Напоминание

Использование игры для развития коммуникативных навыков


Автор: Редкозубова Вера Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №36 Яблонька
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, СУРГУТ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование игры для развития коммуникативных навыков
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРА КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ

НАВЫКОВ: ОТ РАННЕГО ДЕТСТВА К СОЦИАЛЬНОМУ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Введение:

Коммуникативные навыки – это фундаментальный компонент

успешной социализации и адаптации личности в обществе. Они

позволяют человеку эффективно взаимодействовать с окружающими,

устанавливать и поддерживать межличностные отношения, выражать

свои мысли, чувства и потребности, а также понимать других.

Формирование коммуникативных навыков начинается с раннего

детства и проходит через различные этапы развития. В этот процесс,

безусловно, вносит существенный вклад игра – ведущая деятельность

дошкольного и младшего школьного возраста. Игра, обладая

уникальным потенциалом, создает естественную среду для развития

всех аспектов коммуникации: от вербальных до невербальных, от

межличностного взаимодействия до участия в коллективных диалогах.

Данная статья посвящена исследованию роли игры в развитии

коммуникативных навыков, анализу различных видов игр,

способствующих этому процессу, а также представлению

практических рекомендаций по их применению в образовательной и

воспитательной работе.

Сущность коммуникативных навыков и их значение:

Коммуникативные навыки представляют собой комплекс умений,

необходимых для эффективного и целенаправленного общения. Они

включают в себя:

Вербальное общение: Владение языком, умение строить

фразы, подбирать слова, выражать свои мысли четко и понятно,

слушать и понимать речь собеседника.

Невербальное общение: Использование мимики, жестов,

интонации, зрительного контакта для передачи эмоций и

смыслов.

Социальное взаимодействие: Умение строить отношения с

другими людьми, работать в команде, договариваться,

разрешать конфликты, проявлять эмпатию.

Понимание собеседника: Способность слушать и слышать,

учитывать точку зрения другого, проявлять толерантность.

Самовыражение: Умение адекватно выражать свои мысли,

чувства, потребности, отстаивать свою позицию.

Значение коммуникативных навыков трудно переоценить. Они

являются основой для:

Успешной социализации: Возможность находить друзей,

строить гармоничные отношения в семье, коллективе.

Академической успешности: Эффективное взаимодействие с

учителями и сверстниками, участие в групповой работе,

понимание учебных инструкций.

Профессионального роста: Успешное общение с коллегами,

клиентами, руководителями, умение работать в команде –

ключевые факторы карьерного роста.

Личностного развития: Возможность самовыражения,

понимания себя и других, формирования адекватной

самооценки.

Игра как ведущая деятельность и ее роль в развитии

коммуникативных навыков:

Игра, как известно, является ведущей деятельностью в дошкольном и

младшем школьном возрасте. Она представляет собой особую форму

активности, характеризующуюся:

Свободой и добровольностью: Участие в игре

осуществляется по желанию ребенка.

Наличием сюжета и ролей: Ребенок примеряет на себя

различные роли, моделирует социальные ситуации.

Игровыми правилами: Существуют определенные правила,

которые необходимо соблюдать для достижения игрового

результата.

Эмоциональной вовлеченностью: Игра всегда

сопровождается яркими положительными эмоциями.

Благодаря этим характеристикам, игра создает идеальные условия

для развития коммуникативных навыков:

1. Стимуляция вербального общения:

o

Диалоги: В ходе игры дети вынуждены общаться друг с

другом, чтобы договориться о правилах, распределить

роли, обсудить сюжет, скоординировать свои действия.

o

Монологическая речь: Дети комментируют свои действия,

объясняют свой выбор, рассказывают о своих планах в

игре.

o

Развитие словаря: В игре используются новые слова,

связанные с сюжетом, ролями, действиями.

2. Развитие невербального общения:

o

Мимика и жесты: Дети используют мимику и жесты для

передачи эмоций, выражения своих намерений,

привлечения внимания.

o

Интонация: Ребенок учится менять интонацию голоса,

чтобы передать характер персонажа, его настроение.

o

Зрительный контакт: В процессе игры дети

устанавливают зрительный контакт друг с другом, что

важно для понимания и взаимодействия.

3. Формирование социальных навыков:

o

Сотрудничество: В игре дети учатся работать в команде,

договариваться, помогать друг другу, достигать общей

цели.

o

Эмпатия: Примеряя на себя разные роли, дети учатся

понимать чувства и мотивы других персонажей,

сопереживать им.

o

Управление конфликтами: В игре неизбежно возникают

спорные ситуации, которые дети учатся разрешать через

переговоры, компромиссы.

o

Следование правилам: Соблюдение игровых правил

воспитывает дисциплинированность, уважение к

общепринятым нормам.

4. Развитие понимания социальных ролей:

o

Примерка ролей: Через игру дети осваивают различные

социальные роли (мама, папа, врач, учитель, продавец),

понимают их функции и особенности поведения.

o

Моделирование социальных ситуаций: Игра позволяет

проигрывать различные сценарии взаимодействия, что

способствует формированию адекватного понимания

социальных норм.

Виды игр, способствующие развитию коммуникативных

навыков:

Различные виды игр оказывают специфическое влияние на

формирование коммуникативных навыков:

1. Сюжетно-ролевые игры:

o

Описание: Игры, в которых дети берут на себя

определенные роли и разыгрывают сценарии из жизни

(например, «Семья», «Магазин», «Больница», «Детский

сад»).

o

Влияние на коммуникацию:

Развитие диалогической речи: Дети ведут диалоги в

соответствии с ролями, договариваются о действиях,

имитируют бытовые и социальные ситуации.

Освоение речевых клише: Усвоение характерных

фраз и выражений, соответствующих ролям.

Развитие умения договариваться: Распределение

ролей, обсуждение сюжета, согласование своих

действий.

Эмоциональное выражение: Передача эмоций

персонажей через речь и мимику.

2. Дидактические игры:

o

Описание: Игры с четкими правилами, направленные на

усвоение определенной информации или навыка

(например, «Что бывает такого цвета?», «Назови

детеныша», «Найди лишнее»).

o

Влияние на коммуникацию:

Развитие умения слушать и следовать

инструкциям: Дети должны внимательно слушать

правила и выполнять их.

Развитие умения задавать вопросы и отвечать на

них: В ходе игры могут возникать вопросы,

требующие уточнения.

Развитие словарного запаса: Игры направлены на

усвоение новых слов, понятий.

Формирование умения работать по

правилам: Осознание необходимости соблюдения

общих правил.

3. Игры с правилами (сюжетные и без сюжета):

o

Описание: Игры, в которых есть четкие правила, но

отсутствует развернутый сюжет (например, «Съедобное-

несъедобное», «Ручеек», «Море волнуется раз»).

o

Влияние на коммуникацию:

Развитие умения договариваться: Перед началом

игры часто обсуждаются правила.

Развитие умения ждать своей

очереди: Формирование терпения и уважения к

другим.

Развитие умения реагировать на сигналы: В играх,

где присутствуют определенные сигналы (например,

хлопок, слово), дети учатся быстро реагировать и

взаимодействовать.

Развитие умения соблюдать правила: Важнейший

аспект социального взаимодействия.

4. Режиссерские игры:

o

Описание: Игры, в которых дети сами придумывают сюжет,

распределяют роли, используют игрушки и предметы в

качестве персонажей.

o

Влияние на коммуникацию:

Развитие инициативы и самостоятельности: Дети

сами проявляют инициативу в организации игры.

Развитие воображения и речи: Создание сюжетов,

придумывание диалогов, описание событий.

Развитие умения договариваться и

сотрудничать: Совместное создание сюжета,

распределение ролей.

5. Коммуникативные игры (специально разработанные):

o

Описание: Игры, направленные непосредственно на

развитие конкретных коммуникативных навыков (например,

игры на развитие эмпатии, умения слушать, выражать

чувства).

o

Примеры: «Испорченный телефон», «Поймай мое

настроение», «Я расскажу тебе секрет», «Сказка по кругу».

o

Влияние на коммуникацию: Целенаправленное развитие

конкретных аспектов общения.

Методы и приемы использования игры для развития

коммуникативных навыков:

Педагоги и родители могут использовать ряд эффективных методов и

приемов, чтобы игра способствовала развитию коммуникативных

навыков:

1. Создание благоприятной атмосферы:

o

Поддержка и принятие: Создание условий, в которых

ребенок чувствует себя комфортно, не боится проявлять

инициативу, ошибаться.

o

Позитивное подкрепление: Поощрение любыми

попытками ребенка к общению, сотрудничеству,

выражению своих чувств.

2. Организация игровой деятельности:

o

Разнообразие игр: Предложение детям игр различных

видов, жанров, с разным количеством участников.

o

Своевременное вмешательство: Педагог или родитель

должен наблюдать за игрой, при необходимости

ненавязчиво вмешиваться, помогать детям разрешать

конфликты, направлять сюжет, предлагать новые идеи.

o

Постановка проблемных ситуаций: Введение в игру

ситуаций, требующих от детей общения, сотрудничества,

поиска решений.

o

Использование заместителей: Предоставление детям

предметов-заместителей, которые стимулируют их

воображение и речевую активность.

3. Стимулирование речевого общения в игре:

o

Вопросы к детям: Задавать вопросы, стимулирующие

диалог, побуждающие к размышлению, объяснению своих

действий.

o

Побуждение к пересказу: Просить детей рассказать о том,

что происходило в игре, какие роли они играли.

o

Обогащение словаря: Введение новых слов, понятий,

связанных с сюжетом игры, объяснение их значения.

o

Поощрение самостоятельности: Давать детям

возможность самостоятельно выбирать роли, сюжет,

распределять действия.

4. Развитие невербальной коммуникации:

o

Игры с пантомимой: Игры, в которых нужно изобразить

персонажа, действие, эмоцию без слов.

o

Обсуждение мимики и жестов: Анализ того, как

персонажи в игре или в книгах выражают свои чувства

через мимику и жесты.

o

Использование игрушек: Стимулирование детей к

использованию игрушек для передачи эмоций персонажей.

5. Формирование навыков сотрудничества и разрешения

конфликтов:

o

Наблюдение и поддержка: Наблюдение за тем, как дети

взаимодействуют, и оказание помощи в сложных

ситуациях.

o

Обучение переговорам: Помощь детям в поиске

компромиссных решений, в формулировании своих просьб

и отказов.

o

Обсуждение правил: Проговаривание и обсуждение

правил игры, их важности для всех участников.

6. Роль педагога/родителя:

o

Партнер по игре: Педагог или родитель может стать

полноправным участником игры, демонстрируя пример

эффективного общения.

o

Модератор: Помощь в разрешении конфликтов, в

направлении игры.

o

Источник новых идей: Предложение новых сюжетов,

ролей, правил.

Примеры игр для развития коммуникативных навыков:

1. «Мы – актеры» (сюжетно-ролевая игра):

o

Цель: Развитие диалогической речи, умения вести беседу,

договариваться, проявлять эмпатию.

o

Описание: Дети выбирают роли (например, семья, гости,

посетители магазина). Обсуждают сюжет, распределяют

роли, разыгрывают сцены.

o

Роль взрослого: Наблюдение, поддержка, ненавязчивое

предложение новых идей, помощь в разрешении

конфликтов.

2. «Передай настроение» (коммуникативная игра):

o

Цель: Развитие умения распознавать и выражать эмоции

через мимику и интонацию.

o

Описание: Дети встают в круг. Первый ребенок загадывает

эмоцию (радость, грусть, удивление) и передает ее соседу

с помощью мимики и жестов. Сосед угадывает и передает

дальше.

o

Роль взрослого: Объяснение эмоций, показ примеров,

поддержка.

3. «Сказка по кругу» (творческая игра):

o

Цель: Развитие связной речи, воображения, умения

слушать и продолжать мысль другого.

o

Описание: Первый участник начинает сказку одним-двумя

предложениями. Следующий по кругу должен продолжить

сказку, опираясь на сказанное предыдущим, и так далее.

o

Роль взрослого: Стимулирование, помощь в поддержании

логики сюжета, ввод новых персонажей или событий.

4. «Что бывает такого цвета?» (дидактическая игра):

o

Цель: Развитие словарного запаса, умения

классифицировать объекты по признаку.

o

Описание: Педагог называет цвет, дети по очереди

называют предметы этого цвета.

o

Роль взрослого: Расширение словаря, уточнение

значений слов.

5. «Построй башню вместе» (игра с

правилами/сотрудничество):

o

Цель: Развитие навыков сотрудничества, умения

договариваться, координировать действия.

o

Описание: Дети получают одинаковый набор строительных

материалов и должны вместе построить башню,

договорившись о том, кто какой элемент будет

использовать, как соединять детали.

o

Роль взрослого: Наблюдение, предложение помощи в

случае затруднений, стимуляция обсуждения.

Заключение:

Игра является незаменимым инструментом в формировании

коммуникативных навыков у детей. Она позволяет пройти путь от

элементарного взаимодействия к сложному социальному общению,

осваивая при этом богатство языка, нюансы невербальной

коммуникации, принципы сотрудничества и разрешения конфликтов.

Педагоги и родители, осознанно используя разнообразные виды игр и

применяя эффективные приемы, могут значительно обогатить

коммуникативный опыт ребенка, подготовив его к успешной

социализации, продуктивной деятельности и гармоничным

отношениям с окружающим миром. Игра – это не просто развлечение,

это важнейший этап становления личности, где закладываются

основы будущей коммуникативной компетентности.



В раздел образования