Автор: Сабирова Дарья Ринатовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 45"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект группового дефектологического занятия по теме: «Форма предметов: круг».
Раздел: дошкольное образование
Конспект группового дефектологического занятия по теме: «Форма
предметов: круг».
Тема: «Форма предметов: круг».
Цель: дать детям представление о круге и показать, что круги могут быть
разных цветов и размеров.
Задачи:
Развивающие: развивать внимание, память и мелкую моторику.
Образовательные: учить обследовать фигуры путем обведения их по
контуру.
Воспитательные: воспитание активности и внимания к заданиям.
Оборудование: Муляжи натуральных овощей (картофель, морковь, капуста,
репа, огурец стручки гороха); квадраты, треугольники, 2 больших и 2
маленьких круга (желтые и красные).
Раздаточный материал. Большие красные и маленькие желтые круги,
рабочие тетради.
Ход занятия:
Дефектолог
Дети
I.
Организационны
й момент
-Здравствуйте, мои дорогие
друзья! Рада видеть вас
сегодня на нашем занятии!
(На столе дефектолога
геометрические фигуры: круги,
квадраты, треуголь-ники.)
-Ребята, найдите среди всех
геометрических фигур круг,
возьмите по одному и
проходите на места.
Дефектолог показывает
большой красный круг и
говорит: «Эта геометрическая
фигура называется круг.
Покажите, кто выбрал такую
же геометрическую фигуру».
(Заучивание слово круг,
произнесение его хором и
индивидуально.)
-Здравствуйте!
(Дети выполняют
задание).
Дети заучивают слово
круг, поизносят его
хором и
индивидуально.
II.
Основная часть
(знакомство с
(Дефектолог показывает детям
большой красный круг).
кругом)
-Как называется эта
геометрическая фигура?
-Какого цвета этот круг?
- Как это проверить?
(Сравнить с таблицей цветов и
«запрещающий» сигналом
светофора.)
(Дефектолог демонстрирует
маленький красный круг).
-Как называется эта
геометрическая фигура?
-Какого цвета этот круг?
(Дефектолог предлагает детям
обвести круг пальцем и
говорит: «Сейчас я обведу круг
пальцем.
Показывает детям большой
красный круг и спрашивает:
-Посмотрите, палец „бежит"
по кругу: откуда ушел, туда и
вернулся».
Дефектолог указывает на два
красных круга:
-Как называются эти
геометрические фигуры?
-Какого цвета эти круги?
-Что одинаковое у этих
кругов?
(Дети несколько раз повторяют
вывод: «У этих геометрических
фигу» одинаковые цвет и
форма»).
-Чем различаются эти круги?
-Это можно проверить. Я
наложу маленький круг на
большой: часть большого круга
видна из-за маленького круга,
значит, он больше.
-Круг.
- Красного цвета.
-Сравнить с
таблицей.
— Это тоже круг.
-Этот круг красного
цвета.
Дети повторяют
действие.
-Это круги
-Эти круги красного
цвета
-Цвет и форма
-Один круг большой,
другой - маленький
(Дефектолог демонстрирует
большой желтый круг.
(Красные круги остаются на
доске).
-
Как называется эта
геометрическая фигура?
-
Какого цвета этот круг?
-
Как это проверить?
-
Что одинаковое у этих
геометрических фигур?
-
Чем они различаются?
-
Группируя эти
геометрические фигуры по
цвету, можно сказать, что
желтый круг лишний.
Группировать предметы
можно по разным признакам.
Если сгруппировать эти круги
не по цвету, а по размеру, то
какой круг здесь окажется
лишний?
Дефектолог показывает
маленький желтый круг. Как
называется эта
геометрическая фигура?
-
Какого цвета этот круг?
-
Что одинаковое у этих
геометрических фигур?
(Дефектолог объединяет все
круги в одну группу).
-
Чем различаются круги?
Группируя эти геометрические
фигуры по цвету, можно
сказать, что здесь две группы
кругов: желтого и красного
цвета. (Педагог группирует
круги.)
— Это круг
-Этот круг желтого
цвета
-Сравнить с
таблицей цветов и
предупреждающим
сигналом светофора
- Форма – круг
-Два круга красные, а
один – желтый
-Маленький красный
-Круг
-Этот круг желтого
цвета
-Форма - круг
-Два круга красные,
два - желтые
-По размеру
-Большие желтый и
-
По какому другому признаку
можно разделить эти круги на
две группы?
-
Какие круги в одной группе?
(Ребенок группирует круги на
доске).
- Какие круги в другой группе?
(Ребенок группирует круг).
красный круги
-Маленькие желтый
и красный круги
Физкультминутка
«Урожай».
В огород пойдем,
Урожай соберем.
(Маршировать на месте.)
Мы морковки
натаскаем («Таскают».
Изображать, как
вытаскивают из земли
морковь.)
И картошки
накопаем. («Копают».
Изображать, как копают.)
Срежем мы кочан
капусты, («Срезают».
Изображать, как срезают у
земли кочан.)
Круглый, сочный, очень
вкусный, (Показывают круг
руками — 3 раза.)
Щавеля нарвем
немножко («Рвут».
Изображать, как рвут
щавель.)
И вернемся по
дорожке. (Маршировать на
месте.)
Н.В. Нищева
Дети повторяют за
педагогом.
Игровое упражнение «Найди
круглые овощи»
(Дефектолог просит детей
найти в группе предметы,
имеющие форму круга; затем -
вспомнить, какие еще бывают
круглые предметы).
(Дефектолог раскладывает на
столе овощи (картофель,
морковь, капуста, репа, огурец,
горох) и спрашивает:
-Что лежит на столе?
-Какие овощи лежат на столе?
-Какие овощи имеют круглую
форму?
-Овощи
- Картофель, морковь,
капуста, репа, огурец,
горох
-Как доказать, что горошина
круглая?
-Чем отличается круг от других
геометрических фигур?
(Дефектолог просит детей
нарисовать в воздухе
маленький круг сначала
правой, затем левой рукой, и
большой круг - обеими
руками).
-Она может катиться.
-Он может катиться,
ему «не мешают»
уголки.
(Дети выполняют
задание).
Игровое упражнение
«Сравни круги»
(У каждого ребенка большой
красный и маленький желтый
круги, вырезанные из бумаги
или картона).
Дефектолог дает задания:
-Покажите большой круг.
-Какого он цвета?
-Как о нем можно сказать?
-Покажите маленький круг.
-Какого он цвета?
-Как о нем можно сказать?
-Как можно проверить, что эти
круги разного размера?
-Часть красного круга мы
видим из-под желтого.
(Дети показывают и
отвечают на
вопросы).
-Красного
-Это большой
красный круг
-Желтого
-Это маленький
желтый круг
-Наложить их друг на
друга.
(Дети накладывают
круги.)
III.
Итог
Обобщающие вопросы по теме
занятия.
-Ребята, вы большие молодцы!
(Дети отвечают на
вопросы).