Автор: Шолёва Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 42"
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: Статья
Тема: Обучение чтению младших школьников с общим недоразвитием речи.
Раздел: начальное образование
Обучение чтению младших школьников с общим недоразвитием речи.
Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда наряду с чтением, одновременно с ним и
даже раньше, чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словом.
В.А. Сухомлинский
Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили
перед начальным её звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению,
прочным навыкам осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-
эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.
Данная работа посвящена формированию деятельности чтения у младших школьников с
общим недоразвитием речи. Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня
процент первоклассников, у которых к началу учебного года несформированы фонетико-
фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи, растёт год от года. Среди
факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают
неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а также внешние условия окружающей
среды. Эти факторы могут воздействовать как во внутриутробном периоде развития, так и
во время родов, а также в первые годы жизни ребёнка.
Несформированность всех компонентов речи, называемая ОНР, является серьёзным
препятствием для усвоения обучающимися программного материала, так как
нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении.
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным
слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии,
при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы:
словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается
нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи.
Мы исходим из того, что для успешного обучения школьников с общим недоразвитием
речи необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает учёт
индивидуальных особенностей ребёнка и структуру речевого дефекта. Работу по
подготовке к обучению чтению начинаем задолго до самого процесса знакомства с буквами.
Для этого чётко определяем разделы, которые поэтапно формируют умения и навыки детей:
- формирование понятия слово;
- формирование понятия предложение;
- формирование понятия звук;
- формирование понятия схема (слоги, слова, предложения);
- формирование понятий буква, слог;
- овладение навыками чтения.
Работая с детьми с ОНР, учителя сталкиваются с тем, что для прочного усвоения
материала недостаточно использования только традиционных методов и приёмов.
Появляется необходимость в дополнительном инструментарии, который облегчит
понимание и закрепление наиболее трудных понятий и представлений в курсе подготовки к
обучению чтению.
Работа по формированию навыков чтения в букварный период включает в себя
следующие составные части.
1.Практическое овладение элементами речи через её анализ. Предложение расчленяется на
слова, слова на слоги, слоги на звуки, обозначаемые буквами; главное внимание при этом
сосредоточивается на звуко-буквенном и слоговом анализе зрительно воспринимаемых,
данных в графической форме, слов.
2. Закрепление связей между буквами и звуками.
3. Упражнения в слиянии звуков, букв в слог, воспроизведение готовых слогов, целых слов
и предложений.
4. Осмысление прочитанного ( значение слов, связей их во фразе, содержания
предложений).
Таким образом, все составные части работы по чтению в своей совокупности
обеспечивают развитие навыков анализа, синтеза читаемого материала, точное понимание
смысла прочитанного.
Воспитание технических навыков чтения требуют длительного времени. Различаются
разные уровни владения техникой чтения: побуквенное, послоговое, чтение целыми
словами и, наконец, как высший уровень, чтение по синтагмам, когда читающий зрительно
схватывает и быстро осознаёт несколько связанных между собой слов, делая на строке две-
три остановки глаз. Названные уровни отражают важнейшие этапы формирования навыков
чтения, каждый из которых характеризуется как типом и размером выделяемых в тексте
элементов (от буквы до синтагмы), так и степенью автоматизированности выполняемых
действий и операций чтения.
В букварный период обучения учащиеся читают вслух. При этом материалом чтения
служат: инструкции, организующие деятельность детей на уроке; таблички с
предложениями и словами, заготовленные для урока; слоговые упражнения, имеющиеся в
букваре; слоги, слова, фразы, составленные детьми из разрезной азбуки; тексты букваря;
подписи под рисунками и записи на доске. При чтении дети ориентируются на образец,
данный учителем. Проводится индивидуальная отработка материала чтения, а также
хоровое чтение по указанию учителя. Достаточно знакомые слова воспроизводятся целиком
с правильным выделением ударного слога (по знаку в тексте). Ошибки при чтении
корригируются дактильно, в ряде случаев приходится снова обращаться к анализу и
синтезу слога и слова, прибегать к записям на доске, показывать буквы и слоги разрезной
азбуки. По ходу чтения осуществляется постоянный контроль за пониманием слов и фраз
( с помощью рисунков, демонстрации предметов, действий, подбора к слову другого,
связанного с ним по смыслу, постановки логических вопросов, сравнения форм одного
слова).
В процессе формирования технических навыков чтения используется звукоусиливающая
аппаратура. Дети слушают, как читает учитель, подражают данному образцу, сравнивают
своё воспроизведение текста с чтением учителя. Усиление звучания речи учителя даёт
возможность детям воспринять слого-ритмический рисунок слова, интонацию
предложения. Возможно многократное прослушивание фраз, коротких текстов.
Индивидуальную работу по уточнению звукового состава слова и его точному
воспроизведению Ф.Ф. Рау рекомендует проводить методом слушания – чтения –
произношения. В индивидуальной работе с учащимися необходимо обращаться к
дополнительному выписыванию слов, слогов, прочитать которые ученик затрудняется. Как
и во фронтальной работе, при оказании индивидуальной помощи детям учитель прибегает к
дактилированию корригируя ошибки и уточняя фонемный состав слов и слогов. На
примере работы с буквой Т покажем обычный порядок в чтении слов и продолжений,
подлежащих усвоению (с учётом характерных для того или иного материала особенностей),
который заключается в следующем. Учащиеся по устной и письменной инструкции учителя
соотносят предложения и слова, написанные на табличках, с рисунками. Даётся
инструкция: «Покажи где: Ната держит мяч, Тома бросает мяч, Вова ловит мяч». В этих
предложениях, которые дети прослушивают в речи учителя и воспринимают в письменной
форме, большинство слов дано для глобального чтения, аналитически будет
воспроизведено лишь два слова: Вова, Тома. Последнее из них – Тома, даётся к уроку на
тему «Буква и звук Т». Показывая рисунки, дети проговаривают соответствующие фразы, в
них выделяется подлежащее анализу слова Тома. С опорой на графику проводится его
слоговой анализ, акцент делается на первом слоге, содержащем звук и букву Т. Детям
предъявляются картинки со знакомыми им предметами, в названии которых имеется тот же
звук: туфли, тапочки (слова для глобального чтения).
Далее дети переходят к упражнениям в чтении слогов и буквенных сочетаний, при этом
материал даётся соответственно составу слова Тома, а также сочетаний,
прорабатывавшихся ранее:
Читай:
ма ма ва ва
о-ма ома о-ва ова
То-ма Тома Вова Вова
Проводится отработка готовых прямых и обратных слогов со звуком Т, а также «гласный
+ согласный + гласный»:
Та та ат та а-та ата
То то от то а-то ато
Ту ту ут ту а-ту ату
Затем переходят к работе над ритмом, слиянием звуков в слог, читают слова:
Та та - та у папа
То то - то Т о баба
Ту ту -ту а мама
Вова
Тома
В состав упражнений входит и работа с разрезной азбукой. По образцам в букваре (или
написанным на доске) дети составляют слоги и слова. В образцах представлено несколько
вариантов контура слова:
Сложи То-ма Во-ва
-о-ма -о-ва
То-а Во-а
Т-ма В—а
То, что складывается, дети читают и анализируют. Слова для чтения могут сначала
составляться из разрезной азбуки по графической схеме. И, наоборот, по отработанным
словам составляются графические схемы, в соответствии с которыми можно подобрать
другие, аналогичные по составу слова. В дальнейшем буква Т войдёт в слова других уроков
грамоты, чтение её будет закрепляться в разных слогах и позициях (сочетаниях с другими
звуками).
Работа с разрезной азбукой, которая обязательно сопряжена с проведением звуко-
буквенного и слогового анализа и синтеза, является эффективным видом учебной
деятельности, необходимым для овладения как чтением, так и письмом.
Задания выполняются по образцам ( словам и фразам без пропусков и с пропусками,
графическим схемам), по аналогии с предварительно проведёнными упражнениями, на
материале тако же структуры. Возможно несколько вариантов такой работы:
- дано слово и один его слог, надо собрать из букв другой слог;
- дано слово без одной буквы или слога, его надо «дописать» с помощью разрезной азбуки;
- предъявлены слоги, надо их воспроизвести из букв и получить в результате слово.
В варьировании образцов и заданий, материал можно подобрать так, чтобы ученики
проводили анализ с опорой на сравнение целых единиц и частей целого.
Практикуется составление слов по данному рисунку. Предварительно дети могут
придумывать слова ( учитель называет определённый признак, например, чтобы в слове
было три слога), упражняться в их произношении они будут в процессе складывания этих
слов из букв. Полезно упражнять детей в составлении слов по памяти: учащимся
предъявляется слово на карточке, они его читают и анализируют, снова воспроизводят
целиком, после чего карточка убирается, дети переходят к составлению слова из разрезной
азбуки.
Таким образом, обучение чтению – сложный многоуровневый процесс, состоящий из
множества компонентов. Базой для овладения чтением является достаточная
сформированность компонентов устной речи, звукопроизношения, компонентов лексико-
грамматического строя.