Напоминание

Обучение чтению младших школьников с общим недоразвитием речи.


Автор: Шолёва Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 42"
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: Статья
Тема: Обучение чтению младших школьников с общим недоразвитием речи.
Раздел: начальное образование





Назад




Обучение чтению младших школьников с общим недоразвитием речи.

Чтение – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда наряду с чтением, одновременно с ним и

даже раньше, чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словом.

В.А. Сухомлинский

Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили

перед начальным её звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению,

прочным навыкам осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-

эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.

Данная работа посвящена формированию деятельности чтения у младших школьников с

общим недоразвитием речи. Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня

процент первоклассников, у которых к началу учебного года несформированы фонетико-

фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи, растёт год от года. Среди

факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают

неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а также внешние условия окружающей

среды. Эти факторы могут воздействовать как во внутриутробном периоде развития, так и

во время родов, а также в первые годы жизни ребёнка.

Несформированность всех компонентов речи, называемая ОНР, является серьёзным

препятствием для усвоения обучающимися программного материала, так как

нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении.

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным

слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии,

при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы:

словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается

нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи.

Мы исходим из того, что для успешного обучения школьников с общим недоразвитием

речи необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает учёт

индивидуальных особенностей ребёнка и структуру речевого дефекта. Работу по

подготовке к обучению чтению начинаем задолго до самого процесса знакомства с буквами.

Для этого чётко определяем разделы, которые поэтапно формируют умения и навыки детей:

- формирование понятия слово;

- формирование понятия предложение;

- формирование понятия звук;

- формирование понятия схема (слоги, слова, предложения);

- формирование понятий буква, слог;

- овладение навыками чтения.

Работая с детьми с ОНР, учителя сталкиваются с тем, что для прочного усвоения

материала недостаточно использования только традиционных методов и приёмов.

Появляется необходимость в дополнительном инструментарии, который облегчит

понимание и закрепление наиболее трудных понятий и представлений в курсе подготовки к

обучению чтению.

Работа по формированию навыков чтения в букварный период включает в себя

следующие составные части.

1.Практическое овладение элементами речи через её анализ. Предложение расчленяется на

слова, слова на слоги, слоги на звуки, обозначаемые буквами; главное внимание при этом

сосредоточивается на звуко-буквенном и слоговом анализе зрительно воспринимаемых,

данных в графической форме, слов.

2. Закрепление связей между буквами и звуками.

3. Упражнения в слиянии звуков, букв в слог, воспроизведение готовых слогов, целых слов

и предложений.

4. Осмысление прочитанного ( значение слов, связей их во фразе, содержания

предложений).

Таким образом, все составные части работы по чтению в своей совокупности

обеспечивают развитие навыков анализа, синтеза читаемого материала, точное понимание

смысла прочитанного.

Воспитание технических навыков чтения требуют длительного времени. Различаются

разные уровни владения техникой чтения: побуквенное, послоговое, чтение целыми

словами и, наконец, как высший уровень, чтение по синтагмам, когда читающий зрительно

схватывает и быстро осознаёт несколько связанных между собой слов, делая на строке две-

три остановки глаз. Названные уровни отражают важнейшие этапы формирования навыков

чтения, каждый из которых характеризуется как типом и размером выделяемых в тексте

элементов (от буквы до синтагмы), так и степенью автоматизированности выполняемых

действий и операций чтения.

В букварный период обучения учащиеся читают вслух. При этом материалом чтения

служат: инструкции, организующие деятельность детей на уроке; таблички с

предложениями и словами, заготовленные для урока; слоговые упражнения, имеющиеся в

букваре; слоги, слова, фразы, составленные детьми из разрезной азбуки; тексты букваря;

подписи под рисунками и записи на доске. При чтении дети ориентируются на образец,

данный учителем. Проводится индивидуальная отработка материала чтения, а также

хоровое чтение по указанию учителя. Достаточно знакомые слова воспроизводятся целиком

с правильным выделением ударного слога (по знаку в тексте). Ошибки при чтении

корригируются дактильно, в ряде случаев приходится снова обращаться к анализу и

синтезу слога и слова, прибегать к записям на доске, показывать буквы и слоги разрезной

азбуки. По ходу чтения осуществляется постоянный контроль за пониманием слов и фраз

( с помощью рисунков, демонстрации предметов, действий, подбора к слову другого,

связанного с ним по смыслу, постановки логических вопросов, сравнения форм одного

слова).

В процессе формирования технических навыков чтения используется звукоусиливающая

аппаратура. Дети слушают, как читает учитель, подражают данному образцу, сравнивают

своё воспроизведение текста с чтением учителя. Усиление звучания речи учителя даёт

возможность детям воспринять слого-ритмический рисунок слова, интонацию

предложения. Возможно многократное прослушивание фраз, коротких текстов.

Индивидуальную работу по уточнению звукового состава слова и его точному

воспроизведению Ф.Ф. Рау рекомендует проводить методом слушания – чтения –

произношения. В индивидуальной работе с учащимися необходимо обращаться к

дополнительному выписыванию слов, слогов, прочитать которые ученик затрудняется. Как

и во фронтальной работе, при оказании индивидуальной помощи детям учитель прибегает к

дактилированию корригируя ошибки и уточняя фонемный состав слов и слогов. На

примере работы с буквой Т покажем обычный порядок в чтении слов и продолжений,

подлежащих усвоению (с учётом характерных для того или иного материала особенностей),

который заключается в следующем. Учащиеся по устной и письменной инструкции учителя

соотносят предложения и слова, написанные на табличках, с рисунками. Даётся

инструкция: «Покажи где: Ната держит мяч, Тома бросает мяч, Вова ловит мяч». В этих

предложениях, которые дети прослушивают в речи учителя и воспринимают в письменной

форме, большинство слов дано для глобального чтения, аналитически будет

воспроизведено лишь два слова: Вова, Тома. Последнее из них – Тома, даётся к уроку на

тему «Буква и звук Т». Показывая рисунки, дети проговаривают соответствующие фразы, в

них выделяется подлежащее анализу слова Тома. С опорой на графику проводится его

слоговой анализ, акцент делается на первом слоге, содержащем звук и букву Т. Детям

предъявляются картинки со знакомыми им предметами, в названии которых имеется тот же

звук: туфли, тапочки (слова для глобального чтения).

Далее дети переходят к упражнениям в чтении слогов и буквенных сочетаний, при этом

материал даётся соответственно составу слова Тома, а также сочетаний,

прорабатывавшихся ранее:

Читай:

ма ма ва ва

о-ма ома о-ва ова

То-ма Тома Вова Вова

Проводится отработка готовых прямых и обратных слогов со звуком Т, а также «гласный

+ согласный + гласный»:

Та та ат та а-та ата

То то от то а-то ато

Ту ту ут ту а-ту ату

Затем переходят к работе над ритмом, слиянием звуков в слог, читают слова:

Та та - та у папа

То то - то Т о баба

Ту ту -ту а мама

Вова

Тома

В состав упражнений входит и работа с разрезной азбукой. По образцам в букваре (или

написанным на доске) дети составляют слоги и слова. В образцах представлено несколько

вариантов контура слова:

Сложи То-ма Во-ва

-о-ма -о-ва

То-а Во-а

Т-ма В—а

То, что складывается, дети читают и анализируют. Слова для чтения могут сначала

составляться из разрезной азбуки по графической схеме. И, наоборот, по отработанным

словам составляются графические схемы, в соответствии с которыми можно подобрать

другие, аналогичные по составу слова. В дальнейшем буква Т войдёт в слова других уроков

грамоты, чтение её будет закрепляться в разных слогах и позициях (сочетаниях с другими

звуками).

Работа с разрезной азбукой, которая обязательно сопряжена с проведением звуко-

буквенного и слогового анализа и синтеза, является эффективным видом учебной

деятельности, необходимым для овладения как чтением, так и письмом.

Задания выполняются по образцам ( словам и фразам без пропусков и с пропусками,

графическим схемам), по аналогии с предварительно проведёнными упражнениями, на

материале тако же структуры. Возможно несколько вариантов такой работы:

- дано слово и один его слог, надо собрать из букв другой слог;

- дано слово без одной буквы или слога, его надо «дописать» с помощью разрезной азбуки;

- предъявлены слоги, надо их воспроизвести из букв и получить в результате слово.

В варьировании образцов и заданий, материал можно подобрать так, чтобы ученики

проводили анализ с опорой на сравнение целых единиц и частей целого.

Практикуется составление слов по данному рисунку. Предварительно дети могут

придумывать слова ( учитель называет определённый признак, например, чтобы в слове

было три слога), упражняться в их произношении они будут в процессе складывания этих

слов из букв. Полезно упражнять детей в составлении слов по памяти: учащимся

предъявляется слово на карточке, они его читают и анализируют, снова воспроизводят

целиком, после чего карточка убирается, дети переходят к составлению слова из разрезной

азбуки.

Таким образом, обучение чтению – сложный многоуровневый процесс, состоящий из

множества компонентов. Базой для овладения чтением является достаточная

сформированность компонентов устной речи, звукопроизношения, компонентов лексико-

грамматического строя.



В раздел образования