо изучены занимающимися и не вызывать большой сложности.

3. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО —

КОМПЬЮТЕРНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

НА

ТРЕНИРОВКАХ

В

УЧЕБНО-

ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ.

Остановимся более подробно на том,

что необходимо иметь тренеру в

спортивном зале (основываясь на собственном опыте):

1.

Компьютер (лучше ноутбук).

2.

Мультимедиапроектор или широкоформатный телевизор.

3.

Видеокамера.

4.

DVD – проигрыватель (плейер).

5.

МФУ.

6.

Усилитель.

7.

Колонки.

8.

Экран.

Компьютер.

1. Работа с текстовыми файлами в программе «Офис».

1.

Календарно – тематическое планирование.

2.

Годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий.

3.

Планы работ по четвертям и поурочное планирование.

4.

Все виды текстовых документов: справки, заявки, отчеты, афиши, объявления,

поздравления, протоколы соревнований, сдачи контрольных нормативов и т.д.

2. Работа с таблицами в программе «Иксель»

Возможность использования электронных таблиц и работа с ними при проведении

соревнований различного уровня с большим количеством участников,

быстрое

подведение итогов соревнований, мгновенное определение командного первенства и

многое другое

3.Обработка аудио файлов в программе «Sound Forge» или аналоге.

1.

Создание аудио – заставок и рекламных пауз при проведении спортивно –

массовых мероприятий.

2.

Написание музыки с использованием музыкальных сэмплов для.

3.

Озвучивание видеоприложений.

4. Обработка видеофайлов в программе «Adobe Premiere» или аналоге.

1.

Запись и обработка видеоматериала с использованием компьютера, создания

визуальных эффектов и анимированной графики,

редактирование имеющегося

материала, создание видеоуроков.

5.Уникальный способ накопления информации, создание собственной электронной

библиотеки.

1.

Быстрый и легкий способ поиска информации через систему интернета.

2.

Компактный

способ

хранения

информации,

быстрый

поиск

необходимого

материала.

3.

Создание личных дел спортсменов с видеокопиями различных необходимых

документов (паспортов, свидетельств о рождении и др. документов,

постоянно

необходимых для предъявления на мандатной комиссии соревнований).

Мультимедиапроектор или широкоформатный телевизор.

Мультимедиапроектор — очень хороший вариант, при условии возможности

изменения освещенности в зале,

но становится бесполезной вещью в залах с

высокой степенью освещенности. Но плазменный телевизор с экраном свыше 106

см, установленный в проеме окна и, защищенный капроновой сеткой, от попадания

мяча,

имеющий

возможность

подключение

одновременно

видеокамеры,

DVD

проигрывателя и компьютера– идеальный вариант для вашего зала.

1.

Показ графических таблиц и текстовых материалов.

2.

Видеопоказ

приложений,

видеокольцовок,

видеороликов

на

тренировках,

спортивных праздниках, спортивных вечерах.

3.

Показ

видеозаписи, непосредственно снятой во время тренировки, с целью

получения спортсменами срочной информации для исправления ошибок.

4.

Возможность использования как электронное табло при проведении соревнований.

Видеокамера.

1.

Запись видеоматериала для создания видео – урока.

2.

Запись видеоматериала для срочной и опосредованной информации при изучении

техники видов.

3.

Воспроизведение имеющегося материала на экран.

DVD – плейер.

1.

Просмотр

и показ

видеоматериалов

через

мультимедийный

проектор

или

плазменный телевизор (возможность покадрового и замедленного показа).

2.

Возможность сохранения достаточно большого количества видеоматериала на

жестком диске (последние модели пишущих плейеров имеют жесткий диск до

250 gb.)

3.

Благодаря

удачному

интерфейсу

у

этих

моделей,

поиск

необходимого

видеоматериала занимает считанные секунды, что немаловажно при проведении

урока.

4.

Возможность записи телевизионных программ непосредственно с кабеля антенны

или сети.

МФУ — МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА.

1.

СКАНЕР: сканирование текстов, фотографий, рисунков, схем и сохранение их в

электронном виде.

2.

КОПИР: копирование любого документа, протоколов соревнований и др.

3.

ПРИНТЕР: распечатка любых материалов, текстов, фотографий и др.

Подводя итоги, можно утверждать, что внедрение новых информационных технологий в

современный тренировочный процесс в условиях развитого информационного общества

требует

создания

соответствующей

технологии

создания,

хранения

и

передачи

информации. Это, в свою очередь, вызывает необходимость исследования характеристик,

специфических для педагогической информации, обеспечивающих ее дидактическую

эффективность. Одновременно надо найти принципы классификации педагогической

информации по ее физическим характеристикам, с целью разработки для каждого класса

оптимальных вариантов сжатия и хранения.

4 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО — КОМПЬЮТЕРНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА ТРЕНИРОВКАХ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ.

Широкое применение компьютерных технологий в тренировочном процессе все чаще

сопровождается применением разнообразных мультимедийных средств. Мультимедиа

определяется как компьютерная система, сочетающая аудио- и видео компоненты для

создания интерактивного приложения, использующего текст, звук и графику. С точки

зрения педагогики мультимедиа представляет собой дидактическое компьютерное

средство,

которое,

предъявляя

содержание

учебного

материала

в

эстетически

организованной интерактивной форме с помощью двух модальностей (звуковой и

визуальной),

обеспечивает

эффективную

реализацию

основных

дидактических

принципов. Это интерактивная система, обеспечивающая работу не только с текстами и

неподвижными

изображениями,

но

и

с

движущимся,

видео

анимационной

компьютерной графикой, речью и высококачественным звуком. К мультимедийным

функциям относятся также цифровая фильтрация и масштабирование видео, его сжатие,

ускорение операций, связанных с трехмерной графикой, вывод телевизионного сигнала на

монитор.

Важнейшая

дидактическая

закономерность

обучения

наглядность.

Современный

компьютер

может

существенно

повысить

наглядность

путем

использования трехмерной графики, звука, мультимедиа, соответствующих интерфейсов

— прямого манипулирования и интеллектуального, но все эти средства предъявляют

высокие требования программно — аппаратным средствам, практически не реализуемым

в силу экономических причин.

Таким образом, тренировка с применением ИКТ:

1.

делает занятия более интересными и развивает мотивацию к обучению;

2.

позволяет спортсменам понимать более сложные идеи в результате более ясной,

эффективной и динамичной подачи материала;

3.

предоставляет больше возможностей для развития личных и социальных навыков;

4.

позволяет обращаться к всевозможным электронным ресурсам, приспосабливаясь к

своим потребностям;

5.

учит спортсменов работать более творчески и становиться более уверенными в себе.

Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе

образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем

спортсменов, с уровнем развития культуры здоровья не только обучающихся, но и

педагогов.

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели

тренировочного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения

главной цели. Каждая тренировка должна быть приятной для ребенка, поэтому при

проведении

любой

тренировки

я,

как

тренер,

всегда

помню

заповедь

здоровьесберегающей технологии: «Не навреди!».

Я понимаю, что именно тренер может сделать для здоровья спотсмена гораздо больше,

чем врач. Тренер должен овладевать психолого-педагогическими технологиями, чтобы

построить тренировку так, чтобы не наносить ущерба здоровью занимающихся. Я

стараюсь интегрировать свои усилия в общую программу работы спортивной школы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

«Детей надо учить тому, что пригодится

им, когда они вырастут».

(Аристипп V-IV век до н.э.)

1. Применение ИКТ должно носить четко направленный характер, исходя из задач

данного периода обучения.

2. Подбор средств нужно производить из возможностей материальной базы спортивной

школы и наличия различного инвентаря.

3. Использование различных методов ИКТ значительно обогатит Ваш арсенал

применяемых средств.

4. Применение средств ИКТ для занимающихся в учебно-тренировочных группах

должно носить игровой характер с максимальным разнообразием применяемых средств.

5.

Дозировать

нагрузку

умерено,

в

соответствии

с

тренерско-педагогическими

принципами обучения.

6. Внимательно подбирать средства и методы обучения с использованием ИКТ для

совершенствования техники соответствующего вида спорта.

7.

Упражнения

включаемые

в

тренировочный процесс

должны

быть

хорошо

изученными и не искажать техники их выполнения.

Основная

цель

любой программы

достичь

планируемого

результата

с

максимальной эффективностью и быстротой. Данная программа прошла апробацию в

рамках

нашей

спортивной

школы и

получила

высокую оценку

тренеров-

преподавателей.



В раздел образования